Цель: сформировать навык произношения звука [Л] в прямых и обратных слогах, словах.
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
- автоматизировать звук [Л] в слогах, словах, предложениях.
Коррекционно-воспитательные:
- воспитывать интерес к занятиям
- умение контролировать свою речь.
Коррекционно-развивающие:
- развитие моторики речевого аппарата
- закрепление правильного произношения данного звука в слогах, словах, предложениях
- развитие зрительно-пространственных функций.
Оборудование: зеркало, картинки, карта, схема для анализа звуков.
Ход занятия
Скачать конспект
1. Организационный момент.
Логопед: Здравствуй! Я очень рада тебя видеть! Как твои дела? Как настроение?
Садись удобно, спинку не забывай держать прямо. Давай вспомним, с чего начинается каждое наше занятие?! Правильно, с зарядки. Смотри в зеркало и выполняй движения.
2. Артикуляционная гимнастика
Логопед: Чтобы правильно и красиво говорить, нужно сделать гимнастику для язычка, губ и щек.
- «Улыбка-Хоботок»
- «Лопаточка» — «Иголка»
- «Качели»
- «Пароход гудит»
- «Вкусное варенье»
3. Дыхательная гимнастика
Логопед: Посмотри, у меня есть вот такая пчелка, давай подуем и посмотрим как она машет крыльями во время полета.
Инструкция: (Вдыхаем носом, выдыхаем через рот губы в трубочку, плечи не поднимаем, щеки не надуваем)
4. Введение в занятие
Логопед: Сегодняу нас на занятии гость. Послушай загадку и попробуй догадаться, кто это?
Над цветком она жужжит, К улью быстро так летит, Мед свой в соты отдала; Как зовут ее?! (Пчела)
Логопед: Правильно! Это веселая и добрая пчела, а зовут ее Лоло. Она немного заблудилась и очень хочет вернуться к себе домой в свою сказочную страну Пчеландия. А заблудилась она потому, что искала того кто мог бы помочь ей вспомнить как произносится звук Л.
Давай поможем Лоло вернуться домой и вспомнить как произносится звук Л.
5. Анализ артикуляции звуков. Характеристика звука.
Логопед: Расскажи Лоло, как нужно правильно произносить звук [Л].
Ребенок: При произношении звука [Л] губы в улыбке, зубы разомкнуты, кончик языка прижат к бугорку за верхними зубами.
Логопед: Звук [Л] согласный или гласный?
Ребенок: Согласный
Логопед: Почему?
Ребенок: Звук [Л] согласный, потому что во рту есть преграда.
Логопед: Звонкий или глухой?
Ребенок: Звонкий.
Логопед: Почему он звонкий?
Ребенок: При произнесении звука [Л] горлышко дрожит.
Логопед: Твердый или мягкий?
Ребенок: Твердый
Логопед: Ну теперь в путь! У нас есть карта, с помощью которой мы поможем Лоло добраться до ее страны. Эта карта необычная, нужно двигать указательным пальцем правой руки и произносит звук [Л].
6. Автоматизация звука [Л] в слогах.
Логопед: Итак мы добрались до первого пункта. Нас встречает пчелка-певица она любит летать на лужайке и петь песенки. И хочет, чтобы ты тоже спела вместе с ней.
ла-ла-ла ала-ала-ала лу-лу-лу улу-улу-улу лы-лы-лы ылы-ылы-ылы ло-ло-ло оло-оло-оло
Логопед: Отправляемся дальше.
7. Автоматизация звука [Л] в словах.
Логопед: А вот и дошли до второго пункта, и эта пчелка предлагает тебе поучиться сочинять стихи. Придумай слово в рифму и повтори все стихотворение. Не забывай четко и правильно произносить [Л].
Ла-ла-ла, вкусный мед несет… Ребенок: (пчела). Лу-лу-лу, мы увидели… Ребенок: (пчелу).
Лы-лы-лы, испугались мы… Ребенок: (пчелы).
Логопед: А еще пчелка хочет, чтобы мы разгадали ребус. Внимательно посмотри на карточки. Что здесь изображено. А что еще ты видишь? Правильно! Слог. Какое слово получится, если соединить слог со словом.
8. «Ребус»
Бу (лавка) Что за слово?
Ку (лак) Что за слово?
Каб (лук) Что за слово?
9. Физминутка.
Логопед: Пчелка немного устала. Давай вместе с ней отдохнем.
Вот и пчелкина зарядка. Выполняй-ка по порядку. Быстро встань и улыбнись. Выше, выше потянись.
Ну-ка плечи распрями, Подними и опусти. Влево, вправо повернись, Рук коленями коснись.
Логопед: Идем дальше, до третьего пункта.
10. Автоматизация звука в словах.
Игра «Где спрятался звук».
Логопед: Эта пчелка принесла красивую шкатулку. Посмотри, что в ней лежит. Да тут много картинок, в названии которых каждого предмета спрятался звук [Л]. Определи место звука в словах: в начале, в середине или конце слова.
(Лапти, лошадь, велосипед, осел, футбол, ласточка, пила, молоток, волк, палка, мел, ласты, булка, фиалка, стол, вешалка, лук, лодка).
11. Автоматизация звука в предложениях.
Логопед: Вот мы почти у страны пчелки Лоло остался последний пункт. Тут нас встречает пчелка, которая хочет нас рассмешить забавными предложениями. Давай послушаем их, и составим правильно.
Логопед: Салат ел Милу.
Ребенок: Мила ела салат.
Логопед: Пол упал на стул.
Ребенок: Стул упал на пол.
Логопед: Лук попол Милу.
Ребенок: Мила попола лук.
Ребенок: Ура! Вот мы и добрались до страны Пчеландия! И помогли Лоло вспомнить звук Л.
12. Итог занятия.
Логопед: Какой звук мы сегодня повторяли?
Ребенок: Сегодня на занятии мы повторяли звук [Л].
Логопед: Как правильно он произносится?
Ребенок: При произношении звука [Л] губы в улыбке, зубы разомкнуты, кончик языка прижат к бугорку за верхними зубами.
Логопед: Какой он?
Ребенок: Звук [Л] согласный, твердый, звонкий.
Логопед: Наше занятие подошло к концу. Пора прощаться с Лоло. Ей пора возвращаться домой.
|