Задачи:
Коррекционно-образовательные
- Автоматизировать звук «Р» в слогах, словах и предложениях.
- Способствовать развитию звукового анализа (определять место звука «Р» в начале, середине, конце слова), читать слоги.
- Упражнять в произношении слов сложной слоговой структуры, в образовании относительных прилагательных, согласовывать слова в предложении.
Коррекционно-развивающие
- Способствовать развитию фонематических представлений, словесно-логического мышления, памяти, навыков самоконтроля и мелкой моторики.
Коррекционно-воспитательные
- Содействовать воспитанию доброжелательности, отзывчивости и взаимопомощи.
Оборудование:
- (ИКТ) слайды с изображением жителей сказочного королевства, сюжетными картинками, слайды игры – шутки «Кто с кем дружит?» (Смирнова Л.Н. «Большая книга логопедических игр»)
- звуковые символы (для чтения слогов);
- овощи: морковь, помидор, укроп, картофель, капуста, лук, баклажан, горох;
- баночки с наклейками: груша, персик, брусника, черника, смородина, крыжовник;
- коробка для инструментов, их силуэтные изображения: топор, рубанок, отвертка, шуруповерт;
- картинки с деформированными предложениями:
- рыба рыбачит рыбака
- дорога идет по снеговику
- деревья сажают детей
- трава жует корову
- геометрические фигуры (круги, квадраты, треугольники) красного, розового, оранжевого, серого, черного цветов;
- таз с мелкими игрушками и фасолью;
- игрушка Дракоша;
- аудиозапись детского плача.
Основная часть:
Логопед Здоровается с детьми, уточняет над каким звуком они работают. Предлагает выполнить артикуляционную гимнастику.
«Улыбка – окошечко», «Качели», «Чашечка», «Индюк», «Балтушка»
Слышится сигнал тревоги. Все обращают внимание на экран.
Логопед: с нами кто-то пытается выйти на связь. Хотите узнать кто это?
Слайд с изображение сказочной страны Надпись: До…огие дети! Мы, жители сказочного ко…олевства, п…осим вас о помощи! Налетел злой д…акон, все испо…тил, сломал. Помогите, спасите!
Дети совместно с логопедом приходят к выводу, что в послании пропущена буква «Р».
Слайд с исправленным посланием читают вместе.
Дорогие дети! Мы, жители сказочного королевства, просим вас о помощи! Налетел злой дракон, все испортил, все сломал. Помогите, спасите!
Логопед: что же делать? А вы хотели бы помочь жителям сказочного королевства? Как можно попасть туда?
Дети рассуждают, делают умозаключения.
Логопед предлагает детям опробовать «волшебное заклинание»
На магнитной доске схемы слоговых цепочек (РА-РО-РУ-РЫ-РЭ)
Дети расшифровывают, проговаривают с использованием движений логоритмики.
Слайд с изображением королевского огорода
Упражнение «Найди овощи со звуком «Р»»
Королевский огородник собирал овощи для королевского стола, но вредный дракон все свалил в одну кучу.
Дети складывают в корзину только овощи, в названии которых есть звук «Р».
Королевский огородник благодарит за помощь.
Слайд с изображением королевской кухни
Упражнение «Какое варенье?»
Королевский повар сварил варенье из разных фруктов и ягод, но снова дракон все испортил, убрал названия на баночках.
- Варенье из груши какое? (грушевое)
- Варенье из персиков какое? (персиковое)
- Варенье из брусники какое? (брусничное)
- Варенье из черники какое? (черничное)
- Варенье из смородины какое? (смородиновое)
- Варенье из крыжовника какое? (крыжовенное)
Слайд с изображением ЗАБОРА И ЕГОРА
Физкультминутка
А вот и наш знакомый Егор сидит.
Помните его историю?
Хотите, расскажем ее еще раз?
- Егор, Егор! Укажи свой двор!
- А вот мой двор! Сломанный забор!
Хотел Егор чинить забор, не нашел Егор топор.
Так и ищет до сих пор. Помоги искать топор!
Логопед: Позвал Егор королевских мастеров, чтобы забор ему починили, но дракон заколдовал все инструменты и их теперь не узнать.
Перед детьми перепутанные силуэтные изображения инструментов: топор, рубанок, отвертка, шуруповерт.
Дети уточняют названия инструментов, их назначение, какое действие с их помощью можно выполнить. Определяют место звука «Р» в слове: начало, середина, конец. И раскладывают в коробку по своим местам.
Слайд с изображением королевского художника
Упражнение «Исправь предложение»
Дракон перепутал все названия под картинами художника и теперь их никто не покупает.
Дети предлагают свои варианты названий, исправляют предложения.
картинки с деформированными предложениями:
- рыба рыбачит рыбака
- дорога идет по снеговику
- деревья сажают детей
- трава жует корову
Слайд с изображением разрушенного королевства
Упражнение «Построй дом для сказочного героя»
Дракон подул ураганным ветром, разрушил дома сказочных жителей. Осталась только куча камней.
Логопед обращает внимание, что эти камни похожи на разноцветные геометрические фигуры.
Дети строят дома, выбирают «жителей» из тазика с фасолью.
По ходу игры логопед задает вопросы из каких геометрических фигур построен дом, сколько этажей, какого цвета, для кого построен дом и т.д.
По желанию детей предлагает рассказать о своем доме по мнемотаблице.
Жители королевства благодарят детей.
Логопед: в королевстве все перессорились с появлением дракона. Может быть вы ребята знаете, как их помирить?
Игра – шутка «Кто с кем дружит?»
Звукозапись детского плача.
Дети оглядываются, ищут, кто плачет, находят маленького дракончика.
В ходе рассуждений приходят к выводу, что он еще маленький, был без присмотра, поэтому делал глупости. Решают забрать его с собой в Д/С.
Произносят «заклинание» Проговаривают слоговые цепочки наоборот (АР-ОР-УР-ЫР-ЭР)
Рефлексия Логопед интересуется, кому помогали дети, что больше всего заинтересовало. Находят на столике Благодарственное письмо от жителей королевства и подарки (карандаши и раскраски) для тренировки их умелых рук.
|