Программное содержание: Учить устанавливать контакт при общении, понимать ситуационную тональность общения, формировать предвосхищающий и эмоциональный образ: ( «-» (отрицательный) — напряжённый, злой;
«+» (положительный) — весёлый, приветливый)
Довести до сознания детей (используя примеры из произведений художественной литературы), что истинно вежливый человек не только знает волшебные слова, но и всегда старается сделать приятное другим людям. Приучать детей к мысли, что без вежливых слов очень трудно обходиться в любом обществе. Учить анализировать свои поступки и поступки литературных героев, развивать связную речь, мышление. Воспитывать любовь и уважение к окружающим людям.
Педагогический замысел:
1. Формирование эмоциональной сферы детей.
Знакомство с эмоциями "радость", "печаль".
Учить детей:
- выражать свои эмоции средствами интонации, мимики, пластики;
- понимать эмоции других людей;
- адекватно реагировать на эмоциональное состояние другого человека;
- испытывать удовольствие от участия в добрых делах.
2. Развитие речи:
- развитие интонационной выразительности речи;
- активизация словаря: радость, печаль, весёлый, радостный, печальный, настроение;
- восприятие речи, как средства коммуникации: словом можно ободрить, утешить, порадовать, развеселить.
3. Развитие абстрактного мышления и воображения:
4. Изобразительная деятельность:
- передавать эмоциональное состояние средствами изобразительной деятельности.
5. Проблемная задача:
- помочь разобраться котятам.
Предварительная работа: Чтение детям рассказов В.Осеевой "До первого дождя", "Просто старушка", "Волшебное слово", Л.Н. Толстого "Косточка", "Котёнок", Н.Носова "Карасик".
Методические приемы: Беседа с детьми, составление детьми рассказов из личного опыта, чтение стихов, игра-драматизация.
Оборудование: Рисунки с изображением лиц (грустное, злое, гневное, хитрое, капризное весёлое), зеркала.
ХОД ЗАНЯТИЯ:
1. Погружение в тему занятия.
- Ребята, я шла в детский сад и встретила двух прекрасных пушистых котят. Они мне рассказали такую историю про себя, послушайте:
«Два маленьких котёнка поссорились в углу Сердитая хозяйка взяла свою метлу И вымела из кухни дерущихся котят Не справившись при этом, кто прав, кто виноват
А дело было ночью, зимою, в январе Легли они, свернувшись, на камень у крыльца Носы уткнули в лапки и стали ждать конца Но сжалилась хозяйка и отворила дверь
- Ну что, – она спросила, — не ссоритесь теперь? Пошли они тихонько в свой угол на ночлег Со шкурки отряхнули холодный мокрый снег И оба перед печкой уснули сладким сном,
А вьюга до рассвета шумела за окном…» (перевод с английского С.Я. Маршак)
- Ребята, какими были котята в начале стихотворения? Что они делали? (ссорились)
-А когда котята начинают друг на друга сердиться, то какими они становятся? (злыми, сердитыми)
-Покажите, как они фырчали, царапались, мяукали. (дети показывают)
-А теперь покажем хозяйку, как она рассердилась, взяла метлу и выгнала их. Покажите, как она это сделала, какое у неё при этом было лицо?
-А когда решила пустить котят домой, какое у неё лицо было? (доброе, ласковое, может, немного улыбающее, она их любит)
- У наших котят какое настроение было, когда их выгнали из дома? (они испугались, загрустили, заплакали).
Покажите.
- А потом замёршие грустные, обиженные…
-Молодцы!
-Когда котята вернулись домой, какое у них было настроение? (радостное, весёлое) Покажите.
- Ребята, что значит, заснуть сладким сном? (это крепкий, спокойный, здоровый сон)
-Ребята, а ведь дети и взрослые тоже ссорятся, но мы не видим себя со стороны. Давайте посмотрим в зеркало на своё отражение.
-Когда мы сердимся, какое у нас лицо? (брови сдвинуты)
-Кто захочет играть или разговаривать с таким человеком или ребёнком? Наверное, никто!
-А если нам немножечко прищурить глаза, улыбнуться (показываем), то сразу на нас смотрит доброе, красивое лицо. Ребята, правда, захочется подружиться с таким человеком! Молодцы!
2. Работа с пиктограммами.
– Ребята, я приготовила картинки с изображением лиц.
Посмотрите, это карты – пиктограммы. Пиктограммы – это изображение лиц людей с разным настроением. (Раздаю детям карточки. Они сами распознают настроение по изображению, дают имена к картинкам и придумываю небольшую историю или рассказ к своей картинке.)
- Какие вы все молодцы!
-А теперь давайте мы с вами попробуем изобразить настроение. Смотрите сначала на моё лицо. Какое настроение я изобразила? (весёлое) Как вы догадались? С помощью чего? (губы у меня улыбаются, брови не хмурятся, глаза весёлые) А почему у меня может быть весёлое настроение?
3. Работа с зеркалом.
-А сейчас я буду показывать, и называть настроение, а вы за мною повторяйте, глядя в зеркало.
Сморщите лоб, поднимите брови, посмотрите, какое выражение у вас на лице? Ребята, это удивление. Теперь расслабьте.
Сдвинуть брови, нахмуриться (сержусь!). Расслабьте лицо.
Расширить глаза, рот открыть, руки сжаты в кулаки, всё тело напряжено (ужас, страх). Расслабиться.
Расширить ноздри, сморщить нос (брезгливость, вдыхаю неприятный запах). Расслабиться.
Сжать зубы, прищурить глаза (презрение). Расслабиться.
Улыбнуться, подмигнуть весело (вот я какой!) (при этом дети смотрят в зеркало на себя).
Молодцы, все справились!
- Для чего нам нужно быть наблюдательными? Например, когда мама устала, мы это видим по её лицу и постараемся ей помочь.
Если ребёнок плачет, то надо его успокоить, пожалеть и т.д.
4. Работа над раскрытием темы занятия.
– Ребята, а я знаю одну интересную историю. Хотите я вам её расскажу?
«Жил-был на свете очень вежливый мальчик Саша. Все его любили и уважали и никогда на него не обижались. Даже тогда, когда он не мог выполнить то, о чём его просят, так как он знал одно вежливое слово. Например, ребята зовут его играть в футбол, а он им отвечает: «Извините, ребята, к сожалению, я не могу, так как я обещал маме помочь на огороде».
Зовут его на улицу гулять, а он отвечает: «……»
- Как вы думаете, что он скажет? (ответы детей и даю свой).
Он отвечает: «Очень хотел бы пойти с вами, но должен забрать братика из садика».
Или же случайно толкнет Олю и скажет: «Оля, я должен извиниться перед тобой за то, что я нечаянно толкнул тебя».
Забыл принести книгу Диме…
- Ребята, как вы думаете, что он скажет? (дети говорят, я помогаю)
Вот какой был вежливый мальчик Саша.
А теперь, давайте мы тоже будем учиться говорить такие вежливые слова.
-Что ты, Вася скажешь, если нечаянно толкнёшь Свету?
А как Илюша попросит прощения? А Оля?
А если вас пригласили поиграть, а вы обещали помочь маме? Как вы вежливо откажите? Дима? Света? (спрашиваю всех детей, помогаю)
5. Обобщение.
-Ребята, какие вежливые слова мы с вами знаем?
Мы научились с помощью выражения лица показывать настроение.
Вывод.
Очень важно научиться читать по лицу и уметь исправлять плохое настроение. Много существует способов: вспомнить о чём-нибудь хорошем, сделать доброе дело другому или просто улыбнуться, ведь от улыбки станет всем теплей!
Автор: Букарева Оксана Степановна, воспитатель, МБДОУ "Детский сад № 7 комбинированного вида" г.Торжка, Тверской обл.
|