(профилактика синдрома эмоционального выгорания педагогов)
Педагог – психолог Саватеева С.П. ст. Кущевская Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №1 2017г.
Тема: Долой плохое настроение, усталость и негативизм!
Цели: создание условий для профилактики синдрома эмоционального выгорания и укрепления психологического здоровья педагогов
Задачи:
- актуализировать процесс самоанализа педагогов
- познакомить с некоторыми приемами саморегуляции, с психотехническими приемами саморегуляции эмоционального состояния
- оптимизировать самооценку педагогов
- способствовать развитию позитивного мышления педагогов (самовосприятия и восприятия окружающей действительности)
- совершенствовать развитие личностных качеств, стабилизируя внутреннее душевное состояние
Оборудование и материалы: ноутбук; листы со стихами; листы А4; воздушные шары; карточки со стихами; сундучок.
Структура занятия
Этап I. Вступительное слово: «Проблема эмоционального выгорания педагогов»
Этап II. Упражнения:
- Упражнение «Танец отдельных частей тела» (5 минут)
- «Шарики в воздухе» (3 минуты)
- «Поэтическая страница» (1 минута)
Игра «Пары» (2 минуты)
Этап III. Рефлексия занятия.
Упражнение «Чему Я научилась»
Весна — расслабление и порыв! И нет ни вредней ее, ни полезней. Она — обостренье всех чувств людских И, к сожаленью, вещей иных,
Она — обострение всех болезней...
Ход занятия:
Этап I. Вступительное слово: Здравствуйте, коллеги! Предлагаю вам небольшой мастер-класс на тему, значимую и близкую каждому педагогу. Наверняка все испытывали чувство постоянной усталости, раздражительность, повышенную тревожность, чувство «застревание» на мелких деталях, частые беспричинные различные боли, общую негативную установку на жизненные и профессиональные перспективы. Все справляются с этими проблемами по-разному: кому-то необходимы длительный сон, вкусная еда, общение с природой и животными; смех, улыбка, юмор; размышления о хорошем, приятном; похвала самому себе. А кому-то — различные движения потягивания и расслабления мышц, танцы, музыка.
Сегодня мы убедимся, что все «в наших руках». Предлагаю вам несколько позитивных упражнений, которые помогут педагогам справиться с возникающими трудностями. Готовы? Начинаем!
Этап II. Упражнения:
Упражнение 1. «Поэтическая страница» (1 минута) Поэзия — важное средство для улучшения настроения и психологического комфорта. Предлагаю вам побыть немного поэтами.
Звучит легкая музыка. Дается начало стихотворения, нужно придумать его окончание
1. Утром настроение плохое, Глаз накрасить не могу никак.
2. Вместе с мужем мы собрались Выйти вдруг куда-нибудь.
3. Весной везде повсюду лужи, В ручьях кораблики плывут.
4. Я решила похудеть, Села на диету.
5. После смены я решила Быстренько уйти домой.
6. Всех решила удивить И французский суп сварить.
Психолог: А вы оказывается очень хорошие поэтессы!
- Кому из вас удалось создать, представить образ сильной, любящей женщины?
- Кто хотел бы поделиться своими впечатлениями?
- Какие чувства и ощущения вы испытали?
Упражнение 2. «Шарики в воздухе» (3 минуты)
Следующая наша игра называется «Шарик в воздухе». Мы еще раз убедимся, как важна поддержка и взаимопонимание.
Участники объединяются в пары и берутся за руки. Каждая пара получает по 2 надутых шарика. Нужно удержать их в воздухе в течение 3-х минут, не расцепляя рук. При этом нельзя просто положить их на что-либо или зажать
между телами, они должны все время именно летать в воздухе. Упавшие шары поднимать нельзя. Побеждает та пара, которая сумеет удержать больше шаров.
Упражнение 3. Упражнение «Танцуют все» (5 минут)
Участники становятся в круг. Звучит музыка. Ведущий называет по очереди части тела, танец которых будет исполнен
- танец кистей рук
- танец рук
- танец головы
- танец плеч
- танец живота
- танец ног
Участники стремятся максимально использовать в танце названную часть тела.
Психолог: Молодцы! Замечательный танец у вас получился!
Упражнение 4. Релаксация. «Рецепт любви к себе». А теперь я предлагаю отдохнуть, присядьте, пожалуйста, на стулья, примите удобную для вас позу, расслабьтесь, закройте глаза и повторяйте за мной про себя (звучит спокойная музыка)
Я, люблю себя милую, нежную Озорную, немного небрежную, Я люблю себя разную – разную! Даже утром, спросонья, прекрасную!
Я люблю себя сильную, стильную, Потрясающую и красивую! А порою серьёзную, смелую, В этой жизни, такую умелую!
Я люблю себя всю, без остатка Заношу все слова я, в тетрадку! Чтоб напомнить, любимой себе, Что — я чудо на этой земле!
Психолог: А теперь откройте глаза. Какие мы замечательные, правда? «Рецепт любви к себе» предлагаю вам использовать постоянно.
Этап III. Рефлексия занятия
«В сложной жизненной ситуации предпочитайте активно действовать, а не переживать. Позитивно и доброжелательно относитесь ко всему окружающему: к людям, к природе, к миру.
Желаю вам здоровья, успехов, стремления не поддаваться профессиональным рискам и эмоциональному выгоранию, а еще желаю «подкармливать», «холить», лелеять, притягивать к себе удачу.
Благодарю всех за работу!»
|