Старший воспитатель Бонко Лариса Петровна МБДОУ «Детский сад № 41 «Радуга» Село Большая Елань
Цель: Снятие эмоционального и мышечного напряжения, формирование навыков регуляции педагогов, психоэмоциональных состояний, профилактика эмоционального выгорания в педагогической деятельности.
Определить основные условия сохранения эмоционального здоровья педагога; повысить самооценку педагогов, их уверенность в себе; привлечь их к самопознанию и самоанализу; создать условия для психологической разгрузки педагогов; развитие толерантности и эмпатии друг к другу.
Ход практикума.
Участникам семинара-практикума предлагается поздороваться с другом и продолжить фразу: “Здравствуйте! Сегодня замечательный день, потому что…”.
Упражнение “Ассоциации”
Цель: самопрезентация, привлечение педагогов к самоанализу и самопознанию.
Материалы: листы бумаги А 4, карандаши, фломастеры.
Психолог: Подумайте, с каким предметом, живым существом или явлением природы вы могли бы себя ассоциировать. Долго не размышляйте, остановитесь на первом варианте, который пришел вам в голову, и изобразите его на листе бумаги”.
После того как педагоги завершат свои рисунки, каждый по очереди должен охарактеризовать, назвать главные черты и назначение того, что он изобразил, рассказать почему именно с этим предметом, животным или явлением себя ассоциирует.
Редкая профессия сравнится с работой педагога по тем эмоциональным нагрузкам, которые ежедневно, ежесекундно испытывает ее носитель. Проведеные исследования, что через 20 лет работы у большинства педагогов наступает «эмоциональное сгорание», а к 40 годам работы «эмоционально сгорают» все педагоги, что проявляется в их несдержанности, неуверенности и тревожности. В последние время в России, так же как и в развитых странах, все чаще говорят не только о профессиональном стрессе, но и о синдроме эмоционального сгорания или выгорания работников. Исследования эмоционального выгорания впервые были представлены достаточно недавно, хотя эта проблема существует уже давно
Статистические данные:
- в России 80-95% педагогов — женщины.
- 27% — не замужем. Как правило, жизненный уровень невысок.
- 29% семей педагогов перебиваются от зарплаты к зарплате.
- еще 16 — 20% используют помощь родителей.
- хроническими заболеваниями страдают 1/3 педагогов, почти половина часто болеет.
- 85% педагогов испытывают нервные срывы.
- 90% опрошенных недовольны своей работой, каждая 4-ая призналась, что могла бы работать лучше.
Вот такая картина вырисовывается.
Статистические данные по-нашему детскому саду:
- Средний возраст по учреждению — 50 лет
- Средний возраст с учетом новых кадров — 43 года
- 23%- не замужем.
Давайте вспомним симптомы психического выгорания
Психофизические симптомы:
- чувство постоянной усталости не только по вечерам, но по утрам, сразу после сна (симптом хронической усталости)
- ощущение эмоционального и физического истощения
- снижение восприимчивости и реактивности в связи с изменениями внешней среды (отсутствие реакции любопытства на фактор новизны или реакции страха на опасную ситуацию)
- частые беспричинные головные боли; постоянные расстройства желудочно- кишечного тракта
- резкая потеря, или резкое увеличение веса
- полная или частичная бессонница
- постоянное заторможенное, сонливое состояние и желание спать в течение всего дня
- одышка или нарушение дыхания при физической или эмоциональной нагрузке
- заметное снижение внешней и внутренней сенсорной чувствительности: ухудшение зрения, слуха, обоняния и осязания.
Социально- психологические симптомы:
- безразличие, скука, пассивность и депрессия (пониженный эмоциональный тонус, чувство подавленности)
- повышенная раздражительность на любые незначительные мелкие события
- частые нервные срывы (вспышки немотивированного гнева и отказа от общения, уход в себя)
- постоянные переживания негативных эмоций, для которых во внешней ситуации причин нет (чувство вины, обиды, стыда, подозрительность, скованность)
- чувство неосознанного беспокойства и повышенной тревожности (ощущение, что что-то не так, как надо)
- чувство гиперответственности и постоянное чувство страха, что «не получиться» или «не справлюсь»
- общая негативная установка на жизненные и профессиональные перспективы (по типу «как ни старайся, все равно ничего не получиться»).
Поведенческие симптомы:
- ощущение, что работа становиться все тяжелее, а выполнять ее — все труднее
- сотрудник заметно меняет свой рабочий режим (увеличивает или сокращает время работы)
- постоянно, без необходимости берет работу домой, но дома ее не делает
- чувство бесполезности, неверие в улучшение, снижение энтузиазма по отношению к работе, безразличие к результатам
- невыполнение важных, приоритетных задач и «застревание» на мелких деталях, не соответствующая служебным требованиям, трата рабочего времени на мало осознаваемые или не сознаваемые выполнение автоматических и элементарных действий
- дистанцированность от коллег, повышение неадекватной критичности была актуальна всегда.
Наличие отдельных симптомов может отметить у себя каждый из нас. Но для того чтобы они не развивались и в результате не привели к эмоциональному истощению, необходимо знать и придерживаться условий сохранения своего эмоционального здоровья. О них мы с вами сегодня также поговорим.
Упражнение “Ведро мусора”
Цель: освобождение от негативных чувств и эмоций.
Материалы: листы бумаги, ручки, ведро для “мусора”.
Посреди комнаты психолог ставит символическое ведро для мусора. Участники имеют возможность поразмышлять, зачем человеку мусорное ведро и почему его нужно постоянно освобождать. Психолог: “Представьте себе жизнь без такого ведра: когда мусор постепенно заполняет комнату, становится невозможно дышать, двигаться, люди начинают болеть. То же происходит и с чувствами – у каждого из нас накапливаются не всегда нужные, деструктивные чувства, например, обида, страх. Я предлагаю всем выбросить в мусорное ведро старые ненужные обиды, гнев, страх. Для этого на листах бумаги напишите ваши негативные чувства: “я обижаюсь на…”, “я сержусь на…”, и тому подобное”. После этого педагоги рвут свои бумажки на мелкие кусочки и выбрасывают их в ведро, где они все перемешиваются и убираются.
Упражнение «Я – дома, я – на работе»
Разделить лист пополам. Составить 2 списка определений (как можно больше) «Я – дома», «Я – на работе». Как вариант можно предложить составить списки определений «Дома я никогда», «На работе я никогда». Это позволит выйти на имеющиеся стереотипы поведения, мышления.
Проанализировать:
- похожие черты,
- противоположные черты
- одинаковые качества, проявляющиеся в разных модальностях
- отсутствие общих черт
- какой список было составлять легче; какой получился объемнее?
- каково ваше отношение к тому, что в характеристиках есть заметные различия и т.д.
Комментарий: эти упражнения позволяют участникам посмотреть на их взаимоотношения с профессией как бы со стороны, первоначально определить свое отношение к сложившейся ситуации, отметить возможную проблемность, «перекосы» в распределении психической энергии.
Коллаж “Создание условий эмоционального комфорта педагога дома и на работе”
Цель: активизация группового взаимодействия, определение условий, которые помогают обеспечить эмоциональный комфорт педагога дома и на работе.
Материалы: фото, журналы, ватманы, ножницы, клей, скотч, фломастеры, карандаши.
Психолог: “Мы с вами уже ознакомились с основными причинами и признаками “синдрома эмоционального выгорания”. А теперь я предлагаю определить те условия, которые помогут нам сохранить ощущение внутреннего равновесия и эмоционального комфорта, как дома, так и на работе”.
Педагоги делятся на две группы. Психолог предлагает первой группе создать коллаж на тему “Условия эмоционального комфорта педагога на работе”, а второй – “Условия эмоционального комфорта педагога дома после работы”.
По окончании команды защищают свои проекты.
Игра “Волшебная шкатулка”
В конце семинара-практикума участникам предлагается достать по одной записке из волшебной шкатулки (вазы, мешочка), которая подскажет им, что на них ожидает сегодня или что им нужно сделать в ближайшее время.
Варианты пожеланий:
- Тебе сегодня особенно повезет!
- Жизнь готовит тебе приятный сюрприз!
- Наступило время сделать то, что ты постоянно откладываешь!
- Люби себя такой, какая ты есть, — неповторимой!
- Сделай себе подарок, ты на него заслуживаешь!
- Сегодня с тобой вместе радость и спокойствие!
- Сегодня твой день, успехов тебе!
- Все твои желания и мечты реализуются, поверь в это!
Можно также пожелать педагогам создать такую шкатулку у себя дома и каждое утро доставать из нее по одной записке. Эти пожелания волшебным образом влияют на настроение людей, подбадривают, придают уверенности.
После этого каждый педагог получает буклет с практическими рекомендациями относительно профилактики эмоционального выгорания (содержание рекомендаций в конце семинара-практикума).
А сейчас я предлагаю просмотреть видеоролик.
Рефлексия
Давай те встанем в круг
Невербальный подарок.
Давайте поиграем в игру «Невербальный подарок». Задача каждого педагога – не вербально (т. е. без слов, только при помощи мимики и жестов) показать своим коллегам, какой подарок он им дарит. Подарком может быть как что-то конкретное – сорванные цветы, мороженое, телевизор, так и что-то абстрактное – закаты и рассветы, звезды с неба, большое человеческое счастье. Дарящий должен максимально подробно, хотя и без слов, описать свой подарок, тяжелый он или легкий, большой или маленький, какой он формы, как упакован.
Передай Мяч.
Передавая мяч, друг другу делимся впечатлениями от семинара, что понравилось, а что нет, какое впечатление получили и т.д.
И все вместе «Спасибо»
|