Бонко Лариса Петровна. Занятие практикум для педагогов детского сада на тему: «Психолого-педагогическая профилактика эмоционального и профессионального выгорания педагога дошкольника»

Занятие практикум для педагогов детского сада на тему: «Психолого-педагогическая профилактика эмоционального и профессионального выгорания педагога дошкольника»

Старший воспитатель Бонко Лариса Петровна МБДОУ «Детский сад № 41 «Радуга» Село Большая Елань

Цель: Снятие эмоционального и мышечного напряжения, формирование навыков регуляции педагогов, психоэмоциональных состояний, профилактика эмоционального выгорания в педагогической деятельности.

Определить основные условия сохранения эмоционального здоровья педагога; повысить самооценку педагогов, их уверенность в себе; привлечь их к самопознанию и самоанализу; создать условия для психологической разгрузки педагогов; развитие толерантности и эмпатии друг к другу.

 

Ход практикума.

Участникам семинара-практикума предлагается поздороваться с другом и продолжить фразу: “Здравствуйте! Сегодня замечательный день, потому что…”.

Упражнение “Ассоциации”

Цель: самопрезентация, привлечение педагогов к самоанализу и самопознанию.

Материалы: листы бумаги А 4, карандаши, фломастеры.

Психолог: Подумайте, с каким предметом, живым существом или явлением природы вы могли бы себя ассоциировать. Долго не размышляйте, остановитесь на первом варианте, который пришел вам в голову, и изобразите его на листе бумаги”.

После того как педагоги завершат свои рисунки, каждый по очереди должен охарактеризовать, назвать главные черты и назначение того, что он изобразил, рассказать почему именно с этим предметом, животным или явлением себя ассоциирует.

Редкая профессия сравнится с работой педагога по тем эмоциональным нагрузкам, которые ежедневно, ежесекундно испытывает ее носитель. Проведеные исследования, что через 20 лет работы у большинства педагогов наступает «эмоциональное сгорание», а к 40 годам работы «эмоционально сгорают» все педагоги, что проявляется в их несдержанности, неуверенности и тревожности. В последние время в России, так же как и в развитых странах, все чаще говорят не только о профессиональном стрессе, но и о синдроме эмоционального сгорания или выгорания работников. Исследования эмоционального выгорания впервые были представлены достаточно недавно, хотя эта проблема существует уже давно

Статистические данные:

  • в России 80-95% педагогов — женщины.
  • 27% — не замужем. Как правило, жизненный уровень невысок.
  • 29% семей педагогов перебиваются от зарплаты к зарплате.
  • еще 16 — 20% используют помощь родителей.
  • хроническими заболеваниями страдают 1/3 педагогов, почти половина часто болеет.
  • 85% педагогов испытывают нервные срывы.
  • 90% опрошенных недовольны своей работой, каждая 4-ая призналась, что могла бы работать лучше.

Вот такая картина вырисовывается.

Статистические данные по-нашему детскому саду:

  • Средний возраст по учреждению — 50 лет
  • Средний возраст с учетом новых кадров — 43 года
  • 23%- не замужем.

Давайте вспомним симптомы психического выгорания

Психофизические симптомы:

  • чувство постоянной усталости не только по вечерам, но по утрам, сразу после сна (симптом хронической усталости)
  • ощущение эмоционального и физического истощения
  • снижение восприимчивости и реактивности в связи с изменениями внешней среды (отсутствие реакции любопытства на фактор новизны или реакции страха на опасную ситуацию)
  • частые беспричинные головные боли; постоянные расстройства желудочно- кишечного тракта
  • резкая потеря, или резкое увеличение веса
  • полная или частичная бессонница
  • постоянное заторможенное, сонливое состояние и желание спать в течение всего дня
  • одышка или нарушение дыхания при физической или эмоциональной нагрузке
  • заметное снижение внешней и внутренней сенсорной чувствительности: ухудшение зрения, слуха, обоняния и осязания.

Социально- психологические симптомы:

  • безразличие, скука, пассивность и депрессия (пониженный эмоциональный тонус, чувство подавленности)
  • повышенная раздражительность на любые незначительные мелкие события
  • частые нервные срывы (вспышки немотивированного гнева и отказа от общения, уход в себя)
  • постоянные переживания негативных эмоций, для которых во внешней ситуации причин нет (чувство вины, обиды, стыда, подозрительность, скованность)
  • чувство неосознанного беспокойства и повышенной тревожности (ощущение, что что-то не так, как надо)
  • чувство гиперответственности и постоянное чувство страха, что «не получиться» или «не справлюсь»
  • общая негативная установка на жизненные и профессиональные перспективы (по типу «как ни старайся, все равно ничего не получиться»).

Поведенческие симптомы:

  • ощущение, что работа становиться все тяжелее, а выполнять ее — все труднее
  • сотрудник заметно меняет свой рабочий режим (увеличивает или сокращает время работы)
  • постоянно, без необходимости берет работу домой, но дома ее не делает
  • чувство бесполезности, неверие в улучшение, снижение энтузиазма по отношению к работе, безразличие к результатам
  • невыполнение важных, приоритетных задач и «застревание» на мелких деталях, не соответствующая служебным требованиям, трата рабочего времени на мало осознаваемые или не сознаваемые выполнение автоматических и элементарных действий
  • дистанцированность от коллег, повышение неадекватной критичности была актуальна всегда.

Наличие отдельных симптомов может отметить у себя каждый из нас. Но для того чтобы они не развивались и в результате не привели к эмоциональному истощению, необходимо знать и придерживаться условий сохранения своего эмоционального здоровья. О них мы с вами сегодня также поговорим.

Упражнение “Ведро мусора”

Цель: освобождение от негативных чувств и эмоций.

Материалы: листы бумаги, ручки, ведро для “мусора”.

Посреди комнаты психолог ставит символическое ведро для мусора. Участники имеют возможность поразмышлять, зачем человеку мусорное ведро и почему его нужно постоянно освобождать. Психолог: “Представьте себе жизнь без такого ведра: когда мусор постепенно заполняет комнату, становится невозможно дышать, двигаться, люди начинают болеть. То же происходит и с чувствами – у каждого из нас накапливаются не всегда нужные, деструктивные чувства, например, обида, страх. Я предлагаю всем выбросить в мусорное ведро старые ненужные обиды, гнев, страх. Для этого на листах бумаги напишите ваши негативные чувства: “я обижаюсь на…”, “я сержусь на…”, и тому подобное”. После этого педагоги рвут свои бумажки на мелкие кусочки и выбрасывают их в ведро, где они все перемешиваются и убираются.

Упражнение «Я – дома, я – на работе»

Разделить лист пополам. Составить 2 списка определений (как можно больше) «Я – дома», «Я – на работе». Как вариант можно предложить составить списки определений «Дома я никогда», «На работе я никогда». Это позволит выйти на имеющиеся стереотипы поведения, мышления.

Проанализировать:

  • похожие черты,
  • противоположные черты
  • одинаковые качества, проявляющиеся в разных модальностях
  • отсутствие общих черт
  • какой список было составлять легче; какой получился объемнее?
  • каково ваше отношение к тому, что в характеристиках есть заметные различия и т.д.

Комментарий: эти упражнения позволяют участникам посмотреть на их взаимоотношения с профессией как бы со стороны, первоначально определить свое отношение к сложившейся ситуации, отметить возможную проблемность, «перекосы» в распределении психической энергии.

Коллаж “Создание условий эмоционального комфорта педагога дома и на работе”

Цель: активизация группового взаимодействия, определение условий, которые помогают обеспечить эмоциональный комфорт педагога дома и на работе.

Материалы: фото, журналы, ватманы, ножницы, клей, скотч, фломастеры, карандаши.

Психолог: “Мы с вами уже ознакомились с основными причинами и признаками “синдрома эмоционального выгорания”. А теперь я предлагаю определить те условия, которые помогут нам сохранить ощущение внутреннего равновесия и эмоционального комфорта, как дома, так и на работе”.

Педагоги делятся на две группы. Психолог предлагает первой группе создать коллаж на тему “Условия эмоционального комфорта педагога на работе”, а второй – “Условия эмоционального комфорта педагога дома после работы”.

По окончании команды защищают свои проекты.

Игра “Волшебная шкатулка”

В конце семинара-практикума участникам предлагается достать по одной записке из волшебной шкатулки (вазы, мешочка), которая подскажет им, что на них ожидает сегодня или что им нужно сделать в ближайшее время.

Варианты пожеланий:

- Тебе сегодня особенно повезет!

- Жизнь готовит тебе приятный сюрприз!

- Наступило время сделать то, что ты постоянно откладываешь!

- Люби себя такой, какая ты есть, — неповторимой!

- Сделай себе подарок, ты на него заслуживаешь!

- Сегодня с тобой вместе радость и спокойствие!

- Сегодня твой день, успехов тебе!

- Все твои желания и мечты реализуются, поверь в это!

Можно также пожелать педагогам создать такую шкатулку у себя дома и каждое утро доставать из нее по одной записке. Эти пожелания волшебным образом влияют на настроение людей, подбадривают, придают уверенности.

После этого каждый педагог получает буклет с практическими рекомендациями относительно профилактики эмоционального выгорания (содержание рекомендаций в конце семинара-практикума).

А сейчас я предлагаю просмотреть видеоролик.

Рефлексия

Давай те встанем в круг

Невербальный подарок.

Давайте поиграем в игру «Невербальный подарок». Задача каждого педагога – не вербально (т. е. без слов, только при помощи мимики и жестов) показать своим коллегам, какой подарок он им дарит. Подарком может быть как что-то конкретное – сорванные цветы, мороженое, телевизор, так и что-то абстрактное – закаты и рассветы, звезды с неба, большое человеческое счастье. Дарящий должен максимально подробно, хотя и без слов, описать свой подарок, тяжелый он или легкий, большой или маленький, какой он формы, как упакован.

Передай Мяч.

Передавая мяч, друг другу делимся впечатлениями от семинара, что понравилось, а что нет, какое впечатление получили и т.д.

И все вместе «Спасибо»

Просмотров: 1011
Категория: По направлениям » Для детского сада » Обучение педагогов




Другие новости по теме:

  • Жукова Татьяна Николаевна. «Реализация проекта «Профилактика профессионального эмоционального выгорания педагогов»
  • Поморцева Ольга Александровна. Семинар-практикум с педагогами «Саморегуляция эмоционального состояния как профилактика эмоционального выгорания»
  • Екатерина Тарасова. Проект 'Синдром эмоционального выгорания педагогов'
  • Зумбадзе Этери Амирановна. Тренинг по профилактике эмоционального выгорания у педагогов.
  • Ваганова Светлана Федоровна. Проект: 'Жить здорово' по профилактике эмоционального выгорания педагогов МБДОУ 'Солнышко'
  • Бузмакова Надежда Леонидовна. Феномен эмоционального «выгорания» и особенности его проявления у педагогов
  • Зумбадзе Этери Амирановна. Тренинг по профилактике эмоционального выгорания у педагогов «Долой напряжение!»
  • Азизова Гульнар Ильдаровна. Тренинг для педагогов ДОУ по профилактике эмоционального выгорания «Я ль на свете всех милее…»
  • Бахметьева Л.Е., Васюта Т.В.. Семинар практикум для психологов ДОУ: «Арт-терапевтические технологии в работе с педагогами с целью профилактики эмоционального выгорания»
  • Зумбадзе Этери Амирановна. Тренинг по профилактике синдрома эмоционального выгорания «Вдох-выдох»
  • Земскова Елена Валерьевна. «Создание условий для эмоционального комфорта и благополучия воспитанников с особыми образовательными потребностями»
  • Никитина Светлана Владимировна, Прилатова Елена Ивановна. Тренинг для педагогов для снятия эмоционального напряжения «ВСЕ В ТВОИХ РУКАХ»
  • Оксана Алексеевна Стариченко. Комплекс упражнений на восстановление эмоционального равновесия педагога дошкольного образования
  • Тищенко Татьяна Дмитриевна. Консультация педагога – психолога для педагогов ДОУ: «Психолого – педагогические условия адаптации детей к условиям детского сада. Психологический комфорт ребенка в детском саду»
  • Соловьева Анна Игоревна. Консультация для воспитателей: «Создание психо-эмоционального комфорта во второй младшей группе»
  • Аккуратнова Ирина Васильевна. Необходимые условия для социально-эмоционального развития детей в детском саду.
  • Лелекова Татьяна Владимировна. Одной из главных задач коллектива дошкольного учреждения является укрепление физического здоровья, обеспечение психического и эмоционального благополучия дошкольников.
  • Плотниченко Наталья Александровна. ММ-презентация для проведения семинара для педагогов на тему: «Самоанализ и самооценка профессиональной деятельности педагога дошкольного учреждения»
  • Сен Людмила Владимировна. Создание эмоционального благополучия детей 2 – 3 лет в ситуации психической депривации
  • Рау Светлана Викторовна. Мастер – класс для «Школы молодого педагога» по разделу «Познаю себя» на тему: «Какой я?»
  • Удоденко Ольга Владимировна. Проект «Мониторинг профилактики профессионального выгорания педагогов»
  • Дрынкина Елена Алексеевна. Практическая деятельность в рамках профилактики профессионального выгорания педагогов
  • Никулина Марина Владимировна Соавтор: Алясева Оксана Геннадиевна. «Создание условий для снятия эмоционального напряжения малышей в период адаптации»
  • Лащева Юлия. Конспект семинара-практикума для педагогов на тему: «Адаптация дошкольников к условиям ДОО»
  • Колчанова Анастасия Сергеевна. КОНСПЕКТ СЕМИНАРА-ПРАКТИКУМА для родителей «Артикуляционная и дыхательная гимнастика, подсказки, как организовать занятия дома»
  • Остович Ольга Юрьевна. Конспект психологического тренинга для педагогов «Кухня эмоциональных ресурсов. Открой в себе — себя!»
  • Наталья Шилдина. Консультация для педагогов 'Общаемся в детском саду и дома'
  • Сигаева Нэля Викторовна. Развитие творческого воображения и эмоционального благополучия детей (из опыта работы)
  • Насырова Светлана Анатольевна. Методическая разработка интегрированного занятия по психокоррекции эмоционального развития старших дошкольников на тему «Путешествие в страну эмоций»
  • Лободенко Наталья Леонидовна. Тренинг регуляции эмоционального состояния



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь