Старший воспитатель Жукова Татьяна Николаевна МАДОУ «ЦРР-Детский сад № 21» Пермский край, г. Лысьва
Наиболее ценный кадр для любого образовательного учреждения – педагог, находящийся на стадии профессионального мастерства. Такой педагог за 15-20 лет работы научился решать и простые, и самые трудные задачи; уже выделяется какими-то специальными качествами, умениями, широкой ориентировкой в своей области. За это время педагог обретает индивидуальный, неповторимый стиль деятельности и имеет основание считать себя в чем-то незаменимым.
Скачать конспект
Однако в профессиональной жизни каждого человека периодически возникают критические моменты, так называемые кризисы развития. После нескольких лет одной и той же деятельности специалист начинает «не совпадать» со своей профессией, т.е. перерастает нормативно одобряемые способы выполнения профессиональных функций, вследствие чего теряет интерес к профессии. Такое состояние называется синдромом профессионального эмоционального выгорания. Под этим понятием подразумевается состояние физического, эмоционального и умственного истощения. Проявляется оно в профессиях социальной сферы, т.е. в том числе и у педагогов дошкольных образовательных учреждений.
Условно можно сказать, что выгорание очень инфекционно и может быстро распространяться среди сотрудников. Те, кто подвержен выгоранию, становятся циниками, негативистами и пессимистами; и они, взаимодействуя на работе с другими людьми, могут быстро превратить целый коллектив в собрание “выгорающих”. Поэтому профилактика профессионального эмоционального выгорания должна стать важным направлением в управленческой деятельности руководителя образовательного учреждения.
Для нашего детского сада проблема профессионального эмоционального выгорания на момент разработки проекта становилась актуальной. В наблюдениях за реальными рабочими ситуациями и беседах с педагогами можно было все чаще увидеть проявляющиеся симптомы профессионального эмоционального выгорания:
- эмоциональное истощение (педагоги испытывали чувство эмоциональной опустошенности и усталости, вызванное работой);
- деперсонализация, циничное отношение к труду и его объектам (часто педагоги воспринимали коллег, родителей и детей не как живых людей со всеми их проблемами, а как «станок», у которого надо отработать смену; отсюда – бесчувственное, порой негуманное отношение друг к другу, родителям, детям);
- редукция профессиональных достижений (у педагогов возникало чувство некомпетентности в своей профессиональной сфере, осознание неуспеха в ней, появлялось желание сменить работу).
Миссия проекта заключалась в том, что комплекс мероприятий, направленный на профилактику выгорания позволит:
- качественно изменить отношения педагогов в коллективе, с детьми, родителями (снимет конфликтность, раздражительность, напряженность)
- а также позволит развить профессиональную мобильность педагогов, которая раскрыла бы перед ними новые возможности самореализации, повысила их ценность, конкурентоспособность.
Целью нашей работы являлось предупреждение возникновения и коррекция данного синдрома у педагогов ДОУ.
Мы решали следующие задачи:
- Формирование у педагогов позитивного отношения к работе.
- Повышение у педагогов уровня научно-методического творчества.
- Гармонизация взаимоотношений между коллегами.
- Повышение мотивации к профессиональной деятельности.
- Коррекционная работа с педагогами, имеющих данный синдром.
На первом этапе, цель которого была формирование ценностного отношения к профессиональной деятельности, было проведено:
- диагностика по методике Бойко «Исследование эмоционального выгорания». Здесь хочу отметить, что, к моему сожалению, предварительные выводы по результатам наблюдений за педагогами и рабочими ситуациями подтвердились: в результате диагностики был выявлен 1 педагог с наличием уже сформированного синдрома, 2 педагога – с синдромами в различных стадиях формирования.
- Также на данном этапе была организована дискуссия «Плюсы и минусы профессии «Педагог», на которой в сравнении с другими профессиями (а именно с профессиями врача, бухгалтера, продавца, и, даже, начальника крупной фирмы) были выделены все плюсы и минусы профессии «Педагог дошкольного учреждения». Порадовало, что плюсов оказалось все-таки больше.
- Также был проведен тренинг «Моя профессия – воспитатель!», на котором воспитатели и специалисты развивали уверенность в себе как в педагогах через шуточные упражнения, игры, а также решение реальных проблемных ситуаций.
Так как наиболее распространенным средством профилактики эмоционального выгорания является непрерывное образование, самообразование педагога, повышение его квалификации и компетентности, на втором этапе была поставлена цель: развитие профессиональных качеств, совершенствование социально-психологической культуры.
На этом этапе были проведены:
- Консультация «Роль личности воспитателя в психическом развитии ребенка», на которой были подробно рассмотрены классификации разных авторов типов педагогов, а также стили педагогического общения.
- Для педагогов-стажистов был проведен круглый стол «Мы – профессионалы». Здесь педагоги, имеющие стаж работы более 20 лет, обменялись мнениями о том, как можно эффективнее передавать свой опыт молодым (а именно: через взаимопросмотры занятий, индивидуальные консультации, частные беседы, помощь в подготовке к различным мероприятиям, помощь в виде методического обеспечения и т.д.). А также обсудили перспективу развития ДОУ при нынешнем составе молодых педагогических кадров.
- Для молодых специалистов была организована консультация «Мы — будущие профессионалы». На ней были освещены проблемы, которые часто встречаются у молодых специалистов (нехватка опыта, времени; «желание объять необъятное», общение с коллегами, родителями; низкая заработная плата; карьерный рост), а также педагоги высказали свои пожелания в адрес стажистов.
- Также на данном этапе был проведен практикум по телесно-ориентированной терапии, на котором были продемонстрированы и испробованы педагогами методы и упражнения, направленные на профилактику возникновения стрессов, релаксацию. Методы для практикума были выбраны нетрадиционные, а именно работа с телом, эффект был достигнут высокий: все участники восстановили свой энергетический баланс, отдохнули, испытали ресурсное состояние.
- Также был организован тренинг «Бесконфликтное общение», на котором педагоги познакомились со структурой конфликтов, с возможными причинами их возникновения. А также увидели, как можно выйти из конфликтной ситуации с минимальны ущербом для себя и для окружающих.
- В завершении второго этапа реализации проекта была проведена консультация «Профессиональный имидж педагога детского сада», на которой были подробно рассмотрены составляющие имиджа, его характеристики, принцип его построения, разнообразные классификации.
Также, с целью сплочения коллектива, прошли ряд оздоровительных и развлекательных мероприятий (коллективный выезд в Успенский монастырь, Никифоровскую часовню; выезд на природу на берег реки Чусовая, посещение Белогорского монастыря, корпоративные праздники, посвященные Дню Учителя, Новому году и 8 марта).
С целью снижения уровня проявления синдрома с педагогами с наличием синдрома проводились еженедельные аутогенные тренировки, рефлексия деятельности и релаксация. А также в методическом кабинете был оформлен стенд «Я – воспитатель», на котором была размещена информация с разными советами и рекомендациями по профилактике стрессов, депрессии, деловому общению.
На третьем этапе за круглым столом педагоги отрефлексировали, ответив для себя на вопросы: «Что во мне изменилось? Что у меня получилось? Что не удалось? Как сделать, чтобы было еще лучше?»
В конце учебного года прошло красивое завершение реализации проекта «Профилактика профессионального эмоционального выгорания педагогов» конкурсом педагогического мастерства «Супер-педагог», который был приурочен к итогам учебного года.
На этом заключительном этапе была проведена итоговая диагностика с целью выявления изменений в проявлении уровня выгорания педагогов. Результаты диагностики оказались даже более, чем хорошие: ни у одного педагога наличие синдрома выявлено не было.
С окончанием реализации проекта работа по профилактике выгорания не остановилась. Мы планируем совершенствовать полученные результаты. Для этого часть мероприятий из проекта будут вновь проходить в ДОУ (аутогенные тренировки, рефлексия деятельности, психологический душ и некоторые другие (психологический душ – это выполнение специфического комплекса утренней гимнастики, включающего в себя физические движения и слова аутогенной тренировки)).
В заключении хотелось бы отметить, что эмоциональное профессиональное выгорание – процесс довольно коварный, так как человек, подверженный этому синдрому часто мало осознает его симптомы. Он не может увидеть себя со стороны и понять, что с ним происходит. Поэтому он нуждается в поддержке и внимании, а не конфронтации и обвинении. Со стороны администрации должны быть предприняты профилактические шаги, которые могут предотвратить, ослабить или исключить возникновение этого синдрома, как это было сделано в нашем детском саду.
Приложение 1.
Методика В.В. Бойко «Исследование эмоционального выгорания»
Опросник личностный, предназначенный для диагностики такого психологического феномена как «синдром эмоционального выгорания», возникающего у человека в процессе выполнения различных видов деятельности, связанных с длительным воздействием ряда неблагоприятных стресс-факторов. Разработан В.В. Бойко
По мнению автора, эмоциональное выгорание — это выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций в ответ на избранные психотравмирующие воздействия. «Выгорание» отчасти функциональный стереотип, поскольку позволяет человеку дозировать и экономно расходовать энергетические ресурсы. В то же время, могут возникать его дисфункциональные следствия, когда «выгорание» отрицательно сказывается на исполнении профессиональной деятельности и отношениях с партнерами.
Стимульный материал теста состоит из 8 утверждений, к которым испытуемый должен выразить свое отношение в виде однозначных ответов «да» или «нет». Методика позволяет выделить следующие 3 фазы развития стресса: «напряжение», «резистенция», «истощение».
Для каждой из указанных фаз определены ведущие симптомы «выгорания», разработана методика количественного определения степени их выраженности. Ниже приводится перечень выявляемых симптомов на разных стадиях развития «эмоционального выгорания».
«Напряжение».
- Переживание психотравмирующих обстоятельств;
- Неудовлетворенность собой;
- «Загнанность в клетку»;
- Тревога и депрессия.
«Резистенция».
- Неадекватное эмоциональное избирательное реагирование;
- Эмоционально-нравственная дезориентация;
- Расширение сферы экономии эмоций;
- Редукция профессиональных обязанностей.
«Истощение».
- Эмоциональный дефицит;
- Эмоциональная отстраненность;
- Личностная отстраненность (деперсонализация);
- Психосоматические и психовегетативные нарушения.
Инструкция:
Проверьте себя. Если вы являетесь профессионалом в какой-либо сфере взаимодействия с людьми, вам будет интересно увидеть, в какой степени у вас сформировалась психологическая защита в форме эмоционального выгорания. Читайте суждения и отвечайте «да» или «нет». Примите во внимание, что, если в формулировках опросника речь о партнерах, то имеются в виду субъекты вашей профессиональной деятельности — пациенты, клиенты, зрители, заказчики, учащиеся и другие люди, с которыми вы ежедневно работаете.
Стимульный материал.
- Организационные недостатки на работе постоянно заставляют меня нервничать, переживать, напрягаться.
- Сегодня я доволен своей профессией не меньше, чем в начале карьеры.
- Я ошибся в выборе профессии или профиля деятельности (занимаю не свое место).
- Меня беспокоит то, что я стал хуже работать (менее продуктивно, качественно, медленнее).
- Теплота взаимодействия с партнерами очень зависит от моего настроения — хорошего или плохого.
- От меня как профессионала мало зависит благополучие партнеров.
- Когда я прихожу с работы домой, то некоторое время (часа 2-3) мне хочется побыть наедине, чтобы со мной никто не общался.
- Когда я чувствую усталость или напряжение, то стараюсь поскорее решить проблемы партнера (свернуть взаимодействие).
- Мне кажется, что эмоционально я не могу дать партнерам того, что требует профессиональный долг.
- Моя работа притупляет эмоции.
- Я откровенно устал от человеческих проблем, с которыми приходится иметь дело на работе.
- Бывает, я плохо засыпаю (сплю) из-за переживаний, связанных с работой.
- Взаимодействие с партнерами требует от меня большого напряжения.
- Работа с людьми приносит все меньше удовлетворения.
- Я бы сменил место работы, если бы представилась возможность.
- Меня часто расстраивает то, что я не могу должным образом оказать партнеру профессиональную поддержку, услугу, помощь.
- Мне всегда удается предотвратить влияние плохого настроения на деловые контакты.
- Меня очень огорчает, если что-то не ладится в отношениях с деловым партнером.
- Я настолько устаю на работе, что дома стараюсь общаться как можно меньше.
- Из-за нехватки времени, усталости или напряжения часто уделяю внимание партнеру меньше, чем положено.
- Иногда самые обычные ситуации общения на работе вызывают раздражение.
- Я спокойно воспринимаю обоснованные претензии партнеров.
- Общение с партнерами побудило меня сторониться людей.
- При воспоминании о некоторых коллегах по работе или партнерах у меня портится настроение.
- Конфликты или разногласия с коллегами отнимают много сил и эмоций.
- Мне все труднее устанавливать или поддерживать контакты с деловыми партнерами.
- Обстановка на работе мне кажется очень трудной, сложной.
- У меня часто возникают тревожные ожидания, святые с работой: что-то должно случиться, как бы не допустить ошибки, смогу ли сделать все, как надо, не сократят ли и т. п.
- Если партнер мне неприятен, я стараюсь ограничить время общения с ним или меньше уделять ему внимания.
- В общении на работе я придерживаюсь принципа: «не делай людям добра, не получишь зла».
- Я охотно рассказываю домашним о своей работе.
- Бывают дни, когда мое эмоциональное состояние плохо сказывается на результатах работы (меньше делаю, снижается качество, случаются конфликты).
- Порой я чувствую, что надо проявить к партнеру эмоциональную отзывчивость, но не могу.
- Я очень переживаю за свою работу.
- Партнерам по работе отдаешь внимания и заботы больше, чем получаешь от них признательности.
- При мысли о работе мне обычно становится не по себе: начинает колоть в области сердца, повышается давление, появляется головная боль.
- У меня хорошие (вполне удовлетворительные) отношения с непосредственным руководителем.
- Я часто радуюсь, видя, что моя работа приносит пользу людям.
- Последнее время (или как всегда) меня преследуют неудачи в работе.
- Некоторые стороны (факты) моей работы вызывают глубокое разочарование, повергают в уныние.
- Бывают дни, когда контакты с партнерами складываются хуже, чем обычно.
- Я разделяю деловых партнеров (субъектов деятельности) хуже, чем обычно.
- Усталость от работы приводит к тому, что я стараюсь сократить общение с друзьями и знакомыми.
- Я обычно проявляю интерес к личности партнера помимо того, что касается дела.
- Обычно я прихожу на работу отдохнувшим, со свежими силами, в хорошем настроении.
- Я иногда ловлю себя на том, что работаю с партнерами, без души.
- По работе встречаются настолько неприятные люди, что невольно желаешь им чего-нибудь плохого.
- После общения с неприятными партнерами у меня бывает ухудшение физического или психического самочувствия.
- На работе я испытываю постоянные физические или психологические перегрузки.
- Успехи в работе вдохновляют меня.
- Ситуация на работе, в которой я оказался, кажется мне безысходной (почти безысходной).
- Я потерял покой из-за работы.
- На протяжении последнего года была жалоба (были жалобы) в мой адрес со стороны партнера (ов).
- Мне удается беречь нервы благодаря тому, что многое из происходящего с партнерами я не принимаю близко к сердцу.
- Я часто с работы приношу домой отрицательные эмоции.
- Я часто работаю через силу.
- Прежде я был более отзывчивым и внимательным к партнерам, чем теперь.
- В работе с людьми руководствуюсь принципом: не тратить нервы, береги здоровье.
- Иногда иду на работу с тяжелым чувством: как все надоело, никого бы не видеть и не слышать.
- После напряженного рабочего дня я чувствую недомогание.
- Контингент партнеров, с которым я работаю, очень трудный.
- Иногда мне кажется, что результаты моей работы не стоят тех усилий, которые я затрачиваю.
- Если бы мне повезло с работой, я был бы более счастлив.
- Я в отчаянии из-за того, что на работе у меня серьезные проблемы.
- Иногда я поступаю со своими партнерами так, как не хотел бы, чтобы поступали со мной.
- Я осуждаю партнеров, которые рассчитывают на особое снисхождение, внимание.
- Чаще всего после рабочего дня у меня нет сил заниматься домашними делами.
- Обычно я тороплю время: скорей бы рабочий день кончился.
- Состояния, просьбы, потребности партнеров обычно меня искренне волнуют.
- Работая с людьми, я обычно как бы ставлю экран, защищающий от чужих страданий и отрицательных эмоций.
- Работа с людьми (партнерами) очень разочаровала меня.
- Чтобы восстановить силы, я часто принимаю лекарства.
- Как правило, мой рабочий день проходит спокойно и легко.
- Мои требования к выполняемой работе выше, чем то, чего я достигаю в силу обстоятельств.
- Моя карьера сложилась удачно.
- Я очень нервничаю из-за всего, что связано с работой.
- Некоторых из своих постоянных партнеров я не хотел бы видеть и слышать.
- Я одобряю коллег, которые полностью посвящают себя людям (партнерам), забывая о собственных интересах.
- Моя усталость на работе обычно мало сказывается (никак не сказывается) в общении с домашними и друзьями.
- Если предоставляется случай, я уделяю партнеру меньше внимания, но так, чтобы он этого не заметил.
- Меня часто подводят нервы в общении с людьми на работе.
- Ко всему (почти ко всему), что происходит на работе, я утратил интерес, живое чувство.
- Работа с людьми плохо повлияла на меня, как на профессионала — обозлила, сделала нервным, притупила эмоции.
- Работа с людьми явно подрывает мое здоровье.
Обработка данных.
В соответствии с «ключом» осуществляются следующие подсчеты:
- Определяется сумма баллов раздельно для каждого из 12 симптомов «выгорания», с учетом коэффициента указанного в скобках. Так, например, по первому симптому положительный ответ на вопрос №13 оценивается в 3 балла, а отрицательный ответ на вопрос №73 оценивается в 5 баллов и т.д. количество баллов суммируется и определяется количественный показатель выраженности симптома.
- Подсчитывается сумма показателей симптомов для каждой из 3-х фаз формирования «выгорания».
- Находится итоговый показатель синдрома «эмоционального выгорания» — сумма показателей всех 12-ти симптомов.
Ключи.
“Напряжение”
1. Переживание психотравмирующих обстоятельств:
+1 (2), +13 (3), +25 (2), -37 (3), +49 (10), +61 (5), -73 (5).
2. Удовлетворенность собой:
-2 (3), +14 (2), +26 (2), -38 (10), -50 (5), +62 (5), +74 (3).
3. “Загнанность в клетку”:
+3 (10), +15 (5), +27 (2), +39 (2), +51 (5), +63 (1), -75 (5).
4. Тревога и депрессия:
+4 (2), +16 (3), +28 (5), +40 (5), +52 (10), +64 (2), +76 (3).
“Резистенция”
1. Неадекватное избирательное эмоциональное реагирование:
+5 (5), –17 (3), +29 (10), +41 (2), +53 (2), +65 (3), +77 (5).
2. Эмоционально-нравственная дезориентация:
+6 (10), -18 (3), +30 (3), +42 (5, +54 (2), +66 (2), -78 (5).
3. Расширение сферы экономии эмоций:
+7 (2), +19 (10), -31 (2), +43 (5), +55 (3), +67 (3), -79 (5).
4. Редукция профессиональных обязанностей:
+8 (5), +20 (5), +32 (2), -44 (2), +56 (3), +68 (3), +80 (10).
“Истощение”
1. Эмоциональный дефицит:
+9 (3), +21 (2), +33 (5), -45 (5), +57 (3), -69 (10), +81 (2).
2. Эмоциональная отстраненность:
+10 (2), +22 (3), -34 (2), +46 (3), +58 (5), +70 (5), +82 (10).
3. Личностная отстраненность (деперсонализация):
+11 (5), +23 (3), +35 (3), +47 (5), +59 (5), +72 (2), +83 (10).
4. Психосоматические и психовегетативные нарушения:
+12 (3), +24 (2), +36 (5), +48 (3), +60 (2), +72 (10), +84 (5).
Интерпретация результатов.
Предложенная методика дает подробную картину синдрома «эмоционального выгорания». Прежде всего, надо обратить внимание на отдельно взятые симптомы. Показатель выраженности каждого симптома колеблется в пределах от 0 до 30 баллов: 9 и? менее баллов — не сложившийся симптом, 10-15 баллов — складывающийся? симптом, 16 -20 баллов — сложившийся симптом. ?20 и более баллов -? симптомы с такими показателями относятся к доминирующим в фазе или во всем синдроме эмоционального выгорания.
Дальнейший шаг в интерпретации результатов опроса — осмысление показателей фаз развития стресса — «напряжение», «резистенция» и «истощение». В каждой из них оценка возможна в пределах от 0 до 120 баллов. Однако, сопоставление баллов, полученных для фаз, не правомерно, ибо не свидетельствует об их относительной роли или вкладе в синдром. Дело в том, что измеряемые в них
явления существенно разные: реакция на внешние и внутренние факторы, приемы психологической защиты, состояние нервной системы. По количественным показателям правомерно судить только о том, насколько каждая фаза сформировалась, какая фаза сформировалась в большей или меньшей степени: 36 и менее баллов — фаза не сформировалась; ? 37-60 баллов -? фаза в стадии формирования; 61 и более баллов — сформировавшаяся фаза. ? В психодиагностическом заключении освещаются следующие вопросы: какие? симптомы доминируют; какими сложившимися и доминирующими симптомами? сопровождается «истощение»; объяснимо ли «истощение» (если оно выявлено) ? факторами профессиональной деятельности, вошедшими в симптоматику «выгорания», или субъективными факторами; какой симптом (какие симптомы) более всего отягощают эмоциональное состояние личности; в каких направлениях надо? влиять на обстановку в профессиональном коллективе, чтобы снизить нервное напряжение;
какие признаки и аспекты поведения самой личности подлежат? коррекции, чтобы эмоциональное «выгорание» не наносило ущерба ей, профессиональной деятельности и партнерам.
Приложение 2
Комплекс упражнений, которые способствуют повышению энергетического потенциала
Известно, что у детей развита интуитивная способность улавливать эмоциональное состояние взрослых. Дети очень легко заражаются отрицательными эмоциями, поэтому педагогу необходимо устраивать себе «психологический душ», который поможет ему снимать излишнее эмоциональное напряжение.
- Стоя, свести лопатки, улыбнуться, подмигнуть правым глазом, потом – левым. Повторить: «Я очень собой горжусь, я на многое гожусь».
- Положив ладонь на грудь: «Я на свете всех умней», руки над головой: «Я на свете всех смелей»
- Подпрыгивая на разных ногах по очереди: «Я бодра и энергична, и дела идут отлично!»
- Потирая ладонь о ладонь, повторить: «Я приманиваю удачу, с каждым днем становлюсь богаче»
- Встав на цыпочки, руки над головой сомкнуть в кольцо, повторить: «Я согрета солнечным лучиком, я достойна самого лучшего!»
- Положив на лоб левую ладонь, затем правую, повторить: «Я решаю любые задачи, со мной всегда любовь и удача»
- Руки на бедрах. Делая наклоны туловищем вперед-назад, повторить: «Ситуация мне подвластна. Мир прекрасен и я прекрасна»
- Руки на талии, делая вправо-влево, повторить: «Покой и улыбку всегда берегу, и все мне помогут, и я помогу»
- Вдох: «Вселенная мне улыбается», выдох: «И все у меня получается»
- Любые вращения руками: «Нет преграды, все получается так, как надо!»
Аутогенная тренировка
Я – красивая и стройная!
Я – обаятельная и обворожительная!
Я – неповторимая и непосредственная!
Я – умная и сильная!
Я – уверенная в себе и успешная!
Я – воспитатель!
Я – прекрасный воспитатель!
Я люблю свою работу!
Я каждый день с радостью иду на работу!
Я с удовольствием работаю целый день!
У меня всегда хорошее настроение!
Я работаю в прекрасном коллективе!
Я люблю детей!
Я люблю родителей своих детей!
Я люблю своих коллег!
Меня все любят и уважают!
У меня счастливая семья!
Я верю в добрых и хороших людей!
Я уверена: все будет хорошо!
|