С 2012 года я занимаюсь экспериментальной деятельностью по программе «Успех». Мною разработан годовой круг тем по всем областям: конспекты непосредственно-образовательной деятельности, календарно-тематическое планирование, итоговые мероприятия.
Большое внимание в своей работе я уделяю разделу «Ознакомление с художественной литературой» - конкретно знакомство со сказкой.
Скачать презентацию
Работая с современными детьми, возникают сложности в том, что дошкольникам стали читать сказки мало в связи с массовым появлением телевизоров, компьютеров. Не все и не всегда дети умеют слушать и слышать, когда им читают, рассказывают сказку, особенно большие по содержанию.
В своей работе я руководствуюсь умением сформировать у детей доброжелательное отношение друг к другу, довожу до сознания детей, что «добро всегда побеждает зло».
В результате проведенной работы у детей сформировались интерес к сказкам, приобщение их к словесному творчеству.
Сказка помогла детям как бы войти в особый, исключительный мир чувств, переживаний. Доброта героев, их эмоциональная отзывчивость особенно важны для детей, живущих в современной информационной среде, в которой много агрессивности и эмоций.
Составляя годовой план НОД с детьми я включила в круг тем такие как:
- «В гостях у сказки»
- «По дорогам любимых сказок»
- «Неделя анимации».
При реализации данной образовательной области я руководствовалась принципом самостоятельного отбора, учитывая возрастные особенности и возможности детей.
Данная тема актуальна, потому что знакомство со сказками, в которых обязательно присутствует фольклор:
- найдет отражение в других видах деятельности.
- способствует развитию эмоционального и жизненного опыта
- подводит к пониманию основ этического и нравственного поведения
Также важна художественная ценность сказки.
Особое внимание детей обращаю на язык сказки, его доступность, выразительность и конкретность, потому что услышанное детьми является частью их речевого опыта.
А какое разнообразие игр помогает в этой работе:
- «Угадай, из какой мы сказки? » (воспитатель читает отрывок из сказки, показывает иллюстрации, одному ребенку предлагает изобразить героя, а остальные дети угадывают)
А как интересно и эмоционально проходят игры-драматизации по любимым сказкам! – дети стараются более точно передать голоса, движения персонажей.
Для театрализованной деятельности в группе есть ширма, а также разнообразные театры: «Кукольный театр», «Пальчиковый театр», «Теневой театр», «Настольный театр», «Театр Би-ба-бо».
Дети любят не только показывать театр в группе, но и радовать малышей мини-спектаклями.
Сказки помогают мне в работе, потому что они осуществляют реализацию всех образовательных областей программы:
- Дети познают много нового, интересного, герои сказок являются положительным примером для них. Помогает сказка и в математическом счете (сосчитай героев сказки и т. д.). (Познавательное развитие).
- Дети рассказывают сказки, пересказывают их, составляют новые, участвуют в театрализованной деятельности (Речевое развитие).
- Через чтение сказок воспитывается любовь к художественному произведению (Художественно-эстетическое развитие).
- Дети узнают о труде создателей сказок, художников-оформителей, играют вместе по сюжетам сказок (Социально-коммуникативное развитие).
- Дети узнают о том, как заботиться о своем здоровье (Сказка «Доктор Айболит», «Петушок и бобовое зернышко») (Физическое развитие).
- Примером безопасности служат сказки «Кошкин дом», «Приключения Буратино» (Социально-коммуникативное развитие).
- Формируется и музыкальная культура на основе слушания музыкальных произведений, песенок к сказкам (Художественно-эстетическое развитие).
- Велико значение сказок при работе детей в творческой мастерской. Дети рисуют свои любимые сказки, лепят сказочных персонажей, составляют книги по рисункам «Путешествие в мир сказок».
А также проводят экспериментальную деятельность о том, что от тепла тает снег (сказка «Снежная королева»).
Я считаю, что развитие детей посредством знакомства со сказкой будет более полным при участии взрослого. Поэтому я постоянно вовлекаю в этот процесс родителей. Многое зависит от оценки родителями данной деятельности, проявления интереса к тому, что читали дети в детском саду, а также от опосредованного участия в ней в форме бесед с ребенком: «Я не знала этой сказки. Как хорошо, что ты запомнил и рассказал мне ее».
Я организую фронтальное и индивидуальное взаимодействие с родителями (при проведении родительских собраний и консультаций, информирование родителей о значении сказок как эффективного средства общего и эстетического развития детей, а также размещаю материалы для родителей на сайте детского сада.
В результате проведения работы по данной теме у детей сформировалось умение мысленно участвовать в том, о чем написано в сказках, искренне сопереживать героям, различать добро и зло, правду и ложь, нравственно относиться к действительности. К самому себе, к своим поступкам.
Под влиянием сказок в поведении ребенка происходят изменения, он может захотеть подражать положительным героям, а также использовать опыт сказочных героев, которые попадают в трудные жизненные ситуации.
Работая с современными детьми, возникают сложности в том, что дошкольникам стали читать очень мало сказок. Современные родители не заинтересованы в их чтении, поэтому задача педагогов, я считаю, состоит в том, чтобы заинтересовать их взаимодействием с дошкольным образовательным учреждением по данному вопросу. Я считаю, что ежедневное чтение ребенку перед сном сказки должно стать традицией для каждой семьи.
Решить проблему приобщения детей к сказкам возможно. Данная проблема решаема. Но для этого требуются специальные и значительные усилия со стороны педагогов и родителей, и использование различных подходов для каждого возраста детей, а также помнить, что мир сказок это мир, каким он должен быть, - справедливый и прекрасный.
В своей работе я использую слайды для проведения с детьми викторины «Угадай сказку».
Данное электронное пособие предназначено для детей старшего дошкольного возраста и может быть использовано воспитателями ДОУ в педагогической деятельности.
Цель данного пособия: сказка – это прекрасное творчество народа. Хорошая сказка вводит малыша в мир художественных образов, дает первое и потому сильное впечатление о прекрасном. В подборе сказок для слайдов я руководствовалась прежде всего их идейно-эстетическими достоинствами.
Посредством обсуждения с детьми поступков героев сказок подвести их к пониманию основ этического, нравственного поведения. Осознания того, «что такое хорошо и что такое плохо?».
Алгоритм работы со слайдами
№ слайда
|
Действия и возможный вариант пояснения педагога
|
№1
|
Мы с вами знаем много сказок, где сказочные герои совершают различные поступки. Попробуем отгадать, какие сказочные герои нам встретятся на экране. И сейчас мы вновь вернемся к нашим мудрым сказкам, где добро всегда побеждает зло, а доброе слово помогает преодолеть все невзгоды и препятствия
|
№2
|
Педагог показывает на экране изображение чудовища и Настеньки. Назовите этих героев. На какие слова Настеньки откликнулось чудовище
|
№3
|
«Аленький цветочек» - это название сказки
|
№4
|
Смайлик хвалит детей
|
№5
|
На экране крот, ласточка, жаба, Дюймовочка. Педагог спрашивает, какие герои этой сказки были вознаграждены за добрые слова и наказаны за грубые и злые поступки
|
№6
|
«Дюймовочка» - это название сказки
|
№7
|
Смайлик хвалит детей
|
№8
|
Дети рассматривают на экране карету из тыквы, волшебницу, девочку и туфельку, отгадывают название сказки. Скажите. Какие добрые дела выручили героиню сказки?
|
№9
|
«Золушка» - это героиня и название сказки
|
№10
|
Смайлик хвалит детей
|
№11
|
На экране Герда, олень, Маленькая разбойница. Дети отгадывают название сказки. Педагог говорит: «Вспомните, кто-то из вас был когда-то обижен словом до слез? Вас не ударили, не причинили боль, просто сказали грубое обидное слово, а слезы сами собой покатились из глаз, как у нашей героини сказки».
|
№12
|
«Снежная королева» - это название и героиня сказки. Какие поступки в сказке совершала она?
|
№13
|
Смайлик хвалит детей
|
№14
|
На экране Иван Царевич и лягушка со стрелой. Дети отгадывают название и героев сказки. Тихо или громко с помощью мимики и жестов изображают выбранного героя.
|
№15
|
Появляется Царевна-лягушка, Василиса и Иван Царевич – герои и название сказки
|
№16
|
Смайлик хвалит детей
|
В заключение мне хочется сказать, что мир сказки – это мир, каким он должен быть – справедливый и прекрасный.
|