Султанова Лилия Вадимовна, Хомякова Алёна Викторовна. Кинезиологические сказки в коррекционной работе с детьми с ОВЗ.

Кинезиологические сказки в коррекционной работе с детьми с ОВЗ.

В настоящее время растет число детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Большинство современных детей, а особенно с ОВЗ отличает общее моторное отставание. Отсутствие физической нагрузки заметно тормозит мыслительные процессы, снижает концентрацию внимания, координационных способностей, выносливости, приводит к проблемам в речевом развитии, снижению работоспособности, повышенной утомляемости, низкому уровню произвольности психических процессов. Все эти трудности возможно преодолеть только при условии правильного выбора методов педагогической коррекции. Одним из таких методов является кинезиология.

Кинезиология – наука о развитии головного мозга через движение. Кинезиологические упражнение – это комплекс движений, позволяющих активизировать межполушарное взаимодействие.

Повысить и поддержать интерес к кинезиологическим упражнениям помогает сказка. Образовательная деятельность с детьми в процессе работы с кинезиологической сказкой построена: на позициях гуманно-личностного отношения к ребенку, на современных научных концепциях о ценности дошкольного периода, на позициях учёта индивидуальных психофизиологических особенностей воспитанников, и направлена на всестороннее развитие личности, формирование духовных и общечеловеческих ценностей.

 

скачать конспект

Данная работа построена с учётом интеграции образовательных областей, видов детской деятельности, адекватных формах работы в соответствии с особенностями контингента детей. Новизна нашей методической разработки — создание своей структуры работы со сказкой.

Цель работы:

Развитие мозжечковой стимуляции методом кинезиологии, через использование кинезиологических сказок с детьми с ОВЗ.

Задачи:

  • способствовать комплексному развитию дошкольников в процессе работы со сказкой: заботиться о здоровье, эмоциональном благополучии и своевременном всестороннем развитии каждого ребенка
  • создать в группе атмосферу гуманного и доброжелательного отношения ко всем воспитанникам, способствуя формированию интегративных качеств личности у воспитанников
  • создать благоприятные условия для успешной деятельности (предметно-развивающую среду)
  • максимально использовать разнообразные виды детской деятельности (игровой, коммуникативной, музыкально-художественной, чтения), их интеграцию в целях повышения эффективности образовательной и коррекционной деятельности
  • способствовать творческой организации (креативности) образовательного процесса, вариативного использования образовательного материала, в соответствии с интересами и наклонностями каждого ребенка
  • уважительно относиться к результатам детской деятельности
  • использовать единство подходов к воспитанию детей в условиях дошкольного образовательного учреждения и семьи. Установить партнерские взаимоотношения между педагогом, детьми и родителями.

Проведя анализ имеющейся методической литературы и передового опыта коллег, мы увидели, что кинезиологических сказок разработано мало и встала необходимость в разработке серии сказок согласно годовому тематическому плану детского сада (дошкольной организации).

Сначала мы подобрали упражнения, на основе которых и создавались наши сказки, а затем подбирали и придумывали тексты самих сказок.

Результатом такой работы стало создание картотеки кинезиологических сказок по лексическим темам.

Работа по развитию межполушарного взаимодействия и мозжечковой стимуляции ведется последовательно, системно во взаимодействии всех педагогов групп с ОВЗ и родителей воспитанников.

Коррекционная и развивающая составляющая данной работы от движения – к мышлению и речи, а не наоборот, что повышает ее эффективность.

Этапы работы с детьми:

На первом этапе (коллектив педагогов) ведется подбор упражнений, согласно уровню развития детей группы, затем их разучивание в сопровождении стихотворных текстов, подобранных к ним для задания ритма и темпа, сначала в медленном темпе с последующим ускорением при усвоении упражнения.

Упражнения проводятся ежедневно в рамках непосредственной образовательной деятельности, режимных моментах и в доброжелательной обстановке.

От детей требуется точное выполнение движений и приемов.

Упражнения выполняются в медленном темпе от 3 до 5 раз,

сначала одной рукой, затем другой рукой, а в завершение двумя. Все указания даются чётко, спокойно.

Педагог следит за правильностью выполнения заданий.

Упражнения педагог выполняет вместе с детьми. Постепенно от занятия к занятию увеличивая время и сложность предлагаемых упражнений (с учетом возраста и индивидуальных особенностей детей).

Форма организации: совместная деятельность (группой, подгруппой, индивидуально)

На втором этапе (педагоги – дети) — введение разученных упражнений в сюжет сказок.

Последовательность работы со сказкой:

  • приветствие
  • показ и рассказ сказки педагогом
  • включение ранее изученных упражнений в сказку
  • групповое и индивидуальное рассказывание
  • ритуал выхода из сказки.

Форма организации: совместная деятельность (группой, подгруппой, индивидуально)

На третьем этапе (дети) – использование кинезеологических сказок в свободной самостоятельной игровой деятельности детей.

Форма организации: индивидуальная и подгрупповая самостоятельная деятельность детей.

Четвертый этап предусматривает работу по взаимодействию с семьей. «Детский сад — семья». Придумывание родителями сюжетов сказок на заданную тему, закрепление уже выученных детьми сказок в игровой форме и установление партнерских отношений родитель – ребенок в процессе деятельности. В результате данной работы у детей и родителей повысился интерес к сказке как жанру.

В результате использования кинезиологических сказок улучшается физическая форма детей, повышается пластичность головного мозга, преодолевается его функциональная незрелость, что позволяет добиться значительных успехов в коррекции познавательной и речевой деятельности дошкольника, сформировать устойчивый познавательный интерес, повысить работоспособность, продуктивность деятельности, расширить, систематизировать объём знаний и представлений о предметах окружающего мира. Обогащается словарный запас, дети начинают употреблять в речи образные выражения, обороты из сказок, становятся активными в общении со взрослыми и сверстниками, учатся слушать собеседника, вступать в диалог. Сказка для ребёнка становится верным другом, помощником.

Список литературы

  1. Афонькин С.Ю., Рузина М.С. Страна пальчиковых игр. — СПб., 1997
  2. Гимнастика мозга. Программа по Образовательной кинезиологии доктора наук Пола И. Деннисона и Гейл И. Деннисон. Сборник упражнений. Методическое пособие, 2010г.;
  3. Журнал «Практическая кинезиология. Путеводитель по жизни». (01) 2013г.;
  4. Любимова В. "Кинезиология или природная мудрость тела", «Невский проспект», Санкт – Петербург, 2005г.
  5. Сазонов В.Ф., Кириллова Л.П., Мосунов О.П. "Кинезиологическая гимнастика против стрессов." Учебно-методическое пособие. Рязань. РГПУ. 2000г.
  6. 1.Сиротюк А.Л. Коррекция развития интеллекта дошкольников. – М: ТЦ Сфера, 2001г.
  7. Цвынтарный В.В. Играем пальчиками и развиваем речь. СПб., 1996
  8. Шанина Г.Е. «Упражнения специального кинезиологического комплекса для восстановления межполушарного взаимодействия у детей и подростков». Учебное пособие. — М.2010г.;

Приложение 1

Просмотров: 594
Категория: По направлениям » Для детского сада » Развивающие игры и занятия для дошкольников




Другие новости по теме:

  • Лепетухина Ольга Анатольевна. Из опыта работы: Сотрудничество с родителями воспитанников по направлению «Использование сказок в формировании основ безопасного поведения детей дошкольного возраста».
  • Пермякова Светлана Сергеевна. Конструкт организации непосредственно образовательной деятельности с детьми 6 года жизни (средне — старшая группа компенсирующей направленности) «Круиз по морю сказок»
  • Лынова Наталья Викторовна. Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми старшей группы Формирование целостной картины мира «Мы в стране сказок»
  • Замотина Зинаида Григорьевна. Конспект непосредственной образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений для детей средней группы «По страницам сказок»
  • Литвинова Елена Валерьевна. Рабочая программа кружковой работы по ознакомлению дошкольников с содержанием сказок и повышению интереса к художественной литературе «Сказки — добрые друзья».
  • Фадеева Зоя Борисовна. План работы по самообразованию на 2017-2019 учебный год «Формирование нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста посредством русских народных сказок»
  • Насырова Эльза Рашитовна. Конспект организованной образовательной деятельности с детьми 2 младшей группы, на тему: «Сундучок сказок».
  • Лавриненко Елизавета Павловна. Консультация для родителей Тема: «Использование сказок – шумелок в музыкально – игровой деятельности»
  • Милованкина Наталья Васильевна. Использование инновационных форм работы в организации опытно-эксперементальной деятельности с детьми дошкольного возраста
  • Бабенко Анжелика Викторовна . Конспект непосредственно образовательной деятельности «Путешествие в страну сказок» для детей среднего дошкольного возраста
  • Менщикова Марина Александровна. Конспект непосредственно образовательной деятельности в средней группе по теме «Литературная викторина «В мире сказок». Знакомство с русской народной сказкой «Жихарка».
  • Торлопова Татьяна Андреевна. Использование различных приемов работы со сказкой для развития речи детей дошкольного возраста.
  • Масина Марина Владимировна. Детский дизайн как нетрадиционная форма организации работы по развитию творческих способностей детей.
  • Жукова Елена. «Лукошко сказок». Конспект интегрированной образовательной деятельности по чтению художественной литературы
  • Сольская Ирина Вячеславовна. Опыт работы «Формирование интереса к изобразительной деятельности детей 2 – 3 лет в процессе художественно – творческой деятельности»
  • Курносова Галина Евгеньевна. Методические рекомендации по организации проектной деятельности с детьми 6-7 лет (из опыта работы)
  • Шемякина Мария Евгеньевна. Система работы по организации опытно-экспериментальной деятельности с детьми младшего дошкольного возраста
  • Шатунова Татьяна Александровна. Использование кинезиологических упражнений в работе с детьми дошкольного возраста
  • Жмурина Марина. Воспитательная работа с детьми, в процессе организации трудовых поручений, в уголке природы (из опыта работы средней группы).
  • Филатова Елена Викторовна. «Использование инновационных форм и методов работы для привлечения детей и их родителей к чтению — восприятию художественной литературы путем создания в ДОУ детской библиотеке»
  • Булышева Татьяна Валериевна. Методическая разработка, организованной образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста с использованием социо – игровой технологии из опыта работы воспитателя
  • Цуцурина Светлана Анатольевна. Активизация мыслительной деятельности в процессе развития речи детей (из опыта работы)
  • Чудинова Светлана Евгеньевна. Конспект занятия по развитию речи в старшей группе Тема: обучение сочинению сказок Название: «Книга сказок»
  • Ошес Кристина Сергеевна. Методическая разработка: Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей раннего дошкольного возраста «В гостях у сказок: квест по сказочным тропинкам с использованием ИКТ»
  • Шаповалова Татьяна Анатольевна. Опыт работы воспитателя комбинированной группы ДОУ «Развитие речи детей дошкольного возраста в процессе проектной деятельности»
  • Ковалёва Татьяна Алексеевна. Перспективный план работы в логопедической группе «Использование сказок и рассказов по нравственному воспитанию»
  • Зубова Валентина Сергеевна. Методическое пособие по игровой деятельности для детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья
  • Захарова Валентина Ивановна. Опыт работы «Развитие познавательного интереса детей посредством организации экспериментальной деятельности»
  • Плясунова Наталья Валентиновна, Соколова Елена Павловна. Роль детских сказок в развитии речи детей дошкольного возраста «Сказка ложь, да в ней намек…»
  • Никульникова Оксана Викторовна. Методическое сопровождение к игровым пособиям, используемым в процессе обучения детей подготовительной к школе группы сочинению сказок



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь