Милованкина Наталья Васильевна. Использование инновационных форм работы в организации опытно-эксперементальной деятельности с детьми дошкольного возраста

Использование инновационных форм работы в организации опытно-эксперементальной деятельности с детьми дошкольного возраста

Муниципальное образовательное учреждение «Старошайговский детский сад №1 комбинированного вида» Старошайговского муниципального района Республики Мордовия

Милованкина Наталья Васильевна-воспитатель МДОУ ”Старошайговский детский сад №1 комбинированного вида” Старое Шайгово 2020 г.

Мы все знаем, что дети-исследователи по своей природе. В повседневной жизни они часто сами экспериментируют с различными веществами и предметами, пытаясь узнать что-то новое. Они разбирают игрушки, смотрят, как предметы тонут или держаться на воде, берут в рот снег, сосульки. Неутолимая жажда новых впечатлений, любопытство, постоянное желание экспериментировать и искать новую информацию о мире традиционно считаются важнейшими чертами поведения детей.

 

Скачать конспект

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования направлен на достижение целей развития познавательных интересов детей, интеллектуального развития и одаренности ребенка. Таким образом, развитие познавательной деятельности и исследовательских способностей ребенка является одной из важнейших задач современного образования. Знания, полученные в результате собственного эксперимента, гораздо эфективнее и надежнее для ребенка той информации о мире, которая будет получена репродуктивно. Все усваивается прочно и надолго, когда ребенок сам слышит, видит и проделовает самостоятельно.

Проблема состоит в том, что мы, взрослые, спешим научить ребенка тому, что считаем наиболее важным, зачастую не обращая должного внимания на его собственные исследовательские порывы, пытаясь направить его познавательную деятельность в то русло, которое сами считаем наиболее важным. Мы часто реагируем на желание ребенка познакомиться с окружающим миром следующим образом: "Не наступай на лужи! Не трогайте песок руками, он грязный! ". Хотя исследования, проведенные академиком, доктором психологических наук Н. Н. Поддяковым, показали, что лишение возможности экспериментировать, постоянные ограничения самостоятельной деятельности приводят к серьезным психологическим нарушениям, которые сохраняются на протяжении всей жизни, негативно влияют на интеллектуальное и творческое развитие детей, способность к обучению в дальнейшем.

При организации педагогического процесса воспитатели часто сталкиваются с проблемой интеллектуальной пассивности детей, причины которой кроются в ограниченности интеллектуальных впечатлений, заинтерессованности ребенка.

Возникла проблема: как организовать образовательную деятельность с детьми с целью расширения интеллектуальных впечатлений и интересов дошкольников, тем самым активизируя познавательную (интеллектуальную) деятельность ребенка.

В последние годы мы часто слышим термин внедрение инноваций в образовательный процесс. Для нашего образовательного учреждения инновация в целом предпологает внедрение в образовательный процесс обновленных, улучшенных и интересных идей, полученных творческими усилиями педагогов. Задачей инновационной деятельности в дошкольном образовательном учреждении является повышение эффективности процесса обучения и получения боллее качественных результатов.

Сегодня мы воспитываем детей «21-го века», то есть ребенка способного думать, мыслить аналитически. Требования ФГОС ДО ориентируют педагогов на переход от прямой передачи готовых знаний детям, к созданию среды для стимулирования познавательной активности, инициативы и самостоятельности в процессе получения знания и решения проблем. И здесь на помощь педагогу приходят инновационные технологии в опытно-экспериментальной деятельности: Кейс-технологии, информационно-коммуникативные технологии, квест- технологии, использование лэпбуков, проектные технологии.

В своей работе с детьми мы используем все названные технологии. Но мне бы хотелось остановиться на одной из технологий, это проектная технология. Я считаю, что именно проектная технология является одной из эффективной формой инновационного процесса образования, способствует созданию и реализации совместных проектов, направленных на решение актуальных проблем социума. Если в традиционной образовательной деятельности процесс обучения предоставления воспитанникам предпологает уже готовой информации, то проектная технология позволяет дошкольникам самим подойти к результату. Это помогает детям развить самостоятельность, творческую личность, способность решать сложные задачи и уметь рассуждать и делать выводы.

Технология проектов интересна и полезна не только детям, но и самим педагогам, так как он дает возможность сконцентрировать материал по определенной теме, повысить уровень собственной компетенциипо проблеме, вывести на новый уровень взаимоотношения с родителями, ощутить себя действительным партнером детей в решении исследовательских задач, сделать процесс познания не скучным, а увлекательным и интерессным.

Поэтому в практике своей работы я стала достаточно активно использовать данную технологию и хочу поделится опытом своей работы в данном напровлении. Мне хочется рассказать о наиболее интересном познавательно-исследовательском проекте в старшей группе на тему: «Секреты льда и снега».

Тип проекта: исследовательски-творческий. Включает в себя творческую, познавательную и опытно-экспериментальную деятельность

Вид проекта: групповой.

По продолжительности проект –краткосрочный, длился 3 недели.

Участники проекта: дети старшей группы, родители и воспитатели.

Проблема: Наблюдая за сезонными изменениями в природе зимой, дети Стали задались вопросы: “Наталья Васильевна, а откуда появляется снег? Почему он бывает именно зимой, почему он белый, почему он иногда скипит под ногами, а иногда нет? Как появляются сосульки на крышах? Почему снег нельзя есть, ведь на вид он такой аппетитный? Была поставлена проблема: у детей недостаточно знаний о снеге. И мы решила узнать ответы на эти вроде бы и простые, но в тот же момент не известные для детей вопросы. Чтобы узнать как можно больше про снег и лед, было решено разработать данный проект.

Актуальность проекта заключается в том, что дети старшего дошкольного возраста отличаются пытливостью в исследовании окружающего мира. Именно в этом возрасте поисковая и исследовательская деятельность занимает ведущее место и помогает в удовлетворении потребностей детей в познании окружающего мира.

Дети дошкольного возраста с огромным интересом смотрят на окружающий мир, но видят не всё, иногда не замечая самого главного. Мы взрослые в процессе общения с детьми должны передать им свой богатый опыт, но очень важно определить меру участия взрослого в познавательных действиях ребёнка, чтобы не задавить его инициативу, не погасить желание открыть для себя, что то новое. Детям в данном проекте предоставлялось возможность в течение двух трех недель работать над одной темой, чтобы получить ответы на интересующие их вопросы. В ходе исследовательской работы дети выяснят, что такое лед и снег, как они образуются. Самостоятельно проведут много интерессных опытов со снегом и льдом. А самое главное, научатся работать в команде, будут терпимее друг к другу.

Цель данного проекта-это формирование представлений о свойствах и качестве льда и снега. Развитие творческой и познавательной активности дошкольников в ходе исследовательской деятельности.

Для достижения данной цели поставлены следующие задачи:

  1. Учить детей приобретать новую информацию через опытно-эксперементальную деятельность.
  2. Узнать, как образуется снег, лед.
  3. Познакомить с разнообразием форм снежинок.
  4. Изучить свойства снега и льда
  5. Можно ли иней считать снегом.
  6. Научится определить чистоту снега.
  7. Формировать умения детей делать выводы и умозаключения,
  8. Воспитывать интерес к окружающему миру, стремление узнавать что-то новое.
  9. Формировать правила безопасного обращения со льдом и снегом.

Предполагаемый результат

В течении проекта дети должны научится устанавливать элементарные причинно-следственные связи: снег тает в тепле и превращается в воду, а вода на морозе превращается в лед. Понять что такое снег, лед как он образуется, какими свойствами он обладает. Почему нельзя есть снег и сосульки, почему деревьям под снегом тепло. Уметь применять навыки познавательно – исследовательской деятельности с водой, льдом и снегом в повседневной жизни. Развитие любознательность, внимание к природным явлениям.

Разрабатывая проект, я использовала в своей работе методику «трех вопросов: Что мы знаем? Что мы хотим узнать? С помощью чего мы узнаем?

Работа по реализации проекта предпологала три этапа:

Первый этап подготовительный. Погружение в проект. На данном этапе был разработан план реализации проекта. Подобрана методическая литература. Была создана картотека дидактических и подвижных игр по данной тематике. Картотека опытов со снегом и льдом. Также в проектную деятельность были вовлечены родители.

Следующий этап реализации проекта-основной. С детьми проводились беседы на тему: «Что такое снег», «Почему снег хрустит под ногами», «Что такое лед?», «Почему лед скользкий». Рассматривание картин о зиме и составление по ним описательных рассказов. с использование мнемотаблиц. С детьми проводилось непосредственно образовательная деятельность на тему «Изучаем свойства снега и льда».

Чтение сказок: «Снежная королева», Снегурочка,» Зимовье зверей» «Морозко». Прослушивание аудиосказок по данной тематике. Просмотр развивающих мультфильмов на тему «Откуда берется снег?», «Осторожно тонкий лед?», «Что такое снежинки», «Почему снег белый?», «Осторожно, лед опасен!». С детьми была подготовлена театрализованная деятельность на тему: «Заюшкина избушка».

С целью развития творческих способностей, воображения, закрепление полученных знаний о свойствах снега и льда была проведена работа по развитию художественно продуктивной деятельности. Рисование на тему: «Ажурные снежинки», аппликация «Сосульки на крыше», конструирование на тему: «Снеговички из одноразовых стаканчиков», раскраски по теме данного проекта. В гости к детям приходил снеговичок «Федя», который попросил детей слепить ему друзей и дети конечно охотно ему помогали.

Бысто и эффективно усвоить новую информацию и закрепить изученное в занимательной форме, помогают папки лэтбуки сделанные своими руками. Они помогают ребенку по своему желанию организовать информацию по изучаемой теме и лучше нонять и запомнить материал.

Следующая часть проекта-это организация цикла опытов и исследований за снегом и льдом. Опытно-исследовательская деятельность позволяет организовать обучение так, чтобы ребенок смог задавать вопросы и самостоятельно находить на них ответы.

С детьми проводились следующие опыты: «Что быстрее растает снег или лед». Определяли цвет и прозрачность льда и снега, где дети сделали вывод, что лед прозрачен, а снег непрозрачный.

Следующий опыт «Исследование чистоты снега». Не секрет, что многие дети очень любят попробовать снег на вкус. Целью этого несложного эксперемента было показать детям, каким на самом деле является снег, и сколько грязи он в себе содержит, не смотря на кажущуюсячистоту и белизну.

Следующий опыт «Замараживание воды в различные формы». Дети рассматривали как образовался лед из воды при низкой температуре. Наблюдали за таянием льда при плюсовой температуре.

Дети часто меня спрашивают, зачем люди посыпают дорогу солью? Исходя из этого вопроса мы решили вместе с детьми проделать опыт. «Что произойдет со льдом если его посыпать солью». В процессе исследовательской деятельности, дети сделали вывод, что если лед посыпать солью, то он начнет таять гораздо раньше, чем обычный лед. Если к нему приглядется, то можно увидеть, что соль «проедает» в нем дырочки, ходы.

Следующий опыт «Цветные льдинки». Дети заранее окрашивали воду в одноразовых стаканчиках с помощью гуаши и выносили стаканчики с окрашенной водой на мороз. В последствии украшали участок детского сада цветным льдом.

Также было интересно наблюдать, как дети изображаю на снегу: различные линии, предметы. Они умело импровизируют и фантазируют, что не всегда удается на листе бумаги. Дети в восторге, когда в результате рисования «необычными красками» (пластмассовая бутылка с гуашевой краской, на белом снегу появляются веселые желтые, красные, оранжевые узоры. И когда перед глазами предстает целостная картина — радости нет предела. Разве это не чудо? Разве они не маленькие волшебники — художники, которые могут сделать своими руками любые чудеса?

С детьми определяли опытным путем что снег рыхлый, а лед хрупкий. При проведении опыта «Откуда берется иней?» дети сделали вывод, что при нагревании вода превращается в пар, пар при охлождении превращается в воду, вода в иней.

Следующий опыт «Замерзает ли вода под снегом». Докажем это на опыте. Мы с деть на прогулке взяли две банки с теплой водой. Одну закапали в снег, а другую оставили на снегу. На следующий день прогулки сравнили воду в банках. Вода на снегу замерзла, а в снегу осталась не замерзшей. Дети сделали вывод, что снег защищает землю от холода, поэтому чтобы деревья не замерзли, будем их утеплять снегом.

Следующий опыт «Вулкан из снега», где дети получили массу эмоций. когда произошло извержение вулкана на снегу.

На заключительном этапе проекта с детьми было проведено итоговое мероприятие «Научная лаборатория», где дети показали все свои знания по теме данного проекта. С родителями была организованна выставка поделок на тему «Зимушка зима» изготовленная родителями. Дети совместно с родителями участвовали в совместных проектах на темы; «Спичка пленница», «Ледянная рыбалка», «Облако в банке» и т.д

Выводы:

Считаю, что работа над проектом была результативной. Дети с большим удовольствием принимали участие в исследовательской деятельности. Сейчас они знают намного больше интересных фактов о свойствах снега и льда, а исходя из этого – пополнили свой словарный запас. Дети имеют представления о трех агрегатных состояниях веществ: жидком, твердом и газообразном. Они могут поставить конкретную задачу, найти ее решение и сделать соответствующий вывод. Дети с удовольствием самостоятельно проделывали опыты, делали простейшие обобщения и выводы. Представляя себе, что они маленькие волшебники, которые совершают чудеса!

Я считаю, показателем эффективности внедрения технологии проектирования является высокая степень развития любознательности детей, их познавательная активность, коммуникативность, самостоятельность, а также повышения готовности детей к восприятию нового материала и конечно же-активное участие родителей в жизни группы.

Анализируя, проделанную работу, я пришла к выводу, что проектная деятельность является уникальным средством раскрытия индивидуальности каждого ребенка, сплочения детей и взрослых. Поэтому я планирую и дальше использовать в своей работе проектную технологию, интегрируя с другими технологиями.

Используемая литература

  1. Детская энциклопедия «Я познаю мир» М.000 «Издательство АТС, 2001-558 с. В. А. Маркин
  2. Савенков А.И. Теория и практика применения исследовательских методов обучения в дошкольном образовании//Детский сад. Управление. 2004. №2
  3. Веракса Н.Е. Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников. Для работы с детьми 4-7 лет/Н. Е. Веракса. –М. Мозаика-синтез, 2012.
  4. Интернет -ресурсы

Познавательно-исследовательский проект в старшей группе на тему:

«Секреты льда и снега».

Ссылка на видео в YouTube — https: //youtu. be/DtFoZnR76lE

ПРИЛОЖЕНИЕ № 1

Картотека дидактических и подвижных игр по теме проекта

Интерактивная игра “Свойства льда и снега”

Художественно продуктивная деятельность на тему”Ажурная снежинка”

Лепка на тему”Веселые снеговички”

Аппликация на тему “Сосульки капают с крыши”

Проведение цикла опытов и эксперементов со снегом и льдом

Опытно- эксперементальная деятельность “Лед прозрачен”

Работа с родителями по проекту

Детские исследовательские проекты

Наблюдение за снегом на прогулке

Итоговое мероприятие “Научная лаборатория”

Просмотров: 424
Категория: По направлениям » Для детского сада » Развитие интереса к познанию окружающего мира




Другие новости по теме:

  • Москалёва Ольга Михайловна. Деловая игра по экспериментированию «Что? Как? Почему?» организация опытно-исследовательской деятельности в ДОУ
  • Бексаева Лариса Александровна. Методическая разработка 'Знать должны и взрослые и дети, о правах, что защищают всех на свете'
  • Мария Дорошенко. Конспект занятия кружка театральной деятельности для старшего возраста «Что такое хорошо, что такое плохо»
  • Петрова Наталья Павловна. Во что играют дети.
  • Мусиячина Марина Владимировна. КОНСПЕКТ ИНТЕГРИРОВАННОЙ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ «Что такое хорошо и что такое плохо?».
  • Милованова Людмила Николаевна. Консультация для родителей «Во что играют наши дети?!»
  • Атлашова Вероника Александровна. Родительское собрание на тему: «Что такое хорошо, что такое плохо»
  • Киштеева Ирина Николаевна. Конспект интегрированной непосредственно-образовательной деятельности Тема: «Что такое хорошо и что такое плохо»
  • Саранцева Елена Геннадьевна. Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста на тему: «Что такое телевидение».
  • Подольная Ирина Васильевна. Проект «... Нам нужно, чтобы наши дети об этом помнили, как мы…»: в рамках осуществления проектной деятельности для детей различными стартовыми возможностями
  • Мурнаева Ирина Сергеевна. Конспект комплексного занятия по нравственному воспитанию по теме: «Что такое хорошо и что такое плохо?»
  • Агишева Оксана Владимировна. Открытое занятие по теме: «Что такое хорошо и что такое плохо»
  • Елена Васильевна Савельева. Конспект интегрированной непосредственно образовательной деятельности в подготовительной группе для детей с ОНР, ФФНР. Игра «Что? Где? Когда» по теме «Весна».
  • Терехова Елена Васильевна. Конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной группе на тему: «Что? Где? Когда?»
  • Зыкова Наталия Васильевна. Конспект игровой программы коррекционно-развивающей направленности в специальной группе Центра «Что такое хорошо и что такое плохо»
  • Сухова Наталья Александровна. Брошюра для родителей «Советы, что можно сделать или сказать, когда ребенок кричит и не хочет идти в детский сад»
  • Наталья Бондаренко. Конспект организованной учебной деятельности по английскому языку в старшей группе детского сада на тему Интеллектуальная игра «Что? Где? Когда?»
  • Билей Маргарита Геннадьевна. Организованная образовательная деятельность в образовательной области «Познание» в подготовительной группе № 1 по теме: «Путешествие в царство снега и льда».
  • Светлана Морозова. Конспект занятия по формированию познавательно – исследовательской деятельности у детей с ОВЗ 'Приглашаем в гости снег'
  • Сабирзянова Э. Н.. Мастер – класс с родителями: «Что такое экспериментальная деятельность?»
  • Паншина Татьяна. «Театрализованная деятельность как средство формирования и развития речи у детей с ограниченными возможностями здоровья» (дети-инвалиды дошкольного возраста, занимающиеся на дому)
  • Белько А.А. Меркулова М.А.. Непосредственно образовательная деятельность для детей младшего дошкольного возраста. Образовательная область – коммуникация. «Как дети сказки искали»
  • Инна Фоменко. Что такое «фонематический слух», как и когда он формируется у детей?
  • Редактор. Что такое хорошо и что такое плохо - Владимир Маяковский
  • Зыбцева Елена Александровна. Что такое мелкая моторика и почему так важно её развивать?
  • Сабирзянова Эльвира Наильевна. Мастер – класс с родителями: «Что такое экспериментальная деятельность?»
  • Анастасия Владимировна Миллер. Раннее развитие: что лучше для Вашего малыша или Как развить ребенка и не навредить
  • Воловик Наталья Владимировна. Организация непрерывной непосредственно образовательной деятельности детей в средней группе по теме «Как дети помогали астроному Сонику»
  • Бескоровайная Галина Ивановна. Конспект Организованной образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет) «Что такое терроризм?»
  • Романова Светлана Витальевна. Конспект занятия в младшей группе на тему «Снег и его свойства»



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь