Цель: Обобщить и систематизировать знания детей о животном и растительном мире Крайнего Севера.
Задачи:
Воспитательная: Воспитывать гуманное отношение ко всему живому.
Воспитывать любознательность, умение внимательно слушать.
Развивающие: Развивать интерес к жизни обитателей Севера.
Скачать презентацию
Развивать умение делать выводы и устанавливать причинно-следственные связи.
Развивать речь детей, активизировать словарь.
Обучающие: Расширять представление детей о природе и природных явлениях районов Крайнего Севера.
Учить понимать образный смысл загадок.
Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, продуктивная, познавательно-исследовательская, восприятие художественной литературы.
Интеграция познавательных областей:
- Образовательная область «Познание»;
- Образовательная область «Коммуникация»;
- Образовательная область «Социализация»;
- Образовательная область «Чтение художественной литературы»;
- Образовательная область «Физическая культура»
Материал и оборудование к занятию: презентация со слайдами о Севере и дидактическими электронными играми о животном и растительном мире районов Крайнего севера, гуашь красного, зеленого, желтого цветов, одноразовые тарелки, жидкое мыло, пипетки, салфетки, лазерная указка, разрезные картинки с изображением морских обитателей Севера, аудиозапись музыки, голоса пилота, электронная доска, магнитофон.
Подготовка к занятию: Подбор слайдов, стихов, загадок, физминутки, составление дидактических игр, запись голоса пилота. Подготовила разрезные картинки с обитателями моря, материал для проведения эксперимента. Оформление выставки книг о Севере и обитателях Севера в книжном уголке.
Ход занятия
Вос-ль: Ребята, я хочу с вами поговорить о Севере. (слайд № 1) Что такое Север? Что вы о нем знаете? (Царство вечного холода, снега и льда, на Севере снег лежит почти круглый год, там дуют сильные ветры, метут метели, моря и океаны покрыты толстым льдом.)
Вос-ль: А кто из вас может показать Север на карте? (слайд № 2)
Правильно ребята здесь находится Северный полюс, а тут — южный полюс.
Короной снежной с двух сторон Наш шар прекрасный окружен! Два полюса, два братика Антарктика и Арктика.
А вы хотели бы там побывать? (Да). Как вы думаете, на каком виде транспорта можно быстро добраться до Северного полюса?
Дети: На самолете.
Вос-ль: Отправляемся в путешествие на Северный полюс. Всех прошу пройти к самолету, занять свободные места. Садимся поудобнее, нас ждет интересный полет.
Голос пилота: Уважаемые пассажиры! Мы очень рады вас видеть на нашем борту «Северный дом». Капитан нашего лайнера Андрей Петрович и бортпроводник Сергей Викторович желают вам приятного полета. Пристегните ремни наш курс: Северный полюс.
Вос-ль: Ребята, чтобы вы не скучали в пути, предлагаю посмотреть в иллюминатор. Сейчас наш самолет пролетает над тайгой. Ребята, скажите, что такое тайга?
Дети: Тайга-это лес, где растут ели, сосны, пихты (слайд №3).
Вос-ль: Ребята, смотрите: деревьев становится больше. Пролетели немного и они уже слились в один сплошной зеленый океан. Все это тайга (слайд №4) Если в тайге растут высокие ели, сосны, пихты, то в тундре вся растительность низкорослая (слайд №5). А вот нас встречают жители тундры (слайд №6). Из какого материала сшита их одежда? (из оленьих шкур). Чем занимаются жители Севера? (ловят рыбу, охотятся, разводят оленей, шьют одежду, собирают ягоды и грибы) Почему люди на Севере разводят оленей? (олени помогают людям передвигаться по снегу, льду, это животное, которое кормит и одевает людей) Как называется дом жителей тундры? (Чум — слайд №7) Есть ли на Севере собаки? Какую помощь оказывают и чем полезны они для человека? (Да, помогают перевозить почту, грузы, пассажиров и пасти оленей — слайд №8).
Голос пилота: Наш самолет прилетел на конечный пункт: Северный полюс. Всего доброго. (слайд №9)
Вос-ль: Ребята, мы в самолете засиделись, предлагаю сделать физминутку:
Здесь повсюду холод, лед и тень, полгода-ночь, полгода день, Из льда здесь люди строят дом И океан покрыт весь льдом
Зверей ты здесь почти не встретишь И птиц, ты в небе не заметишь. Лишь мишка белый, словно иней Хозяин ледяной пустыни.
Как вы думаете кто нас встречает? (Дидактическая игра «Угадай-ка?»)
- Пятнистый, ластоногий, усатый. Кто? (морж).
- Большой, белый, острозубый. Кто? (белый медведь).
- Крупный, хищный, серый. Кто? (полярный волк).
- Рогатый, выносливый, домашний. Кто? (северный олень).
- Пушистый, проворный, длиннохвостый. Кто? (песец).
- Белая, хищная, быстрокрылая. Кто? (полярная сова).
Молодцы! Посмотрите, все животные перепутались. (Дидактическая игра «Путаница») Нам нужно посадить на льдину животных Севера и отправить их домой. Вот все животные оказались дома. А сейчас, я предлагаю выбрать себе пару и пройти к столу.
Дидактическая игра «Собери картинку». Вам нужно сложить части так, чтобы получилось изображение животного Севера и немного рассказать о нем.
Молодцы! А сейчас скажите, кто из этих животных не живет на Северном полюсе? Конечно же это пингвин (слайд №10). Он приготовил нам загадки о растительном мире Севера.
*Он мягкий, но не пух. Зеленый, но не трава. (мох).
*Она считается символом России, Ее можно сравнить с молодой девушкой, В тундре она растет маленькая, Но растет большая в лесу или в поле. (карликовая береза).
*На болоте для ребят Спеет красный виноград! Кисловатый, но полезный Витамином «С» богат. (клюква).
*Покрыты словно инеем Сапфиры светло-синие... Их скорее собери И варенья навари. (голубика).
*Мне попался на зубок Вкусный сладкий уголек! Рот и губы почернели А глаза повеселели. (черника).
*На пригорке, глянь веснушки! Кисло-сладкие подружки Ну-ка полезайте крошки В мое новое лукошко! (морошка).
*Он бывает в тундре разного цвета Все люди и животные ходят по нему Его очень любят есть олени. (лишайник).
Ребята хочу обратить ваше внимание, что сейчас на Северном полюсе полярная ночь. И только полярной ночью можно увидеть очень красивое природное явление — Северное сияние (слайд №11). А теперь нам нужно возвращаться в д/сад.
Руки в стороны-в полет Отправляем самолет Правое крыло вперед, Левое крыло вперед,
1,2, 3, 4, 5. Полетел наш самолет Замечательный пилот В путь отправил самолет.
Вот мы с вами и в д/саду. Что больше всего вам понравилось? Что нового узнали? Я хочу вам предложить сделать Северное сияние. Пройдите за столы. Перед каждым из вас стоит тарелка с молоком, баночки с гуашью и чистой водой, рядом лежит пипетка. Возьмите пипетку, наберите в нее гуашь, какая больше всего нравится и накапайте содержимое в молоко. Затем тоже проделайте с остальными цветами, но прежде не забудьте вымыть пипетку от краски. Сейчас я подойду к каждому из вас и накапаю волшебного средства. Давайте понаблюдаем, что происходит. Похоже это на Северное сияние? А сейчас я предлагаю пойти в группу и нарисовать свои впечатления от путешествия.
|