Марина Витальевна Шашкова Воспитатель МБДОУ «Детский сад «Подснежник» го Рефтинский Высшая квалификационная категория
Образовательная область: «Познание», «Безопасность», «Здоровье», «Коммуникация», «Музыка», «Социализация», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество».
Виды деятельности: познавательная, игровая, коммуникативная.
Ресурсное обеспечение:
Для воспитателя: Колокольчик, таз с водой и лёд. Вырезанные фигурки животных, люди севера, чум. Оформление большого макета. Иллюстрации — Северное сияние, мореплаватель Крузенштерн, ледокол «Крузенштерн».
Рюкзак с темными очками. Диск с записями песен «Где то на белом свете».
Для детей: 5 больших карт, клей карандаш на каждого ребенка, вырезанные материки, вырезанные фигурки животных разных континентов.
Цель: Расширять представления детей о жизни людей и животных Севера. Планируемый результат:
- Активно взаимодействуют со сверстниками и взрослым, выражают свои мысли в процессе деятельности.
- Эмоционально откликаются на возникшую ситуацию, проявляют эмоционально-ценностное отношение к совместной деятельности с педагогом
Задачи
Воспитательные:
- воспитывать желание взаимодействовать со сверстниками и воспитателем через игровые ситуации.
Развивающие:
- развивать речевую активность через игровые действия, побуждать к решению элементарных проблемных ситуаций с помощью педагога.
- учить делать выводы из эксперимента.
- сохранить у детей до конца занятия интерес к работе.
Обучающие:
- продолжать знакомить детей с коренным народом севера и животными Севера: белый медведь, морж, олени, норвал, синий кит
- продолжать знакомить детей с некоторыми особенностями приспособления животных Севера (бивни моржа, «чёрный нос» медведя,)
- формировать у детей элементарные представления о взаимосвязи и взаимодействии живых организмов со средой обитания (живут в дикой природе; медведь накапливает жир).
- расширять словарный запас путем введения и активизации новых слов.
Ход занятия
(звучит корабельный колокол)
Дети входят в группу.
Педагог: Я сегодня отправляюсь в экспедицию (за плечами рюкзак). Но мне нужны помощники смелые, ловкие сообразительные.
Дети: Да мы согласны!
Педагог: Вы так быстро согласились, а что такое экспедиция вы знаете?
Дети дают ответы.
Педагог: Наша экспедиция держит путь…
Это суровый, холодный край – царство трескучих морозов, глубокого снега и толстого льда.
Дети: на Северный полюс.
Педагог: Мы сегодня с вами будем научными исследователями. И прежде чем отправиться в путь, необходимо подготовиться.
Игра «Подготовительный этап»
Дети встают в круг передают друг другу рюкзак и называют предметы которые необходимы для экспедиции (теплые вещи, очки от солнца, компас, продукты …)
Педагог: Мы с вами уже путешествовали по континентам, а кто помнит первого Русского путешественника, который первый совершил кругосветное путешествие? (Ответ детей: Крузенштерн Иван Федорович (показ портрета).
Педагог: Иван Федорович был великим мореплавателем, в честь его были названы пролив, гора на острове Новая Земля, барк – это корабль с парусами и ледокол на котором мы с вами отправимся к водам Ледовитого океана.
Звучит музыка «Где то на белом свете».
Дети берутся за руки и строят форму корабля
Педагог: Вот мы и добрались до Северных простор. А что это прямо по курсу? Огромная ледяная гора!
Дети — Это Айсберг.
Педагог: Это плавающие гигантские ледяные горы. Большая часть айсбергов прячется под водой, над поверхностью выступает лишь небольшая ледяная гора. Сейчас мы с вами проведем опыт.
Опыт: В банку с водой помещают большой кусок льда.
Педагог: Лед утонул?
Дети: Нет.
Педагог: Почему?
Дети: Лед легче воды и содержит воздух.
Педагог: Этим айсберги очень опасны для кораблей, так как нижней части айсберга не видно, а она намного больше видимой части.
В лучах солнца айсберги переливаются разными цветами, как огромные кристаллы, они становятся то зелеными, то голубыми, то кажутся алыми. Наш ледокол подошёл к берегам северной земли, температура -40 градусов, что нам нужно сделать?
Дети: Надеваем теплую одежду, варежки, очки от яркого солнца.
Рассматривают макет.
Педагог: Нас встречает коренной народ севера Ненцы. Многие ненцы ведут кочевой образ жизни, живут в чумах, это жилье формы конуса, покрыто оленьими шкурами, на один чум уходит около 50 шкур. Олени пасутся стадами, добывают себе ягель, разрывают копытом снег. Ненцы хорошие охотники, добывают ценный мех песца и соболя. А женщина ведет домашнее хозяйство, много шьёт одежды из шкур оленя. Местная одежда называется малица.
Педагог: Как вы думаете, кто хозяин белой пустыни?
Дети: Белый медведь
Педагог: А что вы можете рассказать о белом медведе?
Дети: Это огромный зверь, самый крупный хищник на нашей планете. У него огромные лапы, крупная голова, черный нос и небольшие, но очень внимательные, умные глаза. У полярного медведя великолепный мех. Ему не страшны даже самые лютые морозы. Белые медведи – настоящие чистюли! После того как они полакомились свежей рыбкой или тюленьим мясом, моются в воде или тщательно очищают снегом остатки пищи со своей шерсти.
Педагог: Как вы думаете, почему эти полярные жители должны содержать свой мех в идеальной чистоте?
Дети: Грязный мех заметен на белом снегу и может помешать медведям охотиться.
Загадка: «Этот зверь – пловец прекрасный, вместо лап у зверя ласты»
Педагог: Почему их относят к ластоногим животным?
Дети: Так называют животных, у которых вместо ног — передние и задние ласты. Они помогают этим морским зверям хорошо плавать и ловко нырять.
Педагог: Тюлени – чуткие животные. У них прекрасный слух и отличное зрение. Их главный враг – громадные белые медведи. Тюлени знают, что белый медведь – хороший охотник, он может очень долго сидеть возле ледяной лунки и ждать, когда морской зверь высунет в лунку голову. А у моржей зрение плохое, но очень хорошее обоняние, а клыки помогают взобраться на льдину.
Игра «Подскажи словечко».
Предлагаю подобрать подходящие по смыслу прилагательные.
пасть моржа — моржовая пасть
голова моржа —...
нос моржа —...
клыки моржа —...
ласты моржа —...
тело моржа —...
Педагог: Если мы с вами будем двигаться на юг, то попадем в тундру.
Представьте себе, что мы идем по глубокому снегу, скользим по ледяной горке.
Физминутка «Кто на севере живет»
По ледяной пустыне
Медведица идет.
За нею медвежата
Торопятся вперед.
Трещит мороз жестокий,
Повсюду снег и лед.
Бегут, спешат олени,
Им веден путь едва
Над ними тихо кружит
Полярная сова.
Педагог: Предлагаю вам внимательно рассмотреть макет Северной страны.
Ребята, как вы думаете, какое необычное явление можно увидеть на Севере?
Дети: Северное сияние (показ иллюстраций)
Звучит колокол
Педагог: Наше путешествие подошло к концу, нам необходимо возвращаться обратно. Звучит музыка «Где – то на белом свете». Вот мы и вернулись, наша экспедиция закончилась, а после возвращения все путешественники стараются написать рассказ, проявить фотографии, составить карту и сделать пометки, о том, что они увидели. Предлагаю вам разделиться на группы по три человека и составить карту своего путешествия. На карту приклеиваем материки и их обитателей.
Практическое задание
Сегодня вы были хорошими помощниками, и на память о нашей экспедиции вручаю памятные медали. Предлагаю вам пройти и рассмотреть карты путешествий.
Список литературы
- Планета – наш дом. Мир вокруг нас. Учебник – хрестоматия по основам экологии для дошкольников и младших школьников. / Под ред. Т.А. Сидорчук. — Ульяновск, 2001
- 1000 загадок. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль, 2001
- Обитатели льдов – Энциклопедия для детей — Издательство: Рипол Классик 2014
|