Интегрированное занятие в подготовительной к школе логопедической группе «Письмо с Севера» по лексической теме «Животные Севера».
Цель: воспитывать речевую культуру детей, развивать монологическую речь, уточнить и обобщить представления детей о животных Севера.
Задачи:
- формировать у детей представление о животных Севера, закрепить имеющиеся знания о внешнем виде, жизни, повадках этих животных
- развивать монологическую речь
- активизировать и расширять словарь признаков, учить использовать в речи сложносочиненные предложения с союзом «а»
- продолжать развивать навыки звукового анализа и синтеза
- закреплять умение образовывать притяжательные прилагательные (оленьи ноги)
- развивать умение правильно использовать в речи предлоги «на», «с», «в», «из», «под», «из под»
- развивать общую и мелкую моторику, ориентировку в пространстве
- воспитывать интерес к окружающему миру, активность, внимательность, инициативность.
Необходимое оснащение: презентация «Север»; картинки предметные: УМКА (утюг, молоток, кошка, автобус); глобус; письмо + конверт от Умки; атрибут для перемещения в пространстве (снежинки) + музыка; картинки с изображением животных (тюлень, олень, белый медведь, пингвин), картинки разрезные с изображением бурого и белого медведей; лемминги для поиска; фигурки медведей.
Предварительная работа:
- Беседа о животных севера, их особенностях, повадках;
- Беседа «Как животные приспосабливаются к зиме»;
- Рассматривание картинок из альбома «Животные Севера»;
- Чтение: В. Катаев «Цветик — Семицветик», Г.Снегирев «Как Алёшка жил на севере»;
- Просмотр мультфильма «Умка»;
- Д/и «Кто чем питается», «Кто где живет?», «Четвертый лишний» «Угадай животное», «Назови правильно».
Ход НОД:
Воспитатель (в руках конверт): Сегодня утром к нам пришло письмо. На конверте адрес нашего детского сада и подпись «Группа №11». Я думаю, мы можем его распечатать. А от кого оно, вы сейчас сами догадаетесь.
Чтение письма:
«Здравствуйте, дорогие ребята! Я живу на Севере, здесь очень интересно и красиво, все кругом белое, блестящее, холодное. У меня много друзей. Я очень хочу, чтобы и мы все с вами подружились. Приглашаю в гости. До свидания. PS: моё имя вы узнаете, если возьмёте от каждого из этих слов по первому звуку».
(УМКА-картинки: утюг, молоток, кошка, автобус)
Воспитатель: Кто же написал это письмо?
Дети определяют первые звуки по словам-предметным картинкам. (Выполняют звуковой анализ и синтез.) Получается — «УМКА».
Воспитатель: Ребята, а кто такой Умка? Где он живет?
Ответы детей.
Воспитатель: Давайте подойдем с вами к нашему глобусу и внимательно посмотрим, где расположен север? Каким цветом он отмечен и почему?
Ответы детей.
Воспитатель: Дети, что такое Север? Что вы о нем знаете? (Короткие рассказы детей о Севере по слайдам презентации.) (Дети садятся для просмотра презентации.)
Слайд 1.
Ребёнок 1: Климат на Севере очень суровый. Снег и лёд никогда не тают. Зимой температура опускается до минус 60 градусов. А еще там дуют сильные ветра, часто бушует пурга.
Слайд 2.
Ребёнок 2: Летом наступает полярный день. Это когда солнце светит день и ночь. Лето на Севере очень короткое и нежаркое. В этих местах холодно в течение всего года: и летом и зимой.
Слайд 3.
Ребёнок 3: Зимой на Севере темно: нет ни утра, ни дня, ни вечера — круглые сутки ночь. Это полярная ночь. Она длится полгода. В это время на небе можно увидеть северное сияние. Северное сияние очень красивое – на тёмном небе переливаются разноцветные огни.
Слайд 4.
Ребёнок 4: В суровом климате Севера живут люди, но они ни за что не променяют свою землю на какую-то другую. Потому что Север — это их родной дом, Родина, которую они любят всем сердцем. Живут они в специальных домах, похожих на палатки. Называется такой дом — чум. Делают чумы из длинных палок и шкур оленей. Такие дома хорошо защищают от ветра и холода.
Воспитатель: Дети, из ваших рассказов, стало понятно, что Север замечательный край, но там очень суровый климат. Ну что, вы хотите в гости к Умке? Тогда давайте собираться! Ребята, а чтобы добраться туда я предлагаю вам взять в руки эти снежинки и сказать такие волшебные слова:
Раз, два, три
На Север лети!
Под музыку дети закрывают глаза и хором произносят волшебные слова.
После превращения дети видят снежный сугроб, в котором спрятаны карточки с изображением животных севера.
Воспитатель: Здесь среди снега и льдин спрятались звери. Для всего живого условия очень суровые. Обживать арктические пустыни дерзают немногие виды животных. Как вы думаете, зачем Умка оставил нам эти картинки?
Ответы детей.
Воспитатель: Кого вы видите на этой картинке?
Ребёнок: Это тюлень. У него круглая усатая голова, круглые глазки, а вместо лап — ласты. Спина и бока у тюленя тёмные, в пятнах, а живот более светлый. Передвигаться по земле тюленям неудобно, но зато тюлени очень хорошо плавают. Питаются они рыбой, креветками, крабами. У тюленя мех не промокает, а под кожей толстый слой жира, поэтому они не мёрзнут в холодной воде. Дети тюленей называются, «бельки» из-за белого цвета своей шубки.
Воспитатель: А теперь, когда мы познакомились с таким интересным животным, как тюлень, давайте представим, что у нас вместо рук ласты:
(Ладошки с плотно сомкнутыми пальчиками похлопывают по коленям или столу, руки при этом неподвижны.)
Тепы-тяпы, тепы-тяпы
Это ласты, а не лапы
У тюленей ласты эти
Носят мамы, папы и дети.
Воспитатель: А вот и наш Умка. Это белый медведь. Мы с вами кое-что уже знаем о белых медведях. Поэтому, давайте посмотрим, какую игру предлагает нам Умка?
В этой коробке должны лежать 2 фотографии, но от дальней дороги они развалились на части.
Воспитатель: Возьмите себе по одной части и соберите целые фотографии, чтобы понять, кто же там изображен.
Ребята делятся на команды с помощью разрезного материала и собирают изображения белого и бурого медведя на столах.
Воспитатель: А давайте подумаем, что общего и чем отличаются бурый и белый медведи?
Дети проводят сравнительный анализ с использованием союза «а» в командах. Признаки отличия:
- Цвет. У белого медведя белая шуба, а у медведя бурого — коричневая.
- Свойства шерсти. Шерсть белого медведя покрыта слоем жира, поэтому, когда он плавает — шерсть не промокает, а бурый медведь после купания становится мокрым.
- Как проводят зиму. Белый медведь охотится, не ложится в спячку, бурый медведь спит всю зиму в берлоге.
- Чем питается. Белый медведь питается рыбой, тюленями, а бурый — ягодами, корешками, рыбой.
- Где живет. Белый медведь живет на Севере, на льдинах, а бурый в лесу, спит в берлоге.
Воспитатель: Теперь давайте выйдем в центр нашей игровой и встанем в кружок. Постараемся вместе со мной запомнить физкультминутку про нашего Умку.
Бурый медведь спит под ёлкой в лесу ( «спят»)
И снится во сне горшок с мёдом ему ( «потягиваются»)
На Севере белый мишутка бредёт ( «маршируют»)
Но только как бурый он мёд не сосёт ( «отрицательный жест пальцем»)
Наш Умка пытается рыбу ловить ( «зачёрпывают сначала правой, потом левой рукой»)
Чтоб вкусно покушать ( «жуют»)
И жить — не тужить ( «довольно разводят руки в стороны»)
Воспитатель: На этой картинке мы видим красавца — зверя с длинными рогами. Кто это? Северный олень.
Ребёнок: Северный олень — житель Крайнего Севера. Ему не страшны ни сильные морозы, ни глубокие снега, потому что у него замечательная шерсть — серая, густая, пушистая, мягкая. Она греет оленя в самые лютые северные морозы. Копыта северного оленя особенные. Они широкие и могут раздвигаться, как растопыренные пальцы, поэтому он быстро бегает по снегу. Питается он травой и мхом, который называется «ягель». С давних времен человек Севера приручил оленя.
Воспитатель: А теперь я хочу предложить вам такую игру: я буду показывать на часть тела оленя, а вы будете отвечать на мои вопросы, например, чьи это ноги? Ответ будет — это оленьи ноги. Давайте попробуем?
Голова оленя — оленья голова
Нос оленя — …
Тело оленя — …
Рога оленя — …
Детёныш оленя — …
Молодцы!
Воспитатель: А вот еще один житель Севера. Это лемминг.
Ребята, а кто знает, что-нибудь об этом животном?
Ребёнок: Маленький, похожий на хомяка зверёк называется лемминг. Этот малыш живёт везде, где есть хоть какие-то растения. У леммингов пёстрая или серая окраска, а зимой мех становится более светлым. У них очень много врагов. На них охотятся все: песцы, полярные совы, белые медведи, тюлени, северные олени. Но леммингов очень много и это помогает им выжить в суровых условиях Севера.
Воспитатель: Сейчас я предлагаю вам осмотреться по сторонам и поискать, может, где-то здесь спрятались лемминги?
Дети ищут картинки леммингов, приносят воспитателю и по очереди рассказывают, где они их нашли, с использованием предлогов «на», «с», «в», «из», «под», «из под».
Воспитатель: Ребята, Умка оставил конверт, в нём лежит для вас подарок — его портрет.
На этом закончилось сегодня наше путешествие по Северу. С какими животными вы сегодня встречались? Что вам понравилось?
Ребята, а теперь, нам пора возвращаться в детский сад, а чтобы добраться туда я предлагаю вам взять в руки свои снежинки и сказать волшебные слова:
Раз, два, три
В детский сад лети!
|