Образовательная область: «Социально - коммуникативное развитие».
Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Познание»
Цели:
- продолжать знакомить и углублять знания детей о России, а именно о Севере;
- подвести знания детей к тому, что природа, животный мир, образ жизни людей зависит от климатических условий данной полосы России;
- расширять кругозор детей, развивать мышление, сообразительность, воображение, речь;
- воспитывать у детей любовь к Родине, ее народу, интерес к познанию.
Оборудование: глобус, карта, указка, иллюстрации о Севере, альбом «Животные севера», альбом «Тайны Севера», карточки для игры «Хорошо-плохо».
Предварительная работа: Чтение произведений: «Айога», «Лепешки», «Белый и Бурый медведь».
Рисование: «Северное сияние», «Олень», «Север» «Девушка в национальном костюме».
Аппликация: «Северное сияние», «Национальный костюм», «Узоры Севера».
Ход НОД:
Педагог: Дети, где вы живете? Кто скажет по-другому? (Тула, Россия) .
Какая наша страна? (Показывает ее на карте, глобусе). Территория России раскинулась далеко: с запада на восток, с юга на север (показывает еще раз). Давайте определим, где мы живем? Мы живем между севером и югом – в средней полосе России (показывает на карте) .
Глядя на эти картины, иллюстрации вы догадались, что сегодня мы совершим путешествие на Север (показ). Как мы туда доберемся? (Ответы детей) .
Вопросы к детям:
1. Дети, что такое Север? Что вы о нем знаете? (Царство вечного холода, снега и льда)
2. Какая погода характерна для Севера? (Морозная, холодная, студеная) Почему там всегда холодно? (Дует ледяной ветер – дыхание океана)
3. Почему океан «Северный ледовитый»? (Весь скован льдом, покрыт снегом)
4. Север называют «край земли»? Как это понимать? (кончается суша, начинается море, океан; зимой не отличишь, где суша, где океан: кругом лед да снег)
5. Здесь находится Великий Северный Путь, как же пройдут караваны кораблей? (могучие ледоколы прокладывают путь во льдах)
6. Дети, сколько месяцев у нас длится зима? А на Севере длиннее или короче? (зимой на Севере темно, ни утра, ни дня, ни вечера: круглые сутки ночь, полгода – ночь. Это полярная ночь.)
Педагог показывает картину с изображением Северного сияния.
Педагог: Дети, посмотрите, какую красоту можно увидеть полярной ночью. Что это? (северное сияние).
Если зимой – полярная ночь, то летом – полярный день: сплошной день, белые ночи.
Проведение игры «Хорошо-плохо».
Цель:
1. Учить детей отличать хорошее поведение от плохого;
2. Обратить внимание на то, что хорошее поведение приносит радость, здоровье как тебе самому, так и окружающим тебя людям, и, наоборот, плохое поведение может привести к несчастию, болезни.
Игровая задача: ребенку предлагается определить, «Что хорошо, а что плохо», объяснить свое решение.
Правила игры: выражать мимикой свое отношение детям следует только после вопроса: «Ребята, это хорошо или плохо? »
Демонстрационный материал: отрывки их художественных произведений, жизненные факты о хорошем и плохом поведении человека, детей, группы.
Ход игры: дети мимикой и жестами выражают свое отношение к хорошему и плохому поведению (плохое поведение - делают сердитое лицо, грозят пальцем; хорошее - улыбаются, одобрительно кивают головами). Отвечают на вопросы воспитателя.
Примерный тест: сегодня Сережа опять ел снег. Ребята, это хорошо или плохо?
Дети мимикой и жестами показывают, что это плохо.
Что может случиться с Сережей? Дети отвечают.
Педагог: не смотря на суровый климат, на Севере бывает лето – короткое, нежаркое.
Вопросы к детям:
1. Что вы можете сказать о природе этого края? Схожа ли она с природой нашей полосы?
2. Могут ли расти деревья, густые травы? Почему? Какие?
Педагог: оказывается на Севере Вечная Мерзлота, поэтому не могут расти большие деревья с мощным, длинным корнем (показ картин из альбома «Тайны Севера). Суша на севере называется тундрой. Весной она голубая от озерков, болотц, голубого мха, лишайника. Травы почти нет. Оказывается, здесь есть и леса, только особенные. Человек, как великан идет по нему, перешагивая деревья (карликовые березки). Тепло такому лесу под снегом! В короткое лето успевают вырасти грибы, поспеть ягоды: голубика, морошка, брусника.
Вопросы к детям:
1. Можно ли вырастить на Севере виноград? Почему нет?
2. А заняться садоводством?
Физкультминутка.
Здесь всюду холод, лед и тень, (дети обнимают себя за плечи)
Полгода — ночь, (закрывают глаза ладонями)
Полгода — день. (выпрямляются, поднимают руки вверх)
Из льда здесь люди строят дом, (соединяют руки над головой — «крыша»)
И океан покрыт весь льдом. (разводят руки в стороны)
Зверей ты здесь почти не встретишь. (ставят ладонь козырьком над глазами)
И птиц ты в небе не заметишь. (Делают махи руками)
Лишь мишка, белый, словно иней, (Подражают походке медведя)
Хозяин ледяной пустыни. (Руки на поясе, стоят смирно)
Педагог: Север населяю разные народы: якуты, чукчи, эвенки, ханты, манси, каряки, ненцы. Они говорят на своем родном языке, у них своя национальная одежда, пища, песни, танцы, свои занятия, работа.
Вопрос к детям:
1. Кто знает, как называется дом на севере? (Дети отвечают – чум, (показ картины) .
Педагог: совершенно верно. Там разводят очаг (огонь, готовят пищу, дым от огня поднимается и выходит через отверстие в чуме сверху. Чум сооружают из каркаса палок, после покрывают оленьей шкурой.
Вопросы к детям:
1. Кто же кормит, одевает, служит транспортом для жителей севера? (Олень) .
2. Есть ли на Севере собаки? Чем они помогают людям? (Да, собаки- лайки помогают людям перевозить почту, грузы, пассажиров) .
3. Чем же занимаются люди на севере? (Рыбной ловлей, оленеводством, охотой, шьют одежду, собирают ягоды и грибы) .
4. А если бы на Севере не было бы моря? (Не было бы рыбы, икры) .
Педагог: на севере живут не только люди, но и животные. Назовите каких животных Севера вы знаете? (северные олени, арктические волки, песцы, лемминги, полярные совы, зайцы, тюлени, морские слоны, моржи, белые медведи, полярные волки.) . (Просмотр презентации «Животные севера»). Суровые условия жизни, которые являются нелегким испытанием на выносливость и способность терпеть лишения для немногих видов животных. В борьбе за выживание им пришлось приспособиться к жизни в условиях вечной мерзлоты, продуваемых всеми ветрами пространствах, зимой покрытых льдами, а летом болотами. Большинство из них научилось экономно расходовать энергию. Способность к накапливанию подкожного жира, длинная шерсть или оперение.
Педагог: а теперь я загадаю вам загадки, в вы попробуйте их отгадать.
Растянулся среди льдин
Толстокожий господин.
В холодину, братцы,
Лезет он купаться.
Проведя в воде часы
Вылез он на льдину,
Важно фыркает в усы, .
Чешет ластой спину.
Важен, грозен, толстокож
Господин усатый (Морж)
Хоть и ест он только мох
В тундре каменистой,
Этот зверь собой неплох
И рога ветвисты. (Северный олень)
Сев на ледяную глыбу,
Я ловлю на завтрак рыбу.
Белоснежным я слыву
И на Севере живу.
А таежный бурый брат
Меду и малине рад. (Белый медведь)
Ночь полярная, ни зги,
Холодно, угрюмо.
Нас в упряжку запряги -
Довезем до чума.
У природы строгий нрав
За полярным кругом.
Человеку, гав-гав-гав,
Легче с верным другом. (Собаки-лайки)
Словно курдюки на пляже,
Эти звери все лежат,
Только в воду погружаются,
Словно чайки полетят! (Тюлени)
Педагог: их песни – это шум, дыхание моря, океана, крики чаек. Их танцы отражают охоту на зверя. И так, как Север является частью нашей России, мы так же должны знать много о нем и любить этот край!
|