КОНСПЕКТ НОД НА ТЕМУ: «Тайны Севера»
Образовательная область: «Социально - коммуникативное развитие». Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Познание» Цели: - продолжать знакомить и углублять знания детей о России, а именно о Севере;
- подвести знания детей к тому, что природа, животный мир, образ жизни людей зависит от климатических условий данной полосы России;
- расширять кругозор детей, развивать мышление, сообразительность, воображение, речь;
- воспитывать у детей любовь к Родине, ее народу, интерес к познанию.
Оборудование: глобус, карта, указка, иллюстрации о Севере, альбом «Животные севера», альбом «Тайны Севера», карточки для игры «Хорошо-плохо». Предварительная работа: Чтение произведений: «Айога», «Лепешки», «Белый и Бурый медведь». Рисование: «Северное сияние», «Олень», «Север» «Девушка в национальном костюме». Аппликация: «Северное сияние», «Национальный костюм», «Узоры Севера». Ход НОД: Педагог: Дети, где вы живете? Кто скажет по-другому? (Тула, Россия) . Какая наша страна? (Показывает ее на карте, глобусе). Территория России раскинулась далеко: с запада на восток, с юга на север (показывает еще раз). Давайте определим, где мы живем? Мы живем между севером и югом – в средней полосе России (показывает на карте) . Глядя на эти картины, иллюстрации вы догадались, что сегодня мы совершим путешествие на Север (показ). Как мы туда доберемся? (Ответы детей) . Вопросы к детям: - Дети, что такое Север? Что вы о нем знаете? (Царство вечного холода, снега и льда)
- Какая погода характерна для Севера? (Морозная, холодная, студеная) Почему там всегда холодно? (Дует ледяной ветер – дыхание океана)
- Почему океан «Северный ледовитый»? (Весь скован льдом, покрыт снегом)
- Север называют «край земли»? Как это понимать? (кончается суша, начинается море, океан; зимой не отличишь, где суша, где океан: кругом лед да снег)
- Здесь находится Великий Северный Путь, как же пройдут караваны кораблей? (могучие ледоколы прокладывают путь во льдах)
- Дети, сколько месяцев у нас длится зима? А на Севере длиннее или короче? (зимой на Севере темно, ни утра, ни дня, ни вечера: круглые сутки ночь, полгода – ночь. Это полярная ночь.)
Педагог показывает картину с изображением Северного сияния. Педагог: Дети, посмотрите, какую красоту можно увидеть полярной ночью. Что это? (северное сияние). Если зимой – полярная ночь, то летом – полярный день: сплошной день, белые ночи. Проведение игры «Хорошо-плохо». Цель: - Учить детей отличать хорошее поведение от плохого;
- Обратить внимание на то, что хорошее поведение приносит радость, здоровье как тебе самому, так и окружающим тебя людям, и, наоборот, плохое поведение может привести к несчастию, болезни.
Игровая задача: ребенку предлагается определить, «Что хорошо, а что плохо», объяснить свое решение. Правила игры: выражать мимикой свое отношение детям следует только после вопроса: «Ребята, это хорошо или плохо? » Демонстрационный материал: отрывки их художественных произведений, жизненные факты о хорошем и плохом поведении человека, детей, группы. Ход игры: дети мимикой и жестами выражают свое отношение к хорошему и плохому поведению (плохое поведение - делают сердитое лицо, грозят пальцем; хорошее - улыбаются, одобрительно кивают головами). Отвечают на вопросы воспитателя. Примерный тест: сегодня Сережа опять ел снег. Ребята, это хорошо или плохо? Дети мимикой и жестами показывают, что это плохо. Что может случиться с Сережей? Дети отвечают. Педагог: не смотря на суровый климат, на Севере бывает лето – короткое, нежаркое. Вопросы к детям: - Что вы можете сказать о природе этого края? Схожа ли она с природой нашей полосы?
- Могут ли расти деревья, густые травы? Почему? Какие?
Педагог: оказывается на Севере Вечная Мерзлота, поэтому не могут расти большие деревья с мощным, длинным корнем (показ картин из альбома «Тайны Севера). Суша на севере называется тундрой. Весной она голубая от озерков, болотц, голубого мха, лишайника. Травы почти нет. Оказывается, здесь есть и леса, только особенные. Человек, как великан идет по нему, перешагивая деревья (карликовые березки). Тепло такому лесу под снегом! В короткое лето успевают вырасти грибы, поспеть ягоды: голубика, морошка, брусника. Вопросы к детям: - Можно ли вырастить на Севере виноград? Почему нет?
- А заняться садоводством?
Физкультминутка. Здесь всюду холод, лед и тень, (дети обнимают себя за плечи) Полгода — ночь, (закрывают глаза ладонями) Полгода — день. (выпрямляются, поднимают руки вверх) Из льда здесь люди строят дом, (соединяют руки над головой — «крыша») И океан покрыт весь льдом. (разводят руки в стороны) Зверей ты здесь почти не встретишь. (ставят ладонь козырьком над глазами) И птиц ты в небе не заметишь. (Делают махи руками) Лишь мишка, белый, словно иней, (Подражают походке медведя) Хозяин ледяной пустыни. (Руки на поясе, стоят смирно) Педагог: Север населяю разные народы: якуты, чукчи, эвенки, ханты, манси, каряки, ненцы. Они говорят на своем родном языке, у них своя национальная одежда, пища, песни, танцы, свои занятия, работа. Вопрос к детям: 1. Кто знает, как называется дом на севере? (Дети отвечают – чум, (показ картины) . Педагог: совершенно верно. Там разводят очаг (огонь, готовят пищу, дым от огня поднимается и выходит через отверстие в чуме сверху. Чум сооружают из каркаса палок, после покрывают оленьей шкурой. Вопросы к детям: - Кто же кормит, одевает, служит транспортом для жителей севера? (Олень) .
- Есть ли на Севере собаки? Чем они помогают людям? (Да, собаки- лайки помогают людям перевозить почту, грузы, пассажиров) .
- Чем же занимаются люди на севере? (Рыбной ловлей, оленеводством, охотой, шьют одежду, собирают ягоды и грибы) .
- А если бы на Севере не было бы моря? (Не было бы рыбы, икры) .
Педагог: на севере живут не только люди, но и животные. Назовите каких животных Севера вы знаете? (северные олени, арктические волки, песцы, лемминги, полярные совы, зайцы, тюлени, морские слоны, моржи, белые медведи, полярные волки.) . (Просмотр презентации «Животные севера»). Суровые условия жизни, которые являются нелегким испытанием на выносливость и способность терпеть лишения для немногих видов животных. В борьбе за выживание им пришлось приспособиться к жизни в условиях вечной мерзлоты, продуваемых всеми ветрами пространствах, зимой покрытых льдами, а летом болотами. Большинство из них научилось экономно расходовать энергию. Способность к накапливанию подкожного жира, длинная шерсть или оперение. Педагог: а теперь я загадаю вам загадки, в вы попробуйте их отгадать. Растянулся среди льдин Толстокожий господин. В холодину, братцы, Лезет он купаться. Проведя в воде часы Вылез он на льдину, Важно фыркает в усы, . Чешет ластой спину. Важен, грозен, толстокож Господин усатый (Морж) Хоть и ест он только мох В тундре каменистой, Этот зверь собой неплох И рога ветвисты. (Северный олень) Сев на ледяную глыбу, Я ловлю на завтрак рыбу. Белоснежным я слыву И на Севере живу. А таежный бурый брат Меду и малине рад. (Белый медведь) Ночь полярная, ни зги, Холодно, угрюмо. Нас в упряжку запряги - Довезем до чума. У природы строгий нрав За полярным кругом. Человеку, гав-гав-гав, Легче с верным другом. (Собаки-лайки) Словно курдюки на пляже, Эти звери все лежат, Только в воду погружаются, Словно чайки полетят! (Тюлени) Педагог: их песни – это шум, дыхание моря, океана, крики чаек. Их танцы отражают охоту на зверя. И так, как Север является частью нашей России, мы так же должны знать много о нем и любить этот край!
|