Козеева Алла Николаевна. Конспект НОД по краеведению «Народы Севера Красноярского края. Долганы»

Конспект НОД по краеведению «Народы Севера Красноярского края. Долганы»

Подготовительная группа «Почемучка» МАДОУ №300

Цель: Формирование представлений детей о жизни и обычаях коренного народа Севера Красноярского края – долган.

Задачи:

  • Расширять представления о родном крае, коренных жителях красноярского края.
  • Развивать познавательно – исследовательскую деятельность.
  • Воспитывать уважение к малым народам, проживающим на крайнем Севере.

Предварительная работа: Знакомство с картой красноярского края, гимном, гербом, чтение художественной литературы, энциклопедий, слушание музыкальных произведений – фольклора народов севера.

 

Оборудование: Карта Красноярского края, раздаточный материал для дидактических игр, презентация, музыкальное сопровождение, оборудование для пальчиковой гимнастики, физкультурной паузы, материал для творчества.

Ход образовательной деятельности:

Воспитатель: Ребята, вам нравится путешествовать? (ответы детей)

Сегодня мы отправимся в путешествие в один из самых загадочных и в то же время суровых уголков нашей Родины. Если хотите узнать куда, нужно ответить на вопросы.

Как называется страна, в которой мы живем? (слайд – карта России)

Как называется край, в котором мы живем? (слайд – карта Красноярского края)

Какой город является столицей Красноярского края? (слайд – город Красноярск)

Вы правильно ответили на вопросы, вижу к путешествию вы готовы!

А на каком виде транспорта мы с вами можем добраться на далекий Север нашего края? (на вертолете)

Занимайте места, пристегните ремни, взлетаем! (звучит музыка долган, на экране слайд с изображением природы крайнего севера)

Воспитатель: Посмотрите в иллюминатор, что вы там видите? (На экране слайды с фотографиями пейзажей крайнего Севера, ответы детей)

Воспитатель: Вся территория крайнего Севера покрыта снегами, и только коротким полярным летом эти места покрывает разноцветный ковер тундровой растительности.

На северных территориях нашего края живут коренные малочисленные народы, один из этих народов – долганы.

Посмотрите, нас встречают. (слайд – долгане в национальной одежде)

Давайте поприветствуем коренных жителей по долгански – дорообо! (дети повторяют приветствие)

Воспитатель: Долганы вручили нам конверты, который поможет нам в путешествии. Откроем первый конверт. Прочтем задание: игра «Занятия долган» (Нужно собрать разрезные картинки и рассказать о занятиях долган, дети делятся на 4 команды)

  1. команда – собирает картину с изображением оленеводов;
  2. команда – собирает картинку с изображением охотников и рыболовов;
  3. команда – собирает картинку с изображением долганской собачьей упряжки;
  4. команда — собирает картинку с изображением долганских женщин, шьющих и украшающих одежду бисером.

Воспитатель: С заданием вы справились, послушайте рассказ о промыслах долган. (Презентация)

Традиционное занятие долган – оленеводство (таба – олень), охота на пушного зверя и рыболовство, собаководство и собирательство. Собирают долганы багульник, который используют в лечении от кашля, пижму, которую используют в лечении органов пищеварения. С помощью пижмы долганы отпугивают насекомых – комаров. Так же долгане собирают ягоды – морошка, брусника, голубика. Долганы их едят свежими и варят из них варенье.

Долганы сами изготавливают свою одежду. Ее шьют из шкур, украшают тканью и бисером.

Одежда долган делится на праздничную и охотничью.

По мнению долган, одежда у женщин должна быть «звенящая», украшенная подвесками и бусинами. При ходьбе подвески звенели. Звону подвесок долганы придавали особое магическое значение, воспринимая его как оберег от злых духов. Женщинам, никогда нельзя было одевать мужскую одежду, долганы верили, что это принесет несчастье в семью.

Женская и мужская одежда всегда хранилась отдельно, в разных концах жилища (женская у входа в жилище, мужская в противоположенном углу)

Унты – издревле повседневная обувь народов Крайнего Севера.

В переводе слово «унты» — означает сапог.

Во время летних кочевок долганы наряжались в красивую праздничную одежду (вышитые кафтаны, обувь) и ехали к родственникам и на новые территории.

Искусство шитья бисером у коренных народов Севера передаются из поколения в поколение. Бисерным орнаментом в сочетании с сукном, кожей, мехом северные мастерицы украшают одежду, обувь, головные уборы.

Одежда для охоты имела ряд особенностей. Прежде всего – маскировка.

В зимний период шили одежду из белых шкур, летом из серых. Охотники шили одежду из мягких шкур, которая позволяла им бесшумно подползти к добыче. У долган существует много поверий, считалось что если на охоту ходить в одежде из ткани, то дух охоты обидится и не даст добычи. Собираясь на охоту, мужчины пришивали клочок шерсти – защита от опасности. Мужчина всегда брал с собой в дорогу пепел, по возвращении домой он его высыпал обратно в очаг. Одним из самых важных жизненных обрядов для долган – свадебный обряд. Жених своей невесте дарил куски шкуры, меха, шубы, а также отрезы материи, платки, обязательно мясо. Жилище долган было очень легкое, но очень теплое. Долганы при кочевке могли собрать свой чум, погрузить его на сани и отправиться на другие территории. Сейчас часть долган так и живет – кочуя, а часть перешла ближе к северным городам, образовав свои поселки. В поселках есть электричество и школы, поликлиники и современная техника, которая облегчает жизнь долган в суровых северных условиях.

Воспитатель: В третьем конверте задание от детей долган, выучить долганскую игру «Белый шаман» (дети встают в круг, в центре «белый шаман», он выполняет движения и бьет в бубен, все повторяют за ним, когда музыка останавливается, он передает бубен следующему)

Воспитатель: Веселая игра, вам понравилось играть в долганскую игру? (ответы детей)

Воспитатель: В четвертом конверте игра «Зашифрованные слова».

(Ребусы: слова — чум, унты, олень, парка)

Воспитатель: С заданием справились, открываем следующий конверт.

Звучит музыка творческого коллектива «Хэйро».

Воспитатель: Приглашаю вас встать вкруг и научиться танцевать долгансий народный танец «Хэйро»

Воспитатель: Замечательно танцевали, открываем следующий конверт.

В письме сюрприз – мультфильм по мотивам долганской сказки «Олень и мышь»

Воспитатель: Чем закончилась сказка? (Олень ищет мышку)

Как вы думаете, почему так делает олень? (Олень летом ест ягель, ему приходится носом поднимать его)

Воспитатель: Все что происходит люди подмечали, придумывали сказки, рисовали картины, создавали орнаменты.

В следующем конверте творческое задание: нужно с помощью бисера составить долганский орнамент в круге. (Дети командами выполняют задание)

Воспитатель: Разместите свои работы на выставке. Нам пора отправляться в обратный путь, занимайте места в вертолете. Давайте скажем гостеприимным долганам до свидания – дорообо.

Пристегните ремни безопасности, полетели! (звучит долганский фольклор)

Воспитатель: Вот и подошло к концу наше путешествие. Если вам понравилось путешествие, возьмите снежок и положите в корзину. Если встречались трудные задания возьмите синий снежок и расскажите, что было трудно.

Просмотров: 590
Категория: По направлениям » Для детского сада » Фольклорные занятия с детьми




Другие новости по теме:

  • Дудкина Елена Викторовна, воспитатель Николаева Галина Петровна, воспитатель. ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ГРУППЫ КОМПЕНСИРУЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА «МАЛЕНЬКИЕ ХУДОЖНИКИ»
  • Александрова Вера Сергеевна воспитатель, Колпакова Алёна Николаевна учитель логопед, Кудрявцева Ирина Александровна воспитатель.. Игровой тренинг для родителей «Развитие фонематического слуха у детей с ОНР»
  • Селиванова Анна Леонидовна. Педагогическое эссе 'Воспитатель – это звучит гордо!'
  • Шаньгина Елена Владимировна. «Красна книга Красноярского края»
  • Киченко Наталья Георгиевна. Гербарий лекарственных растений Красноярского края
  • Доброгорская Ольга Викторовна. Конспект спортивной тренировки в подготовительной группе «Подвижные игры народов Крайнего Севера».
  • Наталья Бурдейная. Эссе «Я воспитатель — я патриот своей Родины»
  • Ольга Ошева. МАДОУ 'Центр развития ребенка Детский сад №11, воспитатель 1КК, НОД ' Путешествие в страну Грамоты'
  • Осокина Екатерина Андреевна. Сюжетно-ролевая игра и воспитатель
  • Нимаева Дарима Гармаевна. Презентация 'Профессия воспитатель'
  • Васильева Евгения Андреевна. Презентация «Современный воспитатель»
  • Жутаутайте Светлана Вадимовна. Воспитатель, говори правильно!
  • Романович Марина Анатольевна. ЭССЕ: Почему я выбрала профессию – ВОСПИТАТЕЛЬ!
  • Семенова Анна Александровна. Педагогическое эссе 'Есть такая профессия — воспитатель!!!'
  • Воротникова Наталья. «Я воспитатель».
  • Татьяна Чистякова. Ах, воспитатель!
  • Бирюкова Людмила Николаевна. Конкурс «Воспитатель года»
  • Татьяна Грибкова. Система обучения воспитателей планированию воспитатель-образовательной работы с детьми
  • Чувашова Ирина Вячеславовна. Воспитатель — кто он?
  • Романова Анна Анатольевна. «Я — воспитатель!»
  • Кондратова Светлана. Эссе 'Воспитатель - это'
  • Орлова Оксана. Представление опыта работы на конкурсе «Воспитатель года»
  • Бодякшина Виктория Николаевна. «ВОСПИТАТЕЛЬ» — наставник, помощник, волшебник!
  • Черникова Наталия Николаевна. Авторское эссе «Моя профессия — воспитатель»
  • Давыдова Марина Николаевна. Эссе на конкурс воспитатель года
  • Гущина Лариса Владимировна. Моя профессия – воспитатель
  • Елена Фёдорова. Сочинение – эссе «Я – воспитатель»
  • Ирина Дмитриевна Зырянова. Ода педагогу 'Я – воспитатель'
  • Николаева Марина Александровна. СОВРЕМЕННЫЙ ВОСПИТАТЕЛЬ
  • Клевакичева Елена Сергеевна. Стихотворение 'Я — Воспитатель!'



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь