Цели расширять представления детей о природе родного края.
Задачи:
- формировать представление детей о климатических условиях Крайнего Севера и тундры
- Учить устанавливать связи между изменениями в живой и неживой природе
- развивать умение устанавливать зависимость между температурой воздуха и состоянием воды и почвы
- развивать умственную операцию сравнения и доказательную речь.
- закреплять представление о приспособлении растений и животных к условиям северного климата.
Скачать конспект
Материал:
компьютер с демонстрационным экраном.
Предварительная работа: Чтение рассказов о природе Севера (А. Рогожкин «Северные мотивы», В.Есаулов «Арктическое чудо», С.Ивченко «Удивительные леса» Г.Х. Андерсен «Снежная королева»). Рассматривание различных иллюстраций.
Ход занятия
На демонстрационной доске с помощью компьютера появляется изображение Герды из сказки Снежная королева».
Она просит детей рассказать о Северной стране, где ей предстоит искать Кая.
Воспитатель: Ребята, поможем Герде? Мы постараемся рассказать Герде о Северной стране. Ты оставайся, Герда, с нами на связи, а мы будем рассказывать и показывать все, что сами знаем.
Мы сейчас покажем Герде на глобусе, где расположена Северная страна, и скажем, как она
называется. (Арктика).
(Выставляются изображения Арктики на карте).
Герда: Спасибо, я поняла, куда мне необходимо бежать. Скорее в путь на поиски Кая.
Воспитатель: Погоди, погоди, не спеши! Ты даже представить не можешь, что ждет тебя впереди, кого ты встретишь на своем пути. Тебе могут встретиться и враги и друзья. Ты, Герда, должна четко знать, кто сможет тебе помочь, а кто навредить. Очень долгий и трудный путь тебе предстоит одолеть.
Арктика от одного этого слова как бы веет холодом. Почему же Снежная королева именно там построила свой ледяной дворец? Почему на Севере всегда холодно?
(Детям предлагается рассмотреть модель «Солнце на Севере»)
Воспитатель: Солнце никогда не поднимается высоко над горизонтом. Солнечные лучи скользят по поверхности Земли, и не успевают ее нагревать. Земля получает очень мало тепла. А зимой солнце на Севере не появляется совсем. Это время называется «полярная ночь». Мороз до –50С.
Воспитатель: Зимой в Арктике полярная ночь. Солнце не показывается несколько месяцев. И день и ночь темно.
(Выставляются изображения полярной ночи и полярного дня).
Воспитатель: земля замерзла, только белый-белый снег закрывает всю землю и от него исходит свет. Небо черное-черное. Но очень часто не видно ни неба, ни звезд – метет метель или разыгрывается пурга.
(Выставляются изображения пурги)
Герда, ты не пугайся, если небо начнет сверкать и переливаться различными цветами удивительной красоты. Ребята, что это за явление?
Ответы детей: «Северное сияние».
(Выставляются изображения северного сияния).
Воспитатель: Полярное сияние переливается и колышется как разноцветный и гигантский занавес в черном небе Севера.
Герда: Что же, на севере никто и не живет, там только снег и лед?
Воспитатель: Давайте, ребята, расскажем Герде, как растения приспособились жить в Арктике. Какие растения в тундре может встретить Герда? (Карликовая береза, полярная ива, морошка, голубика, клюква, брусника, мох ягель, а осенью растут грибы).
(Выставляются изображения морошки, брусники, грибов).
Герда: Почему деревья такие маленькие (низкие)?
Ответы детей: Растения в тундре низкорослые, а многие стелются по земле. Так они приспособились жить в тундре. Земля мерзлая, корням глубоко под землей будет холодно, а над землей у поверхности теплее, ветер слабее, а зимой снег защищает от морозов.
Герда: А животных я могу встретить в тундре?
(Ответы детей).
Воспитатель: Посмотрите, на снегу видны следы.
(Выставляются изображения песца, полярной совы, Северного оленя).
Герда: Ой какой рогатый, я его боюсь!
Воспитатель: Не бойся, Герда, тебе не надо опасаться оленя, — он твой друг.
Физкультминутка.
(Дети читают стихотворение и выполняют движения).
У оленя дом большой,
Он глядит в свое окошко.
Зайка мимо бежит,
В дверь к нему стучит:
«Стук-стук! Дверь открой!
В тундре есть охотник злой!»
«За-за-забегай, лапу мне давай!»
Воспитатель: А теперь, Герда, будь очень внимательной. Мы тебе расскажем, кого нужно опасаться в дороге.
(Выставляется изображение белого медведя)
Воспитатель: Белый медведь это огромный арктический зверь. У него длинная белая шерсть, широкие лапы. Это жестокий хищник. Питается рыбой и тюленями. Самцы белых медведей всю зиму бродят среди льдов и торосов и не спят в берлогах. Самки, будущие матери, на зиму залегают в берлогу и в снежных берлогах рождаются крошечные медвежата. Медвежата длиной до 30 см. и весом 700-800г. В берлоге морозы и ветры не страшны. Мать кормит детенышей жирным молоком согревает своим теплом. Когда заканчивается полярная ночь медведица с детенышами выходит из берлоги. Медведица научит своих детенышей всему, что необходимо для жизни в Арктике. Ловить рыбу, тюленей, укрываться от стужи.
Просмотр отрывка из мультфильма «Умка».
Белые медведи занесены в Красную книгу, их осталось мало. Они опасны только при встрече. Надо смотреть внимательно, на белом снегу можно и не заметить белого медведя.
Воспитатель: Ты все запомнила, Герда? Вот сейчас мы и посмотрим как ребята внимательно слушали все рассказы.
Одной подгруппе раздаются карточки «Кто лишний?», другой «Чей силуэт?». Дети объясняют свой выбор).
Воспитатель: Вот такая суровая природа Севера.
На чем Герда может ехать по тундре зимой?
(Выставляется изображение нарт. Ответы детей).
А чтобы у тебя в пути были подсказки, мы дарим тебе эти картинки-помощники, а твой путь будет освещать северное сияние.
|