Цель: приобщение детей к физкультуре и спорту, пропагандирование здорового образа жизни, через культуру и образ жизни коренных народов ХМАО — ЮГРА.
Задачи: развитие двигательных умений дошкольников, ловкости, силы; воспитание взаимовыручки, смелости, чувство товарищества; создание эмоционально положительного настроя.
Воспитатель:
- Добрый день, дорогие ребята! Приветствуем вас на спортивном празднике посвященному нашему округу!
-Ребята, скажите, пожалуйста, как называется страна, в которой мы живем?
Дети: Россия!
- Наша страна Россия очень большая, в ней много областей, краев, округов, районов. Скажите, пожалуйста, в каком округе находится наш Кондинский район?
Дети: в Ханты – Мансийском округе.
1. Ханты-мансийская земля!
Ты край озёр, болот и рек,
Скачать конспект
Осваивать твои просторы.
Сюда приехал человек!
Все о тебе стихи слагают,
Они летят во все края.
2. Как Суровый край, мой край родной
И все об этом знают!
Вокруг леса, озера и поля
И величавая Конда.
В нашем округе проживают люди разных национальностей это — ханты и манси.
У нас сегодня необычный праздник. Праздник игр коренных народов севера. Игра – любимое занятие и детей и взрослых. В играх отображается образ жизни людей, их быт, труд, представление о чести, смелости, мужестве. С помощью игр мы можем познакомиться с основами жизни народов севера. В народных играх много юмора шуток, соревновательного задора.
Весь уклад мансийской семьи определялся основным занятием отца – охотой, рыболовством и оленеводством. Одним из главных средств воспитания детей является игра, она отражает действительность. Игры детей ханты и манси, направлены на познание окружающей действительности, усвоения обычаев, традиций и обрядов. А также на овладение необходимыми для жизни умениями и навыками. Традиционные игры детей не только развивают ум ребенка, но и закаляют его нравственно и физически, укрепляют здоровье. Детям с малых лет внушается, что в лесу нельзя быть никому обузой.
Игры детям открывают красоту и богатство природы, воспитывают бережное отношение к лесам, водоемам, живым существам. Игры детей в основном проходят в лесу. Игра практически всегда имитирует промысловую и бытовую деятельность взрослых. Прежде всего, это стрельба в цель из лука. Для игры в охотников используются также старые ловушки, капканы, черканы, небольшие слопцы, петли. Эти игры направлены на развитие физических качеств.
Младшие дети играют в прятки. Зимой дети роют ходы и прячутся в них. Такие игры развивают ловкость, находчивость, быстроту реакции. Прыгают через обласы (лодка-долбленка), нарты, а также с шестом в высоту. Дети принимали участие в состязаниях с взрослыми: в беге на лыжах, скоростной езде на обласах, разных видах борьбы, перетягивание веревки или палки, стрельбы из лука и ружья.
Сегодня мы будем участвовать в народных видах спорта, занятиях и играх коренных народов нашего района. А какие состязания и игры будут, я вам расскажу и покажу.
Прежде чем начать, надо провести разминку.
Проводится разминка под музыку. (встаем в круг).
Физминутка
Раз — подняться, подтянуться.
Два — согнуться, разогнуться,
Три — в ладоши три хлопка, головою три кивка.
На четыре — ноги шире.
Пять — руками помахать,
Шесть по стойке смирно встать!
Начинаем наши соревнования.
1. Игра с кольцами – Кусангюх
«БРОСАНИЕ ТЫНЗЯНА НА ХОРЕЙ».
Участники с обручем добегают до отметки, бросают обруч на стойку. В любом случае поднимают обруч и передают его следующему.
В игре вырабатывались глазомер, точность броска, ловкость.
2. Прыжки через нарты.
На всех больших народных праздниках было много разных игр и соревнований, среди них такое состязание, как прыжки через нарты.
Нарты – это большие сани, на которых ездят ханты и манси. Без хороших нарт в тундре не обойтись. Нарты строят мужчины. Эти сани изготавливают из лиственницы, поэтому они получаются прочными и легкими. Ханты придумали забаву –прыжки через нарты. Выбирали самых выносливых и прыгучих их своего народа. Давайте и мы посмотрим, какие вы выносливые.
А теперь ребята, прошу вас присесть. Проведем с вами разминку. Среди детей ханты и манси не только приветствовалось умение играть в разные подвижные игры, но и ценилось умение играть в интеллектуальные игры.
- Народный музыкальный инструмент народов севера. (бубен).
- В тундре голой и холодной он стадо оленей пасет, зря тут бродит волк голодный, к стаду он не подойдет. Потому что это стадо стережет (оленевод).
- Стройный быстрый рога ветвисты,
Пасется весь день, кто же это.? (олень).
4. Посмотрите какая вся горит как золотая,
Ходит в шубке дорогой, хвост пушистый и большой.
На увертки мастерица,
А зовут ее (лисица).
5. Сама мала, шубка пышна,
В дупле живет, орехи грызет (белка).
6. Летом бродит без дороги, меж сосен и берез,
А зимой он спит в берлоге, от мороза прячет нос (медведь).
7. Не барашек и не кот носит шубу круглый год,
Шубка серая для лета, для зимы- другого цвета (заяц).
3. Метание мяча (мешочек с песком)
Когда на стойбище наступало время отдыха, то дети играли в разные игры. Например, в игры с природным материалом, обилие шишек под соснами натолкнуло использовать их как метательное оружие. (корзина, мячики)
Подвижная игра: «Ручейки и озера».
Цель: учить детей бегать и выполнять перестроения
Дети стоят. На сигнал «Ручейки побежали!» все бегут друг за другом в разных направлениях.
На сигнал «Озера!» дети останавливаются, берутся за руки и строят круги озера.
4. Ловля рыбы.
Основные занятия коренных народов – охота и рыбалка.
Ребенок ловит рыбу удочкой при помощи магнита (рыбки лежат внутри обруча) и кладет улов в ведро.
5. Перетягивание палки «Талтыюх»
Два игрока садились на пол или землю напротив друг друга и, вытянув ноги вперед, упирались друг в друга ступнями ног, а руками брались за палку. По команде судьи игроки начинали тянуть на себя палку, стараясь оторвать соперника от земли (пола). При этом нельзя было сгибать ноги в коленях. Если кто-то из игроков не выдерживал борьбы и расцеплял пальцы, то он считался побежденным.
Молодцы, ребята постарались. Я думаю, вы, сегодня многое узнали о жизни народов ханты и манси, а с каким удовольствием и увлечением играли в народные игры и состязания.
|