Ершова Ирина Леонидовна. Развитие умственных способностей детей через развивающие игры.

Развитие умственных способностей детей через развивающие игры.Развитие умственных способностей детей через развивающие игры.

Актуальность выбранной темы определяется тем, что на современном этапе существенно изменились подходы к проблеме воспитания и обучения дошкольников. Активно ведется поиск эффективных средств, учитывающих возрастные, индивидуальные особенности, средств развития детей. Акцентируется внимание на развитие познавательных особенностей, познавательной деятельности в единстве с формированием системы знаний, средств и способов умственного развития дошкольников. Одним из средств умственного развития, является игра. Играми нового типа, являются развивающие игры.

Цель.

Развитие умственных способностей детей через развивающие игры.

Задачи.

  1. Развитие умственных способностей детей старшего дошкольного возраста.
  2. Поэтапное освоение игр детьми.
  3. Проверка результатов (диагностика).

Теоретическая часть.

 

Скачать: Развитие умственных способностей детей через развивающие игры (полный конспект)

Согласно ФЕДЕРАЛЬНОМУ ГОСУДАРСТВЕННОМУ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМУ СТАНДАРТУ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ работа по развитию умственных способностей детей

Строится на:

  1. Уважении личности ребенка.
  2. Реализации программы в формах специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности.
  3. Так же необходимо учитывать основные принципы дошкольного образования:
  4. Полноценное проживание ребенком всех этапов детства, обогащение детского развития.
  5. Построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования.
  6. Содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником образовательных отношений.
  7. Поддержка инициативы детей в различных видах деятельности.
  8. Сотрудничество детского сада с семьей.

Содержание программы — познавательное развитие. Предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознание; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных особенностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.

Одним из средств умственного развития детей является игра. В педагогике детская игра определяется как исторически возникший вид деятельности детей, заключающийся в воспроизведении действий взрослых и отношений между ними. Игра – один из видов человеческой деятельности, самовыражение человека, способ его совершенствования. Игра является ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста. В игре проявляются все стороны личности: познавательные, социальные и другие; формируются психические процессы: память, восприятие, внимание, воображение, мышление. Обучение через игру для самых маленьких способствует постепенному переносу интереса и увлеченности с игровой на учебную деятельность. Игра, увлекающая детей, их не перегружает не умственно, не физически. Очевидно, что интерес детей к игре постепенно переходит не только в интерес к учению, но и к тому, что изучается, т.е. в интерес к математике. Поддерживаемый же интерес к математике с самого раннего возраста снимает многие из трудностей, возникающих на пути усвоения математических знаний.

Эту проблему исследовали Б.П. Никитин, З.М. Богуславская, З.А. Михайлова, В.В. Воскобович, и другие. В их работах подтверждено мнение, что развитие способностей надо развивать как можно раньше, и главное, что для развития способностей нужна другая методика общения с ребенком. Нужны игры нового типа, моделирующие сам творческий процесс и создающий свой микроклимат, где появляются возможности для развития творческой стороны интеллекта. Такими являются развивающие игры. Развивающие игры стали популярны в связи с реорганизации всей системы образования, когда игра стала рассматриваться в качестве одного из важных средств обучения, развития и воспитания ребенка. В педагогике стала приоритетной идея развивающего обучения основанная на психологических исследованиях В.В. Давыдова, Л.В. Занкова.

Развивающие математические игры, согласно общей классификации игр, предложенной П.И. Пидкасистым и Ж.С. Хайдаровым, относятся к интеллектуальным, результативным, абстрактным. Они характеризуются большой умственной активностью, являются интеллектуальным тренингом и рассматриваются в качестве средства обучения детей. К основным показателям, по которым игру можно отнести к развивающим и доступной ребенку-дошкольнику деятельности исследователи относят обычно следующее:

  1. Каждая игра представляет собой набор задач, которые ребенок решает с помощью кубиков, кирпичиков, квадратов из картона и пластика, деталей из конструктора.
  2. Задачи даются в разной форме в виде модели, плоского рисунка в изометрии чертежа, письменной или устной инструкции.
  3. Задачи расположены в порядке возрастания сложности, т.е. в них использован принцип народных игр: от простого к сложному.
  4. Задачи имеют широкий диапазон трудностей от доступных 2-3летнему малышу до непосильных взрослому. Поэтому игры могут возбуждать интерес в течение многих лет.
  5. Постепенное возрастание трудности задач в играх позволяет ребенку идти вперед и совершенствоваться самостоятельно, т.е. развивать свои творческие способности.
  6. Ребенку не объясняется способ и порядок решения задач. Осуществляя решение практически, ребенок учится все брать сам и реальной деятельности.
  7. Не требуется, чтобы с первой попытки ребенок решил задачу.
  8. Решение задачи предстает перед ребенком не в абстрактной форме, а в виде рисунка, узора, сооружения из кубиков, т.е. в виде видимых и осязаемых вещей.
  9. Развивающие игры позволяют составлять новые варианты заданий, придумывать новые игры.
  10. Главная особенность развивающих игр – в них удалось объединить принцип от простого к сложному с принципом творческой деятельности самостоятельно по способностям, когда ребенок может подняться до «потолка» своих возможностей.

Благодаря таким универсальным качествам развивающих игр на современном этапе возрос интерес к их использованию. З.А. Михайлова предложила следующую классификацию:

  1. Логико-математические игры и упражнения, целью которых является моделирование математического содержания в наглядной форме и развитие логических операций ( «Блоки Дьенеша»).
  2. Развивающие игры, целью которых является умственных и творческих способностей (игры Б.П. Никитина: «Кирпичики», «План и карта», «Сложи узор» и другие).
  3. Игры на моделирование, цель которых – обработка пространственного ориентирования. Игры В.В. Воскобовича «Геоконт», «Прозрачная цифра» и другие.
  4. Математические развлечения, цель которых – развитие интереса к умственной деятельности, создание пробных ситуаций (кроссворды, головоломки, игры на передвижение «4 по 4»), на преобразование: «Колумбово яйцо», «Танграмм»

Обобщенный анализ исследований и разработок позволил выделить педагогические условия развивающих игр:

  1. Совместная деятельность детей и взрослых: взрослые рядом с ребенком как товарищи.
  2. Система постоянно усложняющихся развивающих заданий в каждой игре.
  3. Создание благоприятной атмосферы.
  4. Организация предметно – развивающей среды.
  5. Вариативность игровых упражнений с развивающим материалом.

В развивающих играх реализуется потребность детей к получению материально выраженного результата в виде схематического рисунка, постройки, силуэта, достижению правильного расположения фигур и т.д. Ребенку в процессе игры удобно осуществлять как поэтапный контроль, так и контроль достигнутого результата. Развивающая игра способствует развитию как содержательной, так и операционной стороны умственной деятельности.

Технологическая часть.

Из огромного многообразия игр в своей работе я использовала небольшое их количество. Одна из них «Логические блоки Дьенеша»:

Логические блоки помогают ребенку овладеть мыслительными операциями, важными как в плане предматематической подготовки, так и с точки зрения общего интеллектуального развития. К этим действиям относятся: выявление свойств, их абстрагирование, сравнение, классификация, обобщение, кодирование, декодирование, а также логические операции «не, и, или». Используя блоки можно закладывать в сознание малышей начала элементарной алгоритмической культуры мышления, развивать способность действовать в уме, осваивать представления о числах и геометрических фигурах, пространственную ориентировку. Т.к. логические блоки представляют собой эталоны форм – геометрических фигур, они могут использоваться при ознакомлении детей, начиная с раннего возраста, с формами предметов и геометрическими фигурами, при решении многих других развивающих задач. Все игры можно разделить на 3группы:

  1. Цель: развивать умения выявлять и абстрагировать свойства от других, сравнивать, классифицировать и обобщать предметы на его основе.
  2. Цель: умение оперировать сразу двумя свойствами (выявлять и сравнивать).
  3. Цель: развитие способности к логическим действиям и операциям.

Начинать работу следует с установления на какой ступеньке интеллектуальной лестницы находится каждый ребенок. После этого необходимо организовать занятия с учетом уровня развития каждого ребенка. Важно не передерживать ребенка на определенной ступени, а также не давать преждевременно очень сложные игры и упражнения, иначе интерес к занятиям исчезает.

Предыдущий выпуск показал, что использование данных игр позитивно повлияло на развитие логического мышления детей из диагностических данных виден хороший уровень подготовки детей к школе. Игры использовались в совместной, самостоятельной деятельности и индивидуальной работе. Хочется отметить, что интерес к играм у детей не угасал, были попытки придумать свои игры и упражнения. Кроме «Блоков Дьенеша» использовались: палочки Кюизенера, развивающие игры Никитина, В.В. Воскобовича, А.А. Столяра и др.

Т.е. систематически используя весь этот материал можно превратить знакомство с математическими представлениями в увлекательное интеллектуальное путешествие.

Итоги освоения содержания образовательной области познание.

Достижения ребенка:

  1. Ребенок активен в разных видах познавательной деятельности с использованием математического содержания (в ситуациях, играх, экспериментировании).
  2. Способен к произвольным действиям в познавательных играх, самостоятельно планирует и называет два-три последовательных действия.
  3. Решает интеллектуальные задачи в поисковой деятельности, рассуждает, выдвигает проблемы и высказывает свое мнение по поводу их решения.
  4. Слушает и понимает взрослого, действует по правилу или образцу в разных видах математической деятельности.
  5. Овладел основными способами познания: сравнением, упорядочиванием и группировкой предметов по разным признакам, счетом, измерением; рассуждает, аргументирует свои действия.
  6. Интересуется развивающими играми на преобразование (трансформацию, трансфигурацию), занимательными и логическими задачами, видоизменением геометрических фигур, например, созданием витражей из разных форм на основе какой-либо закономерности.
  7. Проявляет в играх интеллектуальные эмоции, догадку и сообразительность.
  8. Самостоятелен в выборе игр и материалов, поиске способов решения познавательных задач.
  9. Проявляет творчество в развивающих играх и в преобразовательной деятельности: придумывает новые варианты игр, сюжеты, силуэты, простые логических задачи, выдвигает гипотезы.

Вызывает озабоченность:

  1. У ребенка снижена активность в познавательной деятельности математического содержания.
  2. В ходе решения познавательных задач в поисковой деятельности пассивен, высказывает неадекватные предположения, отказывается от дальнейшего поиска решения.
  3. В действиях по образцу и правилу допускает ошибки, требуется помощь педагога.
  4. Часто допускает неточности в сравнении, упорядочивании и группировке по признакам, результата не получает.
  5. Интересуется только простыми развивающими играми, играет в основном один, нет интереса к общению со сверстниками по поводу познавательной деятельности.

Анализ результатов проводится по следующим показаниям:

  1. Овладение практическими действиями свойств отношений по форме, величине, количеству, массе, на основе выделения пространственных и временных отношений (на сенсорном, элементарном логическом уровнях).
  2. Освоенность умений выявлять связи, зависимости, сравнивать, чередовать, устанавливать и менять последовательность, моделировать, схематизировать.
  3. Освоенность умений выражать в речи сущность практических действий и прогнозируемых (как буду делать): измерения, деление целого на части, увеличение и уменьшение по размеру чисел и т.д.
  4. Проявление инициативности в логико-математических видах деятельности, экспериментирования, творчества.

Приложение.

Результаты диагностики развития детей по математике.

Просмотров: 1544
Категория: По направлениям » Для детского сада » Развивающие игры и занятия для дошкольников




Другие новости по теме:

  • Ячменева Анна Вячеславовна. Перспективный план «Развивающие игры и игры с элементами ТРИЗ в совместной деятельности» для детей старшего дошкольного возраста
  • Радюкова Е.В.. Кукушкина М.В.. «Формирование логического мышления у детей с задержкой психического развития через развивающие игры»
  • Мазурчук Ляйсан Гаряйевна. Теория решения изобретательских задач, как средство развития умственных и творческих способностей детей дошкольного возраста
  • Рассказова Елена Николаевна. Развитие предметно – действенных способов познания математических свойств и отношений у детей среднего дошкольного возраста через дидактические игры
  • Белас Ксения. Развивающие игры математического содержания как средство развития представлений об алгоритмах у дошкольников с общим недоразвитием речи
  • Смирнова Валентина Ивановна. Статья «Развивающие игры как средство интеллектуального развития детей старшего дошкольного возраста»
  • Фёдорова Елена Валентиновна. Развитие познавательного интереса у дошкольников через развивающие игры.
  • Александрова Радина Раисовна. МАСТЕР — КЛАСС «ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ, ТЕХНИКИ РЕЧИ И РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ТЕАТРАЛЬНЫЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ»
  • Гизатуллина Эльвира Тагировна. Игры и упражнения для развития и коррекции познавательной сферы детей дошкольного возраста
  • Подшивайлова Валентина Николаевна. «Театрализованные игры как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста»
  • Замалова Эльвира Наилевна. Мастер – класс для педагогов на тему: «Развитие познавательной активности детей через игры – экспериментирование»
  • Бакина Ирина Николаевна Гузева Елена Викторовна. «ИГРЫ, С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ НАГЛЯДНО-ИГРОВЫХ СРЕДСТВ, ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ТНР».
  • Миляуша Никитина. Разработка по методической теме «Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста»
  • Сёмина Наталия Андреевна. Программа развивающих занятий «Сказочные игры» (познавательное развитие). Для детей 2-3 лет.
  • Хромова Татьяна Федоровна. Игры и сценарий театральной деятельности для детей 4-5 лет для развития эмоциональности, коммуникативности, ориентировки в игровом пространстве.
  • Неттина Тамара Васильевна. Развивающие игры для детей дошкольного возраста
  • Шойненова Оюна Жалсановна. ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ ПРИРОДОВЕДЧЕСКОГО СОДЕРЖАНИЯ КАК СРЕДСТВО ЭКОЛОГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
  • Самикова Лилия Венировна. Презентация: «Развивающие игры для детей дошкольного возраста»
  • Козулина Ирина Тагировна. Обобщение опыта на тему: «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через нетрадиционные формы изобразительной деятельности с учётом ФГОС»
  • Ершова Маргарита Витальевна. «Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста через дидактические игры»
  • Яценко С.В. Дубко О.В. «Формирование познавательного интереса у дошкольников через развивающие игры ПМК «Мозаичный ПАРК»»
  • Ткач Галина Ивановна. Развивающие игры для детей старшего дошкольного возраста По методике Л.Г. Петерсон
  • Жиркова Матрена Алексеевна. Авторские дидактические развивающие игры для детей дошкольного возраста
  • Старова К. В. Конспект НОД по музыкальной деятельности «Технология проектирования, как средство развития музыкально-творческих способностей детей старшего возраста «Так чудесно в космосе!»
  • Татьяна Викторовна Сорокина. Презентация 'Развивающие игры для детей дошкольного возраста 'Давайте поиграем!'
  • Карповец Надежда Ивановна. Методическое игровое пособие — Игры с природным материалом как средство развития способностей ребенка «Веселые семечки»
  • Кувшинова Е.Ю. Сидоренко Т. В.. «Дифференцированные игры для детей с нарушением речи и психофизического развития как средство развития партнерских отношений с родителями»
  • Клевко Анна Ивановна. Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе исследовательской деятельности
  • Волкова Галина Николаевна. «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через дидактические игры»
  • Перепечаева Светлана Николаевна. Развивающие игры-потешки для развития мелкой моторики у малышей



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь