Цель мастер-класса: повысить уровень профессионального мастерства педагогов, в развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста посредством игр и экспериментирования с объектами и явлениями окружающей действительности.
Задачи:
Показать, как можно использовать игры и опыты в экспериментальной деятельности детей.
- Развивать познавательный интерес к окружающему, умение делиться приобретенным опытом с другими людьми.
- Повысить уровень профессиональной компетенции участников мастер – класса в воспитании дошкольников через поисково – исследовательскую деятельность.
- Представить участникам мастер – класса одну из форм проведения опытно – экспериментальной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста.
- Сформировать у участников мастер – класса мотивацию на использование игр в воспитательно – образовательном процессе опытно – экспериментальной деятельности дошкольников.
Ход мастер — класса.
Давайте обратим внимание на тему нашего мастера – класса.
- Развитие — это процесс достижения ранее не достигаемого результата.
- Познание — это процесс приобретения знаний об окружающем мире, его закономерностях и явлениях.
- Активность – особый вид деятельности.
Экспериментирование — также опыт, — метод исследования некоторого явления в управляемых наблюдателем условиях.
На сегодняшний день развитие познавательных способностей, активности детей дошкольного возраста — одна из актуальных проблем современности. Существует мнение, что нужно как можно раньше научить ребенка читать, считать. Однако важнее развить у него мышление, внимание, речь, пробудить интерес к окружающему миру, сформировать умение делать открытия и удивляться им.
С утверждением федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования к требованиям основной общеобразовательной программы дошкольного образования данная деятельность дошкольников вышла на новый этап развития. В целевых ориентирах на этапе завершения дошкольного образования прописано:
- ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумать объяснения явлениям природы и поступкам людей
- склонен наблюдать, экспериментировать
- ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.
В Федеральном законе «Об образовании» указывается на то, чтобы каждый ребенок вырос не только сознательным членом общества, не только здоровым и крепким человеком, но и инициативным, думающим, способным на творческий подход к любому делу. Учитывая тенденцию модернизации дошкольного образования, приоритетным направлением в деятельности ДОУ является активизация познавательных интересов и формирование навыков экспериментальной деятельности детей дошкольного возраста.
С ростом и развитием ребенка его познавательная активность все больше тяготеет к деятельному характеру познавательной деятельности. В дошкольном возрасте познавательная деятельность ребенка осуществляется совместно с практической, т.е. у детей формируется практико-познавательная деятельность, которую мы развиваем, совершенствуем в условиях своей группы, используя разнообразные формы и методы:
- сюжетно-ролевая игра;
- рассматривание;
- наблюдение;
- беседа;
- экскурсии;
- конструирование;
- экспериментирование;
- исследовательская деятельность;
- проектная деятельность
- коллекционирование;
- развлечения, викторины, конкурсы.
Последовательность детского экспериментирования.
Задание педагогам:
На слайде представлены слова: выдвижение гипотезы, проверка предположения, целеполагание, проблемная ситуация, формулировка вывода, новая гипотеза
Задание: выстроить последовательность детского экспериментирования.
Следующий слайд с правильным ответом:
- Проблемная ситуация.
- Целеполагание.
- Выдвижение гипотез.
- Проверка предположения.
- Если предположение подтвердилось: формулирование выводов (как получилось)
- Если предположение не подтвердилось: возникновение новой гипотезы, реализация ее в действии, подтверждение новой гипотезы, формулировка вывода (как получилось).
Давайте остановимся именно на экспериментировании. Исследования Н.Н. Поддьякова, Л.А. Венгера, А. И. Савенкова подтверждают, что экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного детства, основу которого составляет познавательное ориентирование; что потребность ребенка в новых впечатлениях лежит в основе возникновения и развития экспериментальной деятельности, направленной на познание окружающего мира. Чем разнообразнее и интереснее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается.
Экспериментирование принципиально отличается от любой другой деятельности тем, что образ цели, определяющий эту деятельность, сам ещё не сформирован и характеризуется неопределённостью, неустойчивостью. В ходе эксперимента он уточняется, проясняется.
Мы покажем вам некоторые виды экспериментирования с разными материалами, которые можно использовать в работе с детьми и которые формируют у них представления:
- О материалах (песок, бумага).
- О природных явлениях (дождь).
- О закономерностях в природе
Детям нравятся занятия, на которых вместе со взрослыми они совершают свои первые открытия, учатся объяснять и доказывать. Дети с удовольствием рассказывают о своих открытиях родителям, ставят такие же (или более сложные опыты) дома, учатся выдвигать новые задачи и самостоятельно их решать.
Во время эксперимента работы задействованы все органы чувств: ребенок вслушивается, вглядывается, трогает, нюхает, пробует. Обогащается его активный словарь, совершенствуется регулирующая и планирующая функции речи. Овладение орудийными действиями развивает руку ребенка.
Опыт работы показывает, что элементарное экспериментирование доступно уже детям раннего, младшего возраста. В результате наблюдений они с удовольствием обследуют глину и песок, познавая их свойства; плещутся в воде, открывая ее тайны; отправляют в плавание кораблики, ловят ветерок, пробуют делать пену; превращают снег в воду, а воду — в льдинки.
Творческое познание природы способствует формированию представлений об основных закономерностях природы. В младшем возрасте это изменяемость времен года и зависимость изменений в живой природе (т. е. в жизни растений и животных) от меняющихся условий неживой природы. Для того, чтобы научить малышей выделять простейшие связи в наблюдаемых природных процессах, работу с ними надо начинать с 4-х лет. В этом возрасте следует развивать у детей представление об отдельных, часто встречающихся явлениях неживой природы (осадки снег, дождь, град, выделять свойства песка, воды, утро-вечер, день-ночь и т.д.), а также знакомить с объектами живой природы: комнатными и дикорастущими растениями, дикими и домашними животными. В результате дети приобретают определенный багаж знаний о мире природы. У них возникает познавательный интерес к объектам природы, желание узнать новое о свойствах вещей, активно исследовать их. В этом возрасте внимание детей становится более устойчивым, они могут довольно долго наблюдать за животными и растениями.
В среднем возрасте опыты усложняются.
Дети уже способны найти ответы на трудные вопросы: как зернышки в муку превращаются? Как замесить тесто? Почему осенью много луж? Зачем растение пьет? и т.д.
Круг явлений, с которыми экспериментируют старшие дошкольники, расширяется. Дети определяют свойства магнита, узнают что такое звук, как бегут звуковые волны, как сделать звук громче и как записать его; знакомятся с электричеством. Они с интересом открывают законы движения (почему движутся предметы), законы инерции (монета в стакане, лист из-под стакана).
Живая природа это тоже объект наблюдения: чем нюхает червяк, сколько лет рыбе, как распускаются цветы.
Опыты позволяют узнать и о человеке: «проверим слух», «стук сердца», «цвет кожи», «почему храпит человек» и т.д.
Для развития познавательной компетенции дошкольников в элементарной экспериментальной деятельности необходимо использовать более эффективные методы и приемы познавательной активности детей.
Отработана следующая система работы:
- диагностика уровня развития познавательной активности дошкольников и построение воспитательно-образовательного процесса на основе диагностического обследования;
- создание условий для детского экспериментирования (исследовательские центры, центры игровой деятельности);
- разработка системы познавательных занятий с включением регионального компонента;
- организация совместных с детьми опытов и исследований в повседневной жизни;
- использование технологии триз в поисково-исследовательской деятельности;
- организация детского экспериментирования и исследований в процессе наблюдений за живыми и неживыми объектами, явлениями природы;
- проведение ежедневных бесед;
- развитие параллельного взаимодействия в сферах:
- сбор информации об изучаемом объекте с помощью различных методов;
- систематизация познавательных задач и проблемных ситуаций;
- отработка различных приемов развития мысли ребенка от анализа факта, рассуждений к обобщению, выводу, первым мелким открытиям.
Практическая часть
Дается задание трём группам провести опыты по карточкам.
Опыт №1. «Увеличительное стекло»
Посадите фигурку в трехлитровую банку. Сверху затяните горлышко пищевой пленкой, но не натягивайте ее, а наоборот, продавите ее так, чтобы образовалась небольшая емкость. Теперь завяжите пленку веревкой или резинкой, а в углубление налейте воды. Что вы видите? Почему это произошло?
Вывод: если смотреть на воду сквозь пищевую пленку, то получим эффект увеличительного стекла. Тот же эффект получится, если смотреть на предмет сквозь банку с водой, закрепив его на задней стенке банки прозрачным скотчем.
Опыт № 2 «Звезда»
Посмотрите на предметы на столе. (На столе в нескольких тарелочках разложены по 5 надломленных под прямым углом спичек) из чего можно сделать звезду? Если капнуть несколько капель воды на сгибы спичек, они выпрямятся и образуют звезду.
Вывод: Волокна дерева впитывают воду, «толстеют» и не могут сгибаться – выпрямляются.
Опыт № 3 «Танец горошин»
Давайте научим горох плавать и танцевать. Опустите в баночку с водой 4 горошины и трубочку, подуйте в неё. Сначала слабо, потом с большей силой.
Вывод: когда воздух через трубочку поступал медленно, горошины двигались медленно; сила воздуха увеличилась, и скорость движения горошин возрастала. Значит, сила движения предметов зависит от силы воздействия на них.
Предлагаем вам схемы алгоритмы для выполнения опытов.
Дается задание трём группам по схемам провести опыты с песком, землёй, бумагой.
В заключении давайте проведём синквейн.
- строка – существительное – ОДНО ключевое слово, определяющее тему и содержание синквейна;
- строка – два прилагательных – описание темы в ДВУХ словах, характеризующих данное понятие;
- строка – три глагола-описание действия в рамках этой темы ТРЕМЯ словами;
- строка – форма из ЧЕТЫРЕХ слов короткое предложение, раскрывающее суть темы. Философское или эмоциональное отношение к ней автора;
- строка – ОДНО слово – синоним к первому. Обычно существительное, через которое человек выражает свои чувства, ассоциации, связанные с данным понятием.
Пример:
Книга:
- Мудрая, вечная
- Учит. Лечит. Ведет
- Всю жизнь сопровождает
- Радость
Эксперимент:
- Интересный, любознательный
- Учит, развивает, исследует
- Направлено на открытие нового
- Восторг
|