Авторы:
Никулина Татьяна Андреевна
Кандаурова Людмила Ивановна МБДОУ детский сад № 72 «Акварель»
Воспитатель г. Старый Оскол Белгородской области
С началом ХХI века становится очевидным, что жизнь требует от человека не шаблонных, привычных действий, а подвижности мышления, быстрой ориентировки, творческого подхода к решению больших и малых задач. Перед государством, школой, дошкольным учреждением и родителями встает задача чрезвычайной важности: добиться того, чтобы каждый ребенок вырос не только сознательным членом общества, не только здоровым и крепким человеком, но и – обязательно! – инициативным, думающим, способным на творческий подход к любому делу. Именно на это указывается в концепции модернизации российского образования: «развивающему обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способные к сотрудничеству, отличающиеся любознательностью, динамизмом, конструктивностью, развитым чувством ответственности за судьбы страны».
Скачать конспект
Путь становления творческой личности сложен, труден. Но эти большие трудности могут дать и большие радости, причем радости высшего человеческого порядка – радость преодоления, радость открытия, радость творчества. Любая деятельность протекает более эффективно и дает качественные результаты, если при этом у личности имеются сильные мотивы, яркие, глубокие, вызывающие желание действовать активно, с полной отдачей сил, преодолевать жизненные затруднения, неблагоприятные условия, обстоятельства, настойчиво продвигаться к намеченной цели. Одним из таких видов деятельности является экспериментирование.
В работах многих отечественных педагогов Н.Н. Поддьякова (1995 год), А.П. Усовой, Е.Л. Панько говорится, что «детское экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного развития»: ребенок познает объект в ходе практической деятельности с ним, осуществляемые ребенком практические действия, выполняют познавательную, ориентировочно-исследовательскую функцию, создавая условия, в которых раскрывается содержание данного объекта.
Опытно — экспериментальная деятельность позволяет объединить все виды деятельности и все стороны воспитания, развивает наблюдательность и пытливость ума, стремление к познанию мира, все познавательные способности, умение изобретать, использовать нестандартные решения в трудных ситуациях, создавать творческую личность, усваивает все прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам. Вот на этом и основано активное внедрение детской опытно-экспериментальной деятельности в практику работы нашей группы.
Для развития экспериментальной деятельности очень важно создать мини-лабораторию, укомплектовать необходимым оборудованием. Материалы, находящиеся в мини-лаборатории распределить по разделам:
- приборы – помощники: увеличительные стекла, весы, микроскоп, песочные часы, компас, магниты
- разнообразные сосуды из различных материалов
- природный материал: камешки, глина, песок, ракушки, птичьи перья, шишки, спил
- утилизированный материал: проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пластмассы
- технический материал: гайки, скрепки, болты, гвозди, винтики, шурупы, детали конструктора
- медицинский материал: пипетки, колбы, мерные ложки, щипцы, деревянные палочки
- разнообразные коллекции, карточки – схемы проведения опытов, дневники экспериментаторов
- прочие материалы: воздушные шары, мука, соль, сахар, цветные и прозрачные стекла.
Содержание исследований и экспериментов направлено на формирование следующих представлений:
- о материалах
- о природных явлениях
- об агрегатных состояниях воды
- о свойствах песка и глины
- о мире растений
- о предметном мире.
Организуя совместную исследовательскую деятельность с детьми, необходимо помнить о ее структуре:
- постановка исследовательской задачи в виде того или иного варианта проблемной ситуации (воспитатель заинтересовывает детей, вызывает у них желание действовать, чтобы разрешить проблему. Выдвигается задача: нам необходимо узнать …, почему вращается флюгер? Сказочные ситуации: (спор водяных капелек, кто быстрее доберется до тучи); использование утверждений, противоречащих результатам эксперимента (предположение от обратного).)
- тренинг внимания, памяти, логики мышления (можно организовать до исследовательской деятельности);
- уточнение правил безопасности жизнедеятельности в ходе осуществления экспериментирования (дошкольники в силу возрастных особенностей еще не могут систематически следить за своими действиями и предвидеть результат своих поступков. Предоставляя детям самостоятельность, воспитатель должен очень внимательно следить за ходом работы и за соблюдением правил безопасности);
- уточнение плана исследования;
- выбор оборудования, самостоятельное его размещение в зоне исследования (важна активность и самостоятельность всех участников экспериментирования);
- распределение детей на группы (игры-эксперименты могут проводиться индивидуально или с группой детей, однократно или в виде циклов, например, цикл эксперимента с водой, с растениями).
- анализ и обобщение полученных результатов экспериментирования
(выявление известного и неизвестного; подводятся к суждениям, умозаключениям и выводам, которые обязательно фиксируются в речи, иногда графическим способом (рисунки, схемы; необходимо учитывать, это право ребенка на ошибку).
Детям не сообщают готовые знания, не предлагают способы деятельности. Создается проблемная ситуация, решить которую ребенок сможет, если привлечет свой опыт, установит в нем иные связи, овладевая при этом новыми знаниями и умениями.
В дошкольном учреждении эксперимент отвечает следующим условиям:
- максимальная простота конструкции приборов и правил обращения с ними; — безотказность действия приборов и однозначность получаемых результатов; — показ только существенных сторон явления или процесса
- отчетливая видимость изучаемого явления
- возможность участия ребенка в повторном показе эксперимента.
Таким образом, детское экспериментирование – особая форма поисковой деятельности, в которой наиболее ярко выражены процессы целеобразования, процессы возникновения и развития новых мотивов личности, лежащих в основе самодвижения, саморазвития. Именно детское экспериментирование является стержнем любого процесса детского творчества, где наиболее мощно проявляется собственная активность детей, направленная на получение новых сведений, новых знаний.
Литература:
- Иванова Н. В., Арсенова М. А. Игровое обучение детей 5 – 7 лет. Методические рекомендации / Под редакцией Н. В. Ивановой. – М.: ТЦ Сфера, 2008 – 112 с.
Конспект непосредственно образовательной деятельности: "Забавные фокусы":
Учебно-игровая деятельность для детей старшего дошкольного возраста по формированию у дошкольников естественнонаучных представлений.
Задачи: развивать у детей любознательность, наблюдательность, активизировать мыслительные процессы, речевую деятельность в процессе демонстрации фокусов.
Материал: костюм фокусника (для воспитателя), прозрачные баночки наполненные водой с крышками, к внутренней стороне крышки приклеены блёстки (мелкая ёлочная мишура белого или серебристого цвета), воздушные шары, шерстяная ткань, лимон, апельсин, яблоко, помидор, ватные палочки, йод, листы бумаги, стаканы с водой, ручки-невидимки.
Ход игровой деятельности:
Воспитатель появляется в группе в костюме фокусника.
Фокусник:
Здравствуйте, дорогие зрители! Забавные фокусы увидеть, не хотите ли? Какое сейчас время года? Какой месяц?
Какая на улице погода? Верите ли вы, что сейчас пойдёт снег? Тогда не зевайте, не болтайте, А за мною наблюдайте!
На столе банка с водой. Фокусник берёт её в руки. Закрывает банку крышкой и предлагает произнести волшебные слова.
Вы такого волшебства Не видели никогда. Посчитаем хором дружно: Четыре, три, два, один!
Что случилось, поглядим!
Фокусник встряхивает и быстро переворачивает банку. Дети наблюдают, как в банке медленно опускаются снежинки-блестки.
Что видите? В чём секрет моего фокуса? Чем необычна моя банка? Кто желает повторить мой фокус?
Дети рассматривают внутреннюю часть банки и повторяют фокус самостоятельно.
Фокусник: после фокусов настроение стало радостным и весёлым! Но сделаться настоящим фокусником непросто, надо развивать у себя ловкость, силу, внимание, а для этого нужно тренироваться.
Физкультминутка:
Раз, два, три, четыре, пять! Начинаем приседать. Влево-вправо повернулись И друг другу улыбнулись.
Наклонились вперёд, А теперь наоборот. И ещё разок вперёд И опять наоборот.
Потянулись, удивились И на место приземлились.
Фокусник: настоящий фокусник должен владеть не одним секретом волшебства, и в запасе у меня много интересного! Хотите научиться ещё одному фокусу? (Да!)
Не зевайте, не болтайте, А за мною наблюдайте!
Фокус «Дрессированные шары»
Фокусник: я хочу вам подарить необычные шарики, они у меня дрессированные. Хотите посмотреть?
Потрите воздушный шарик о шерстяной свитер или шарфик и приложите его к стене.
Дети повторяют действия.
Фокусник: видите, какие они послушные: держатся за стену, не падают.
Почему они не падают?
Дети высказывают свои предположения.
Фокусник: шарики не падают потому, что они наэлектризовались. Что мы сначала делали с шариком? (Потёрли о шерстяную вещь.) Шарик, таким образом, получил большой заряд. Стена тоже имеет заряд, но другой. Заряды бывают разные: отрицательные и положительные. Разные заряды, так же как и полюсы у магнитов, притягиваются.
Фокусник: давайте попробуем потереть два шарика о шерстяную ткань и затем положим их рядом.
Дети выполняют действия.
Что произошло? (Шарики отталкиваются друг от друга.) Почему так происходит? (Одинаковые заряды отталкиваются друг от друга.)
Фокус «Секретное письмо».
Фокусник: это письмо вам прислал Незнайка. Открывает конверт и показывает детям чистый лист бумаги.
Дети рассматривают конверт, письмо. Может быть, оно написано какими-то светлыми чернилами?
Фокусник:
Не зевайте, не болтайте, А за мною повторяйте.
В стакан с водой надо капнуть несколько капель йода и этим раствором смазать лист с письмом.
Дети выполняют эти действия и обнаруживают, что письмо легко можно прочитать: «Здравствуйте, ребята! Это секретное письмо написал вам Незнайка. У нас в Цветочном городе все жители пишут письма невидимыми чернилами. Если разгадаете их секрет, то получите подарки, которые вручит вам Фокусник. Желаю удачи. Незнайка».
Фокусник: как вы думаете, из чего сделаны эти чернила?
Возьмите разные вещества и попробуйте найти самые невидимые чернила.
Дети пробуют писать белой гуашью, белой акварелью, пищевыми красителями.
Что удобнее использовать вместо ручки? Белая краска почти не видна на белой бумаге, при смазывании йодной настойкой ничего не изменяется, буквы не проявляются. (Такой же вывод делаем и с пищевыми красителями.)
Что можно ещё использовать вместо чернил? Можно ли использовать сок разных фруктов или овощей?
Дети берут сок яблока, апельсина, помидора, лимона. Перед этим Фокусник напоминает, что сок фруктов и овощей от одежды плохо отстирывается, поэтому надо надеть передники.
Дети приходят к выводу, что лучшие невидимые чернила получаются из сока лимона.
Фокусник: под воздействием настойки йода содержащийся в бумаге крахмал становиться фиолетовым. Лимонный сок препятствует изменению цвета, поэтому написанное проступает в виде белых букв или знаков, если письмо зашифровали.
Молодцы, вы разгадали секрет чернил правильно. Возьмите в моём сундучке подарки от Незнайки.
Дети достают ручки.
Фокусник: это ручки-невидимки. Попробуйте ими что-нибудь написать или нарисовать.
Дети пробуют и обнаруживают, что ничего не видно.
Фокусник: а теперь потрите лист обратной стороной ручки.
Дети обнаруживают свои рисунки и надписи.
Фокусник: Всё тайное становится явным.
Дети благодарят за подарки.
|