Ракитянская Галина Ивановна. Статья для педагогов «Дети экспериментируют? Да! Роль экспериментальной деятельности в познавательном развитии дошкольников».

Статья для педагогов «Дети экспериментируют? Да! Роль экспериментальной деятельности в познавательном развитии дошкольников».Статья для педагогов «Дети экспериментируют? Да! Роль экспериментальной деятельности в познавательном развитии дошкольников».

Г.И. Ракитянская, воспитатель первой квалификационной категории МБДОУ№4 ст. Крыловской, Краснодарского края

Экспериментирование может использоваться в различных видах организованной и самостоятельной деятельности дошкольников. Им нравятся занятия, на которых вместе с взрослыми они совершают свои первые открытия, учатся объяснять и доказывать. Дети с удовольствием рассказывают о своих открытиях родителям, ставят такие же (или более сложные) опыты дома, учатся выдвигать новые задачи и самостоятельно решать их. Взрослым следует создать условия для экспериментирования. В группе должна быть оборудована мини-лаборатория, укомплектованная всем необходимым (лабораторная посуда, простые приборы объекты живой и неживой природы).

Опыт работы показывает: экспериментальное экспериментирование доступно уже детям раннего и младшего дошкольного возраста. Они с удовольствием обследуют песок и глину, познавая их свойства, плещутся в воде, открывая её тайны; отправляются в плавание кораблики, ловят ветерок, запускают самолётики; пробуют делать пену и рисовать ею; превращать снег в воду, а воду в разноцветные льдинки; пускают мыльные пузыри. В среднем возрасте опыты усложняются. Дети уже способны найти ответы на трудные вопросы: как зернышки в муку превращаются? Как замесить тесто? Как поймать воздух? Где живёт воздух? Почему осенью много луж? Зачем растение пьёт? Что ест попугайчик? Как слышит кошка? Чем она нюхает? И т.п. Круг явлений, с которыми экспериментируют старшие дошкольники, расширяется. Дети определяют свойства магнита, узнают, что такое звук, как бегут звуковые волны, как сделать звук громче и как записать его; знакомятся с электричеством. Они с интересом открывают законы движения, инерции и пространства. Живая природа –это тоже объект исследования: чем нюхает червяк, сколько лет рыбе, какие грибки всегда голодные (дрожжи), как распускаются цветы… Опыты позволяют много узнать и о человеке: «Проверим слух», «Гибкая косточка», «Стук сердца», «Цвет кожи», «Почему храпит человек?» и др. Как показывает практика, приобретённый в дошкольном возрасте опыт поисковой, экспериментальной деятельности помогает успешно развивать творческие способности и в дальнейшем – в школьные годы.

Планирование экспериментально-опытной деятельности дошкольников в различных возрастных группах. Младшая группа

1. Определение путём обследования формы, цвета, величины, запаха, вкуса различных овощей и фруктов. Материал: Различные овощи и фрукты. 2. Почему осенью бывает грязно? Материал: Пульверизатор с водой, чашка с землёй. Ход опыта: В чашку с землёй набрызгать воды (дождь идёт). Потрогать пальцами образовавшуюся грязь. Вывод. При соединении воды с землёй образуется грязь, поэтому после дождя на улице грязно. 3. Сравнение цвета летних и осенних листьев. Материал: листья разнообразной фактуры, цвета и формы. 4. Где живут зёрнышки? Материал: Колоски, подносы. Ход опыта: показать зернышки и спросить детей, знают ли они, где их домики. Разобрать колоски и отыскать в них зернышки (это делает взрослый). Вывод. Зернышки живут внутри колоска.

Средняя группа

1. Где живут зёрнышки? Материал: Колоски, подносы. Ход опыта: показать зернышки и спросить детей, знают ли они, где их домики. Предложить самим разобрать колоски и отыскать в них зернышки (это делает взрослый). Вывод. Колосок состоит из зернышек. Зёрнышки живут в колоске. 2. Как зернышки в муку превращаются? Материал: Зерна, ступка с пестиком, мука в чашке (для сравнения). Ход опыта: В ступку положить зерна и растереть их пестиком. Сравнить получившуюся массу с готовой мукой. Вывод. Если растереть зерна (смолоть), получается мука. 3. Как замесить тесто? Материал: Мука, вода, сахар, соль, яйцо, масло, дрожжи. Ход опыта: Рассмотреть и назвать все ингредиенты будущего теста. Замесить тесто. Из готового теста слепить плюшки и испечь. Вывод. Тесто изготавливают из муки. 4. Почему осенью много луж? Материал: чашка с землёй, чашка с водой. Ход опыта. Небольшими порциями наливать воду в чашку с землёй. Вывод. Сначала вода впитывается, потом перестаёт, и тогда образуется лужа. Осенью много луж, потому что выпадает много дождей. 5. Сравнение летних и осенних листьев. Материал. Летние и осенние листья различных деревьев и кустарников, карандаши, бумага. Ход опыта. Обследовать листья по различным признакам. Сравнить и составить пары. Определить, какому растению (дерево, кустарник) они принадлежат. Зарисовать. Вывод. Осенью листья меняют свой цвет.

Старшая группа

1. Где, чей колосок? Материал. Ёмкости с различными крупами, колоски злаков. Ход опыта. Определить, из каких злаков, какие крупы получились. Удостоверится в правильности в правильности вывода путём разбора колосков. Вывод. Крупы изготавливают из различных злаков. 2. Сравнение ржаного и пшеничного хлеба. Материал. Кусочки ржаного и пшеничного хлеба. Ход опыта. Определить внешние признаки, запах и вкус ржаного и пшеничного хлеба. Ход опыта. Определить внешние признаки, запах и вкус ржаного и пшеничного хлеба. Сравнить их. Вывод. Хлеб может различаться по внешнему виду, запаху и цвету. 3. Почему не падает дерево? Материал. Коробочка с песком, стебелёк (модель дерева) без корня, стебелёк с корнем. Ход опыта. Взять коробочку с песком. Поставить в неё модель дерева без корней, сильно подуть (стебелёк упадёт). Установить в коробочке с песком модель дерева с корневой системой, подуть с такой же силой (стебелёк выстоит). Вывод. Стебелёк устоял в ветреную погоду- ему помог корень. 4. Как расселяются деревья. Материал. Семена тополя, ясеня, клёна, сосны. Ход опыта. Взять семена и выпустить их из рук, слегка подуть. Вывод. Ветер помогает деревьям расселяться на новые места. 5. Сколько лет дереву. Материал. Спилы деревьев, лупа. Ход опыта. Рассмотреть спилы, сосчитать кольца. Определить кольца благоприятных и неблагоприятных лет, пережитых пожаров. Вывод. Число колец на стволе показывает, сколько лет дереву. 6. Обнаружение воздуха в различных объектах. Материал. Чашка с водой, соломинка для коктейля, ложечка, различные объекты (земля, камешки, губка, песок и т.п.) Ход опыта. Подуть в воду через соломинку; опустить в воду губку (и нажать на неё), камешек, горсть земли, песка и т.п. Вывод. Во всех случаях в воде появлялись пузырьки. Значит, воздух есть в различных объектах. 7. Обнаружение воздуха в пустом полиэтиленовом пакете. Материал. Полиэтиленовый пакет. Ход опыта. Взять в руки пакет и встряхнуть его, давая воздуху возможность наполнить его, закрутить края пакета. Вывод. Пакет раздулся, потому что он наполнен воздухом. 8. Обнаружение воздуха в пустой стеклянной банке. Материал. Стеклянная банка, кусочек пластилина, бумажная салфетка, чашка с водой. Ход опыта. Взять сухую салфетку, прикрепить её пластилином изнутри ко дну банки, перевернуть банку вверх дном и осторожно погрузить в воду. Затем поднять банку и сухой рукой достать салфетку. Вывод. Салфетка сухая: в банке был воздух, он не пускал в неё воду.

Подготовительная к школе группа

1. Сравнение ржаного и пшеничного хлеба. Материал. Кусочки ржаного и пшеничного хлеба, зёрна и колоски ржи и пшеницы. Ход опыта. Определить внешние признаки, запах, и вкус ржаного и пшеничного хлеба и сравнить их. Сравнить зёрна ржи и пшеницы, ржаные и пшеничные колоски. Вывод. Хлеб может различаться по внешнему виду, запаху и цвету. Зерна и колоски хлебных злаков также различаются. 2. Рассматривание в микроскоп зелёного листа, ногтя человека, волоска. Материал. Микроскоп, карандаши, бумага, исследуемые объекты. Ход опыта. Приготовить препараты зелёного листа, ногтя человека, волоска, рассмотреть их в микроскоп, зарисовать. Вывод. Живые объекты состоят из мелких частичек. 3. Сжимаемость воздуха. Материал. Воздушный шарик. Ход опыта. Надуть воздушный шарик и отпустить, не завязав его. Вывод. Воздух с силой вырывается из шарика; он был там сжат. 4. Расширение воздуха при нагревании. Материал. Воздушный шар, бутылка. Ход опыта. Заранее поставить бутылку в холодильник, в момент проведения опыта достать её, надеть шарик на горлышко и закрепить его. Через некоторое время шарик надуется. Вывод. Холодный воздух при нагревании расширяется. 5. Воздушный пресс. Материал. Длинная линейка, стол, газетный лист. Ход опыта. Положить линейку на край стола так, чтобы половина её свисала; сложить лист в четыре раза и положить на тот конец линейки, который лежит на столе. Стукнуть пальцем по свисающему концу линейки и наблюдать за поведением листа (он подскочит). Развернуть газетный лист и накрыть им лежащую на столе часть линейки. Повторить эксперимент (лист всего лишь чуть-чуть приподнимется). Вывод. Развернутому листу труднее преодолеть давление воздуха.

Согласитесь, описанные нами опыты не требуют сложного оборудования, абсолютно безопасны, просты в проведении, но позволяют познакомить детей с разными явлениями, порой скрытыми от нас.

Просмотров: 884
Категория: По направлениям » Для детского сада » Развитие интереса к познанию окружающего мира




Другие новости по теме:

  • Резеда Абузаровна Галиева. «Экспериментальная деятельность в детском саду» (научные опыты для детей, материал из опыта работы)
  • Пилипенко Ольга Владимировна. Описание педагогического опыта: «Художественно – речевое развитие детей с нарушением зрения путём интеграции различных видов деятельности»
  • Петренко Светлана Петровна. Из опыта работы 'Обобщение и распространение педагогического опыта в ГКДОУ №25'
  • Сорокина Наталия Ивановна. Материал к экологической конференции «Расширение представления у детей с ОНР о лекарственных растениях родного края»
  • Кинева Альбина Иосифовна. Консультация «Занимательный материал в развитии элементарных математических представлений дошкольников».
  • Руина Ольга Николаевна. Дидактический материал по сенсорному воспитанию для детей раннего возраста своими руками (цвет, форма, величина)
  • Андриянова Ольга Владимировна. Игры с песком для развития математических представлений детей старшей группы детского сада (материал к презентации)
  • Киреева Мария Александровна. Дидактический материал для ДОУ: дерево 'Времена года'
  • Белова Тамара Дмитриевна. Консультация из опыта работы. Изготовление игрушек-самоделок из различных материалов
  • Железнова Татьяна Юрьевна. Дидактический материал для детей по теме «Кто где живёт?» (предмет «Окружающий мир»)
  • Лукиных Елена Александровна. ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ ПО ОБУЧЕНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ ПРАВИЛАМ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
  • Михеева Евгения Михайловна. Дидактический материал по «формированию элементарных математических представлений через дидактические игры», для детей младшего возраста.
  • Зоя Филиппова. Цикл систематической работы по валеологии, перспективное планирование для детей среднего дошкольного возраста, методический и иллюстративный материал
  • Лилия Гасец. Дидактический материал о живописи для мотивации детей во время организации художественно-творческой деятельности, «Осень И.И.Левитана и «Осенняя песня» П.И. Чайковского»
  • Лилия Гасец. Наглядный дидактический материал о живописи для мотивации детей во время организации художественно-творческой деятельности 'Зимние пейзажи И.Грабаря и 'Декабрь' П. Чайковского'
  • Задохина Валентина Николаевна. Дидактический материал по сенсорному развитию для мелкой моторики рук в младшем возрасте.
  • Эргеева Галина Дмитриевна. ПРАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ ПО ДЕТСКОМУ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЮ.
  • Полякова Людмила Ивановна. Практический материал по автаматизации звуков
  • Шунько Елена. Материал к проведению праздника 9 мая
  • Курлапова Е.П.. Наглядный материал по ознакомлению детей с темой «Времена года».
  • Железнова Татьяна Юрьевна. Дидактический материал для детей по теме: 'Загадки'
  • Солоцкая Ольга Николаевна. Речевой материал для проведения коррекционно-развивающих занятий с дошкольниками с ТНР.
  • Севостьянова Елена Николаевна. Дидактический материал для детей младшего и среднего дошкольного возраста в картинках «Четвёртый лишний» (авторская работа)
  • Адиятова Гульшат Хамитовна. Материал для занятия или развлечения в подготовительной к школе группе. Времена года. Осень.
  • Смирнова Елена Алексеевна. Материал Проект 'Биологические часы'
  • Романова Анна Николаевна. «Бросовый материал в детском творчестве»
  • Анцифрова Татьяна Васильевна. Материал в помощь Деду Морозу.
  • Анна Мутовкина. Материал в помощь педагогам к занятиям по экологии
  • Железнова Татьяна Юрьевна. Дидактический материал для детей по теме: 'Занятие по рукоделию 'Стрекоза'
  • Кондратьева Галина Михайловна. Дидактический и речевой материал по развитию неречевых и речевых психических функций у детей 3-4 лет по лексической теме «Человек. Части тела»



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь