«Художественная речь открывает ребенку громадный мир вещей и звуков, красок и света, мир человеческих чувств и размышлений» К.И. Чуковский
В настоящее время дошкольные образовательные учреждения находятся на новом этапе развития, когда происходит пересмотр содержания дошкольного образования, наблюдается критическая ситуация в развитии речевой активности детей, что обусловлено рядом негативных факторов, влияющих на речевую функцию:
- существенное сужение объема «живого» общения родителей и детей;
- снижение интереса к чтению художественной литературы;
- пассивность детей в познавательной деятельности (ориентация на готовые задания);
- глобальное снижение уровня речевой и познавательной культуры в обществе.
В нашем дошкольном учебном заведении воспитываются дети, имеющие разную зрительную патологию (преимущественно, косоглазие и амблиопию).
Практически 80% детей дошкольного возраста с проблемами зрения имеют нарушения речи. Это объясняется тем, что формирование речи таких детей протекает в более сложных условиях, чем у зрячего ребенка.
У большей части наших воспитанников ограничен словарный запас, нарушена словарно-семантическая сторона речи, имеются грубые фонетико – фонематические нарушения, в значительной степени страдает внешнее оформление речи (выразительность, эмоциональность), связная речь отличается употреблением не более одно – двухсложных предложений, отсутствуют развернутые рассказы. Дети практически не используют в общении со взрослым и сверстником выразительные движения, жесты, мимику, редко улавливают изменение настроения партнера, поскольку нарушения зрения затрудняют восприятие выразительных движений и делают невозможным подражание действия и выразительным средством, используемым зрячими.
Изучая психолого-педагогическую и методическую литературу, я отметила для себя, что развитие речи дошкольников тесно связано с решением задач формирования художественно-речевой деятельности.
Данный вывод обусловил выбор моей углубленной темы: «Художественно-речевое развитие детей путем интеграции различных видов деятельности»
Анализ состояния проблемы по художественно-речевому развитию детей в практике работы современных дошкольных учебных заведений позволил мне определить задачи своей работы:
- формирование четкой, грамотной речи; восприятия произведений художественной литературы и фольклора в единстве содержания и формы; эстетических чувств, радости от знакомства с литературным творчеством; культуры речевого общения, являющейся частью воспитания культуры речи
- развитие умения пользоваться образными выражениями в разговорной речи; «чувства языка»; желания самому создавать сочинения (сказки, рассказы, стихи, загадки); коммуникабельности, умения общаться со взрослыми людьми и детьми в разных ситуациях
- воспитание любви и интереса к художественному слову, нравственно-эстетического отношения к персонажам литературного произведения, эмоционального отклика и умения давать оценку доступным произведениям искусства
- интеграция форм речевого развития во все виды деятельности.
В процессе использования в работе по развитию речи разнообразных форм художественно-речевого развития в нашей группе в соответствии с возрастными особенностями детей была создана предметно-игровая среда, включающая разнообразный дидактический материал: различные виды театров, которые делают сами дети с родителями; шапочки; иллюстративный материал; дидактические игрушки; костюмы персонажей сказок; куклы из нетрадиционных материалов и т.д.
Значимое место в предметно-развивающей среде группы занимает книжный уголок, в котором детская литература и иллюстрации выставляются в соответствии с лексической темой недели или каким-либо значимым событием. Также с учетом возрастной группы и в соответствии с памятными датами уголок обновляется портретами детских писателей и художников-иллюстраторов.
Художественно-речевая деятельность — это деятельность, возникающая у ребенка под влиянием литературного или фольклорного произведения. Она включает в себя восприятие детьми произведений художественной литературы и фольклора, ознакомление с простейшими литературными терминами, рассказывание, пересказ сказок, чтение наизусть стихотворений, потешек, освоение образной и выразительной речи и на этой основе возникновение начальных форм словесного творчества.
Знакомство малышей с народным творчеством начинаю с потешек, колыбельных песенок. Это первые художественные произведения, которые слышит маленький ребенок.
Дети взрослели, и я стала подбирать для них потешки с более сложным смыслом. Перед своими слушателями я ставила задачу не только запомнить потешку, эмоционально прочитать её, но и самим обыграть. Дети всей группой учились двигаться, говорить, как лисичка, заяц и др., в зависимости от того, о ком потешка. Далеко не все дети могли передать характер персонажа, но с каким интересом относились к нашему маленькому «театру»! И в нем вскоре появились свои незаменимые артисты.
Эффективным средством художественно-речевого развития детей являются театрализованные игры. Разнообразные театральные приемы широко использую на занятиях по развитию речи, чтению художественной литературы.
С целью художественно-речевого развития детей широко использую и в организованной деятельности, и в свободном речевом общении, пословицы и поговорки. Дети одеваются, напоминаю медлительному: «Семеро одного не ждут». Или замечаю, что кто-то оделся неаккуратно, говорю: «Поспешишь – людей насмешишь».
Во время прогулок пословицы помогают ребятам лучше понять различные явления, события.
С самого младшего возраста учу детей отгадывать загадки. Например: на стол выставляю несколько игрушек, для каждой подбираю загадку:
«Эта рыжая плутовка
Колобочка съела ловко» (Лиса)
«Идет мохнатый, идет бородатый, рожищами помахивает, бородище потряхивает, копытами постукивает» и др.
Дети легко отгадывают загадку, если загадываемый предмет находится перед глазами. Благодаря такой работе, более старшие дошкольники, уже самостоятельно могут загадать загадку об игрушке.
Так как в дошкольном возрасте преобладает наглядно-образная память, и запоминание носит в основном непроизвольный характер, то при заучивании стихотворений, обучении составлению рассказов, пересказах художественной литературы, отгадывании и загадывании загадок я использую мнемотаблицы.
Работая в старшей и подготовительной группах я много времени уделяю сказкам, которые не только читаю детям, но и рассказываю. Дети должны видеть лицо рассказчика, его эмоции, мимику. Это помогает понять содержание, отношение к её персонажам.
Еще одной формой работы, используемой мною, для художественно-речевого развития детей, является прослушивание сказок в грамзаписи, с последующим творческим воплощением их героев в детских рисунках и поделках.
Для развития интереса детей к книгам, знакомлю их с книжной графикой и творчеством художников-иллюстраторов: Е. Рачева, Ю. Васнецова, Е. Чарушина, В. Сутеева и др. Дети знакомятся с индивидуальной творческой манерой художников-иллюстраторов, учатся отличать выразительные средства, используемые художниками-иллюстраторами для передачи характера образов в творческой манере каждого художника, умение и желание создавать собственные книжки.
Художественно-речевое развитие старших дошкольников немыслимо без приобщения их к миру искусства. Поэтому в своей работе особое внимание я уделяю интегрированной организованной образовательной деятельности детей по речевому развитию и ознакомлению детей с искусством: рассматривание и беседы, составление описательных рассказов по репродукциям картин знаменитых художников, ознакомлению с их жизнью и творчеством. При этом использую нетрадиционные приемы и методы работы с картинами. В частности, прием «вхождения» в картину, где детям предлагается представить себя не месте какого-либо предмета или персонажа, изображенного на картине. Это учит переживать, будит детское воображение.
Образовательную деятельность по ознакомлению с искусством провожу в интеграции с изобразительной деятельностью.
Художественно-речевая деятельность формируется и в самостоятельной деятельности детей. В ходе такой деятельности обогащается речь, совершенствуются умения пересказа, выразительного чтения.
Результаты проводимой мною работы подтверждают целесообразность выбранного направления:
- речь детей становится связной, выразительной, расширяется их словарный запас;
- дети становятся более уверенными в себе, учатся преодолевать робость, сопереживать;
- охотно составляют рассказ или сказку на тему, выражают свои впечатления более ярко и образно;
- дети более уверенно используют невербальные средства общения (жесты, мимика, движения);
- у детей появился интерес к книге, театру, и искусству в целом.
Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что решение задач художественно-речевого развития дошкольников способствует развитию их творческих и интеллектуальных способностей, речевой культуры, формированию у дошкольников эмоционально-положительного отношения к окружающему миру, любовь к родному краю, к его истории, природе, труду людей, воспитанию таких качеств, как доброта, трудолюбие, взаимовыручка.
В ходе работы над темой, мною создана методическая копилка по образовательной деятельности детей младшего — старшего дошкольного возраста по ознакомлению их с художественной литературой, искусством; подобраны иллюстративный материал, дидактические игры, различные виды театров.
|