Носова Н.П, Карназеева Е.В.. Проект «Использование малых форм фольклора в самостоятельной художественно-речевой деятельности детей дошкольного возраста»

Проект «Использование малых форм фольклора в самостоятельной художественно-речевой деятельности детей дошкольного возраста»

Совместные проект: учителя-логопеда Носовой Н.П, музыкального руководителя Карназеевой Е.В.

Вид проекта: коммуникативно-творческий.

Продолжительность: короткосрочный (2 недели)

Участники проекта: музыкальный руководитель, учитель-логопед, воспитатели старшей и подготовительной группы, дети старшей и подготовительной группы, родители, педагоги ДШИ, детский фольклорный ансамбль «Горлица» и руководитель коллектива — Кулакова Т.А

 

Скачать конспект

Актуальность:

Знакомство с народными произведениями обогащает чувства и речь малышей, формирует отношение к окружающему миру, играет неоценимую роль во всестороннем развитии. Это целый мир — яркий, радостный, наполненный жизненной силой и красотой. Он соседствует с миром взрослых, но не подвластен ему и живет по своим законам в соответствии со своим ведением природы и человеческих отношений. Дети с живым интересом вглядываются в жизнь взрослых и охотно заимствуют их опыт, но видоизменяют и выкраивают приобретенное. И здесь невозможно переоценить роль фольклора, а в особенности его малых форм: песенок, потешек, поговорок, сказок, прибауток, закличек.

Поэтому решение проблемы развития самостоятельной художественно-речевой деятельности детей средствами малых форм фольклора на сегодняшний день имеет особую значимость.

Исследования психологов и практиков показывают, что устное народное творчество (народные песенки, потешки, пестушки) представляют собой прекрасный речевой материал, который можно использовать, как в организованной образовательной деятельности, так и в совместно-партнёрской деятельности детей дошкольного возраста.

В. А. Сухомлинский утверждал: «Сказки, песенки, потешки являются незаменимым средством пробуждения познавательной активности, самостоятельности, яркой индивидуальности».

Ценность фольклора заключается в том, что с его помощью взрослый легко устанавливает с ребёнком эмоциональный контакт, обогащает чувства и речь ребёнка, формирует отношение к окружающему миру, то есть играет полноценную роль во всестороннем развитии.

К сожалению, родители в наше время из-за сложных социальных условий и в силу занятости часто забывают о процессе развития речи своего ребенка, пускают его на самотек. Ребенок больше времени проводит за компьютером, чем в живом окружении. Вследствие этого, произведения народного творчества (колыбельные песни, пестушки, потешки) практически не используются.

Цель проекта: использование малых форм фольклора в развитии самостоятельной художественно-речевой деятельности детей дошкольного возраста.

Задачи проекта:

  • обучать родной речи с использованием малых форм фольклора
  • использовать малые формы фольклора не только во время занятий, но и в других режимных моментах
  • расширять словарный запас.
  • привлечь родителей к использованию малых форм фольклора в домашних условиях
  • расширять представление о традиционной культуре Тверского края;
  • пропагандировать использование краеведческого фольклорного материала в работе с детьми и родителями, педагогами;
  • использовать культурный потенциал города для развития художественно-речевой деятельности и патриотического воспитания дошкольников;
  • создать условия для формирования у педагогов личностных мотивов профессионального роста;
  • применять интерактивные формы для развития творчества детей и педагогов.

Задачи:

Социально-коммуникативное развитие: знакомство с потешками, песнями, пословицами, поговорками, играми и другими малыми жанрами фольклора имеет большое значение для воспитания у дошкольника дружелюбия, доброжелательности, чувства сопереживания.

  • воспитывать у детей дружелюбие, доброжелательность, чувства сопереживания
  • воспитывать любовь и уважительное отношение к своей семье, малой Родине и Отчизне.

Познавательное развитие: регулярное использование малых жанров фольклора в детском саду предполагает успешность общего развития дошкольника. Малые формы фольклора активизируют познавательное и умственное развитие, способствуют ознакомлению с окружающим миром.

  • развивать воображение и творческую активность
  • формировать первичные представления о себе, других людях, объектах окружающего мира.

Речевое развитие: малые формы фольклора всегда забавны и лаконичны. Они отлично развивают речевой слух ребёнка: умение слушать, различать звуки, близкие по звучанию, ритмичность и плавность речи, её интонацию и выразительность, улавливать повышение и понижение голоса.

  • развивать умение слушать
  • обогащать словарный запас
  • формировать грамматический строй речи
  • развивать монологическую и диалогическую речь.

Художественно-эстетическое развитие: песенки, приговорки, потешки – первые художественные произведения, которые слышит ребёнок. Они оказывают воздействие не только на разум, но и на чувства человека.

  • прививать любовь к народному творчеству
  • формировать умение передавать предметах народного быта, сувенирах, в рисунках и поделках красоту окружающего мира.

Физическое развитие: важную роль в воспроизведении малых жанров фольклора играет ритм. Речь детей сопровождается движением рук.

  • развивать мелкую моторику рук, координацию движений
  • овладевать подвижными играми с правилами.

Ожидаемые результаты проекта:

  • повышение интереса детей, родителей и педагогов к устному народному творчеству;
  • использование в речи детей малых фольклорных форм;
  • проявление доброжелательного отношения к окружающим, открытости к общению и сотрудничеству со взрослыми и сверстниками;
  • проявление интереса к различным видам игр, участию в совместных играх;

Возможности проекта для родителей и педагогов: повышение интереса к использованию малых форм фольклора для художественно-речевой деятельности детей дошкольного возраста в домашних условиях и на занятиях.

Этапы проекта

1этап – подготовительный

  • подбор методической литературы;
  • создание предметной среды;
  • подбор фольклорного материала;
  • подбор иллюстрированной литературы с фольклорными произведениями;
  • составление картотеки малых форм фольклора.

Для достижения цели подобрали фольклорный материал ко всем режимным моментам, была создана развивающая среда и использовался:

  • на занятиях по всем видам деятельности;
  • на прогулках и при наблюдениях за живыми объектами, транспортом;
  • во время проведения режимных моментов.
  • в процессе самостоятельной и совместной деятельности детей;
  • на специально организованных занятиях.

2этап – основной

  • Реализацию проекта осуществляла по двум направлениям: использование фольклора на занятиях и в свободной совместной деятельности, на методическом объединении педагогов.

Использовали фольклорные произведения на протяжении всего дня. Чтобы дети лучше запоминали фольклорный материал, старались применять их во всех режимных моментах, на занятиях. Эмоционально обыгрывались самые простые, обыденные ситуации. Рассматривали иллюстрации и повторяли знакомые. Для приобщения детей к народному творчеству и народной культуре, создала обстановку, обеспечивающую детям особый комплекс ощущений и эмоциональных переживаний. В уголок поместила предметы русского быта: печь, люльку, кухонную утварь, лапти. Ребятишкам было интересно покачать куклу в люльке, примерить лапти, попить чай из настоящего самовара, ведь детям этого возраста невозможно рассказать о предметах русского быта, им нужно самим потрогать, поиграть с ними. Основой связной речи, заключающей в себе различные языковые средства, является диалог. Чтобы разнообразить пребывание детей на свежем воздухе, опять прибегала к фольклору в совместных народных играх с детьми.

Провели итоговое мероприятие с педагогами на ГМО на тему «Творческие посиделки».

Проведено фольклорно-игровое мероприятие в нетрадиционной форме с родителями и детьми старшей и подготовительной групп. Дети и педагоги, родители в народных костюмах собрались в творческой гостиной на фоне русской избы. На совместных посиделках звучали песни, пословицы, отгадывались загадки, произносили скороговорки, играли на музыкальных инструментах, а также все стали участниками старинных игр «Воротца», «Ткачиха». Итогом мероприятия стало совместное чаепитие у русского самовара и угощениями: сладкими пышками, сушками и ароматным вареньем. Красочность и богатство зрительных образов, эмоциональный настрой помогли сохранить внимание детей, родителей до конца занятия. Родители получили положительный опыт в использовании различных форм фольклора в развитии детей. Свои впечатления и пожелания родители напечатали в статье местного издательства.

В результате работы над проектом:

  • Повысился интерес детей к устному народному творчеству.
  • Речь детей стала более выразительной, эмоциональной, разнообразной, увеличился словарный запас.
  • Дети знают и используют потешки, песенки, стишки, колыбельные в разных видах деятельности.
  • Появилось доброжелательное отношение к окружающим, открытость в общении и сотрудничестве со взрослыми и сверстниками.
  • Повысился интерес к различным видам народных игр, участию в совместных играх.
  • Родители с удовольствием разучивают с детьми потешки, прибаутки, стишки, считалки, объясняют детям их смысл.

Таким образом, этот проект показывает, что целенаправленное и систематическое использование малых форм фольклора помогает детям в развитии самостоятельно-речевой деятельности.

Используемая литература:

  • Бахвалова Н. И. Педагогический поиск новых форм работы по развитию речи через русский народный фольклор // Дошкольная педагогика, №8, 2008.
  • Мельников М. Н. Русский детский фольклор. — М.: Просвещение, 1987.
  • Интернет – ресурсы.
  • Фотоотчет.
Просмотров: 779
Категория: По направлениям » Для детского сада » Фольклорные занятия с детьми




Другие новости по теме:

  • Терещенко Наталья николаевна. «Формирование познавательно - речевой активности у детей раннего возраста посредством малых форм фольклора»
  • Касимова Лидия Александровна. Презентация «Развитие речи детей дошкольного возраста средствами различных форм фольклора»
  • Екатерина Кочнева. Использование малых фольклорных форм в коррекции речевого развития детей дошкольного возраста с ОНР.
  • Шадрина Екатерина Владиславовна. Влияние народного фольклора и сенсорного воспитания на развитие речевой деятельности детей 3 года жизни.
  • Ковальчук Валентина Николаевна. Консультация для родителей на тему: «РОЛЬ МАЛЫХ ФОЛЬКЛОРНЫХ ФОРМ В ЖИЗНИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА»
  • Ольга Ловикова. Малые формы фольклора как средство развития выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста
  • Михелева Надежда Сергеевна. Значение русского фольклора для развития речи детей младшего дошкольного возраста
  • Павленко Галина Павловна. Методические посиделки для педагогов «Развитие речи детей раннего возраста с использованием фольклора»
  • Ирина Юрьевна Зайцева. Методические рекомендации по проекту «МАЛЫЕ ФОРМЫ ФОЛЬКЛОРА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ И ОБОГАЩЕНИЯ СЛОВАРЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОНР»
  • Наталья Сураева-Королева. Интегрированное занятие на основе мордовского фольклора и нетрадиционных форм аппликации «Атякш» (петушок) для детей старшего дошкольного возраста
  • Приварина Жанна Анатольевна. Роль форм малого фольклора в автоматизации звукопроизношения у дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.
  • Айданалиева Айслу Наурсовна. Использование детского фольклора в развитии речи детей 2х – 3х летнего возраста
  • Евгения Чугунова. Роль фольклора в развитии связной речи у детей раннего возраста.
  • Толмачёва Оксана Владимировна. «Использование малых фольклорных жанров для развития речи детей»
  • Мигалева Марина Владимировна. Развитие речи детей младшего дошкольного возраста с использованием русского фольклора
  • Дугина Елена Витальевна. Консультация для родителей: Значение фольклора в развитии речи детей
  • Дашкевич Ирина Васильевна. Консультация для родителей 'Особенности понимания детьми малых фольклорных форм'
  • Кумаченко Наталья Анатольевна. «Роль фольклора в развитии речи детей»
  • Кокорева Любовь Васильевна. Роль фольклора в развитии детей раннего возраста.
  • Буданова Татьяна Николаевна. Использование малых фольклорных форм в первой младшей группе
  • Лышнова Надежда Ивановна. «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством фольклора»
  • Миронова Ольга Вячеславовна. Конспект организованной образовательной деятельности в старшей группе «Образ женщины — матери в скульптурах больших и малых форм в моей стране»
  • Бушукина Н.В. Варжина Н.В.. «Использование фольклора в двигательной активности детей младшего дошкольного возраста»
  • Лупачёва Лариса Борисовна. «СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД К РАБОТЕ ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ФОЛЬКЛОРА НА ЗАНЯТИЯХ ПО МУЗЫКАЛЬНО-ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
  • Бувалина Елена Викторовна. Описание опыта инновационной педагогической деятельности по теме: «Развитие художественно — творческих способностей детей через использование нетрадиционных форм художественного труда в процессе познания окружающего мира»
  • Данилова Ольга Николаевна. Роль декоративно — прикладного искусства и народного фольклора в развитии творческих способностей детей
  • Бисиркина Татьяна Алексеевна. Использование народного фольклора в повседневной жизни детей раннего возраста.
  • Севастьянова Евгения Валерьевна. Статья на тему «Развитие речи детей раннего возраста посредством фольклора»
  • Максименко Наталья Александровна. «РАЗВИТИЕ МУЗЫКАЛЬНЫХ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ МУЗЫКАЛЬНОГО ФОЛЬКЛОРА»
  • Ибрагимова Миляуша Ринатовна. Консультация для родителей 'Роль фольклора в воспитании детей'



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь