Приварина Жанна Анатольевна учитель-логопед высшей квалификационной категории МБДОУ детского сада общеразвивающего вида №10 «Ёлочка» г.о. Озеры, Московская области
Воспитание чистой речи у детей дошкольного возраста – задача общественной значимости. Существует много средств устранения недостатков речи (игры, упражнения, художественные произведения и другие). Малые фольклорные жанры одни из них.
Знакомство детей с фольклорными жанрами происходит с ранних лет. Фольклор интересен своей яркой, доступной, понятной детям формой. Повторяя вместе с педагогом стихи, потешки, скороговорки у детей развивается воображение, обогащается речь, эмоции. Упражняются органы артикуляции.
Первое большое собрание скороговорок, помещенных в специальный отдел, опубликовал в своем хрестоматийном труде В. Даль (1862). Он и попытался ввести в научный язык народную терминологию ( «прибаутки», «скороговорки» и др.).
Анализ скороговорок, собранных В. Далем, показывает, что их диапазон необычайно широк. Скороговорки бывают короткие и длинные, рифмованные и нерифмованные, сюжетные и бессюжетные, логичные и абсурдные, с повторами и без повторов, «построенные» на одном звуке и на сочетаниях звуков, доступные детскому восприятию и не рассчитанные на него. Немногие жанры литературы могут состязаться со скороговорками в подобном разнообразии.
Не установлено точное время появления скороговорок, но очевидно, что они возникли в глубокой древности. Об этом говорит содержание ряда текстов.
Интересна эволюция термина «скороговорка» в разных изданиях «Словаря русского языка» С. Ожегова. Если в издании 1978 года дается следующее определение: «Искусственно, ради забавы придуманная фраза с труднопроизносимым подбором звуков, которую нужно произнести, быстро, не запинаясь», то уже в 1990 внесена важная поправка: «Скороговорка — специально придуманная фраза с труднопроизносимым подбором звуков, быстро проговариваемая шуточная прибаутка». Обратите внимание — исчезли слова «ради забавы придуманная». Это связано, в частности, с тем, что скороговорки взяли на вооружение логопеды и новые тексты разрабатываются не для забавы, а для коррекции и совершенствования речевого аппарата детей.
В наши дни логопеды широко используют скороговорки для автоматизации и дифференциации звуков в произношении детей.
Вот пример народной скороговорки на автоматизацию звука [Р]; здесь этот звук в каждом слове:
На дворе трава,
На траве дрова.
Следующая скороговорка — подлинный шедевр дифференциации звуков [Р] и [Л].
Карл у Клары украл кораллы,
А Клара у Карла украла кларнет.
Этот текст идеален: в каждом слове присутствуют звуки [Р] и [Л].
Дошкольный возраст является наиболее благоприятным для окончательного становления всех звуков родного языка. Всякое отступление от правильного произношения в возрасте свыше 5 лет. Поэтому именно в этот период необходимо особенно серьезно следить за произношением детей и вовремя предупреждать нарушения произношения.
Исследователями детской речи и практическими работниками отмечено значение правильного произношения звуков для формирования полноценной личности ребенка и установления социальных контактов, для подготовки к школе. Ребенок с развитой речью легко вступает в общение со взрослыми и сверстниками, понятно выражает свои мысли и желания. Речь с дефектами произношения, наоборот, затрудняет взаимоотношения с людьми, задерживает психическое развитие ребенка и развитие других сторон речи.
Привлекая детей своей формой, яркими поэтическими образами средства малого фольклора вызывают у детей положительные эмоции, которые повышают эффективность работы, направленной на формирование ПРАВИЛЬНОГО звукопроизношения. Делают речь детей более выразительной, яркой
Таким образом, с помощью различных форм фольклора можно более успешно решать задачу по коррекции звукопроизношения и наряду с основными методами и приемами речевого развития дошкольников можно и нужно использовать этот богатейший материал словесного творчества народа.
|