Приварина Жанна Анатольевна. Роль форм малого фольклора в автоматизации звукопроизношения у дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.

Роль форм малого фольклора в автоматизации звукопроизношения у дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.

Приварина Жанна Анатольевна учитель-логопед высшей квалификационной категории МБДОУ детского сада общеразвивающего вида №10 «Ёлочка» г.о. Озеры, Московская области

Воспитание чистой речи у детей дошкольного возраста – задача общественной значимости. Существует много средств устранения недостатков речи (игры, упражнения, художественные произведения и другие). Малые фольклорные жанры одни из них.

Знакомство детей с фольклорными жанрами происходит с ранних лет. Фольклор интересен своей яркой, доступной, понятной детям формой. Повторяя вместе с педагогом стихи, потешки, скороговорки у детей развивается воображение, обогащается речь, эмоции. Упражняются органы артикуляции.

 

Первое большое собрание скороговорок, помещенных в специальный отдел, опубликовал в своем хрестоматийном труде В. Даль (1862). Он и попытался ввести в научный язык народную терминологию ( «прибаутки», «скороговорки» и др.).

Анализ скороговорок, собранных В. Далем, показывает, что их диапазон необычайно широк. Скороговорки бывают короткие и длинные, рифмованные и нерифмованные, сюжетные и бессюжетные, логичные и абсурдные, с повторами и без повторов, «построенные» на одном звуке и на сочетаниях звуков, доступные детскому восприятию и не рассчитанные на него. Немногие жанры литературы могут состязаться со скороговорками в подобном разнообразии.

Не установлено точное время появления скороговорок, но очевидно, что они возникли в глубокой древности. Об этом говорит содержание ряда текстов.

Интересна эволюция термина «скороговорка» в разных изданиях «Словаря русского языка» С. Ожегова. Если в издании 1978 года дается следующее определение: «Искусственно, ради забавы придуманная фраза с труднопроизносимым подбором звуков, которую нужно произнести, быстро, не запинаясь», то уже в 1990 внесена важная поправка: «Скороговорка — специально придуманная фраза с труднопроизносимым подбором звуков, быстро проговариваемая шуточная прибаутка». Обратите внимание — исчезли слова «ради забавы придуманная». Это связано, в частности, с тем, что скороговорки взяли на вооружение логопеды и новые тексты разрабатываются не для забавы, а для коррекции и совершенствования речевого аппарата детей.

В наши дни логопеды широко используют скороговорки для автоматизации и дифференциации звуков в произношении детей.

Вот пример народной скороговорки на автоматизацию звука [Р]; здесь этот звук в каждом слове:

На дворе трава,

На траве дрова.

Следующая скороговорка — подлинный шедевр дифференциации звуков [Р] и [Л].

Карл у Клары украл кораллы,

А Клара у Карла украла кларнет.

Этот текст идеален: в каждом слове присутствуют звуки [Р] и [Л].

Дошкольный возраст является наиболее благоприятным для окончательного становления всех звуков родного языка. Всякое отступление от правильного произношения в возрасте свыше 5 лет. Поэтому именно в этот период необходимо особенно серьезно следить за произношением детей и вовремя предупреждать нарушения произношения.

Исследователями детской речи и практическими работниками отмечено значение правильного произношения звуков для формирования полноценной личности ребенка и установления социальных контактов, для подготовки к школе. Ребенок с развитой речью легко вступает в общение со взрослыми и сверстниками, понятно выражает свои мысли и желания. Речь с дефектами произношения, наоборот, затрудняет взаимоотношения с людьми, задерживает психическое развитие ребенка и развитие других сторон речи.

Привлекая детей своей формой, яркими поэтическими образами средства малого фольклора вызывают у детей положительные эмоции, которые повышают эффективность работы, направленной на формирование ПРАВИЛЬНОГО звукопроизношения. Делают речь детей более выразительной, яркой

Таким образом, с помощью различных форм фольклора можно более успешно решать задачу по коррекции звукопроизношения и наряду с основными методами и приемами речевого развития дошкольников можно и нужно использовать этот богатейший материал словесного творчества народа.

Просмотров: 517
Категория: По направлениям » Для детского сада » Фольклорные занятия с детьми




Другие новости по теме:

  • Вяземская Дионисия. Скороговорки на автоматизацию звуков
  • Безрукова Ольга Федоровна. «Методические разработки по развитию связной речи на этапе автоматизации поставленных звуков у детей среднего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня речевого развития».
  • Марина Михайловна Комелькова. Конспект занятия по постановке правильного произношения звука в средней группе.. Тема: Воспитание правильного произношения звука «с».
  • Морозова Карина Анатольевна. Конспект НОД в подготовительной группе компенсирующей направленности (для детей с нарушениями речи) по дифференциации звуков «С» и «Ш».
  • Доронова Н. Н. Овчинникова Е.А.. Конспект логопедического занятия для подгруппы детей 6-7 лет с ОНР-3 Тема: «Автоматизация произношения звуков [р], [л]
  • Назарова Наталья Сергеевна. Современные интерактивные формы работы при автоматизации звуков у детей с тяжёлыми нарушениями речи
  • Наделяева Галина Анатольевна. Сборник скороговорок 'Веселые скороговорки'
  • Магомедова Г. Р.. Конспект индивидуального занятия для детей 5-6 лет по автоматизации и дифференциации звуков [С] и [Ш] в словах и фразах «Путешествие Сони и Шпули»
  • Кувшинчикова Ольга Владимировна. «Игры и упражнения по автоматизации звуков у детей с речевыми нарушениями»
  • Ткаличева Галина Владимировна. Конспект индивидуального занятия по формированию правильного звукопроизношения. Тема занятия: «Дифференциация звуков [С] – [Ш] в словах и предложениях».
  • Касимова Лидия Александровна. Презентация «Развитие речи детей дошкольного возраста средствами различных форм фольклора»
  • Марьенкина Лидия Александровна. Словесно-дидактические игры для развития словарного запаса, автоматизации звуков «ш» через формирование и расширение «семантического поля» слова, развитие валентностей слов, функции словоизменения.
  • Приварина Жанна Анатольевна. Особенности формирования звукопроизношения у дошкольников с ФФНР
  • Тюнина Валентина Анатольевна. Дидактические игры на закрепление навыка дифференциации звуков С-Ш
  • Елена Николаевна Левьяш. Конспект подгрупповой НОД с воспитанниками 6-7 лет по коррекции звукопроизношения «Дифференциация звуков [р-л] в слогах, словах, предложениях» (лексическая тема «Дикие животные»)
  • Шутка Жанна Ярославовна. «Развиваем речь с помощью скороговорок»
  • Михелева Надежда Сергеевна. Значение русского фольклора для развития речи детей младшего дошкольного возраста
  • Аликина Тамара Ивановна. Занятие по обучению грамоте с элементами лексико-грамматических категорий для детей подготовительной к школе группы с тяжелыми нарушениями речи Тема: Дифференциация звуков Ф – ФЬ.
  • Деш Оксана Владимировна. «Взаимосвязь правильного речевого дыхания в развитии речи у детей дошкольного возраста»
  • Ирина Юрьевна Зайцева. Методические рекомендации по проекту «МАЛЫЕ ФОРМЫ ФОЛЬКЛОРА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ И ОБОГАЩЕНИЯ СЛОВАРЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОНР»
  • Мигалева Марина Владимировна. Развитие речи детей младшего дошкольного возраста с использованием русского фольклора
  • Веденина Екатерина Николаевна Лихолетова Татьяна Викторовна Кудасова Дина Владимировна. Формирование правильного звукопроизношения и развитие мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста
  • Бобохян Сусанна. СТАТЬЯ НА ТЕМУ: «Взаимодействие логопеда с родителями в ходе коррекции звукопроизношения в группе компенсирующего вида». Особенности звукопроизношения у детей дошкольного возраста: научный аспект
  • Лошковых Марина Алексеевна. ОСОБЕННОСТИ КОРРЕКЦИИ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ У ДЕТЕЙ СО СТЁРТОЙ ФОРМОЙ ДИЗАРТРИИ.
  • Ирина Ильиных. Логоритмическое занятие. Закрепление правильного произношения звука «П».
  • Лоскутова Яна Петровна. «Дидактические упражнения с использованием чистоговорок на автоматизацию звуков «С», «Сь» во время индивидуальных занятий с детьми с ЗПР»
  • Ольга Ловикова. Малые формы фольклора как средство развития выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста
  • Суркова Марина Яковлевна. Картотека по дифференциации звуков Ж-З
  • Кумаченко Наталья Анатольевна. «Роль фольклора в развитии речи детей»
  • Пугина Надежда Викторовна. МАСТЕР-КЛАСС ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ: «Формирование правильного звукопроизношения у детей дошкольного возраста посредством артикуляционной гимнастики»



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь