Бобохян Сусанна. СТАТЬЯ НА ТЕМУ: «Взаимодействие логопеда с родителями в ходе коррекции звукопроизношения в группе компенсирующего вида». Особенности звукопроизношения у детей дошкольного возраста: на

СТАТЬЯ НА ТЕМУ: «Взаимодействие логопеда с родителями в ходе коррекции звукопроизношения в группе компенсирующего вида». Особенности звукопроизношения у детей дошкольного возраста: научный аспект

Аннотация. В статье раскрываются особенности развития звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста

Ключевые слова: звукопроизношение, формирование звукопроизношение в дошкольном возрасте. Изучением развития речи у дошкольников занимались: А.Н. Гвоздев, А.Н. Леонтьев, Р.Е. Левина, Т.Б. Феличева.

В исследованиях П.К. Анохина, А.Н. Леонтьева, А.Р. Лурии и др. ученых установлено, что основной психической функцией являются не отдельные центры, а сложные функциональные системы, которые расположены в разных областях центральной нервной системы.

А.Н. Гвоздев доказал, что ранее всех звуков в развитии речи ребенком усваиваются в первую очередь взрывные (п), (т), (к), что и говорит о большей их функциональной значимости по сравнению с щелевыми.

 

Р.Е. Левина, на основе психологического изучения речи детей, пришла к мнению, что фонематическое восприятие является важным компонентом для полноценного усвоения звуковой стороны речи.

В русском языке насчитывается 42 фонемы или звука речи. По способу образования фонемы делятся на гласные и согласные. Гласных звуков 6, согласных 36. Для гласных звуков при фонации характерны вибрация голосовых связок и свободное прохождение струи выдыхаемого воздуха через ротовую полость. При произнесении согласных звуков струя выдыхаемого воздуха встречает препятствие в ротовой полости в виде смычек, щелей, образованных речевыми органами. При образовании одних согласных звуков преграды сочетаются с фонацией, при образовании других фонация отсутствует.

В период формирования речь маленьких детей характеризуется недостатками звукопроизношения. Причинами являются неполное развитие движений органов артикуляционного аппарата (языка, губ, мягкого неба, нижней челюсти), а также несформированность фонематического слуха.

Поэтому дети к началу дошкольного возраста, хоть и овладевают речью в значительной степени, она по звучанию недостаточно чиста и ясна. Дошкольниками неправильно может произносится любой согласный звук. Однако, реже всего нарушаются звуки [м], [н], [т], [п], т.к. они просты по способу артикуляции и не требуют дополнительных движений языка.

Обычно нарушается произношение сложных по артикуляции звуков, а именно:

  1. свистящих ([с], [з], [ц]);
  2. шипящих ([ш], [ж], [ч], [щ]);
  3. сонорных ([р], [л]).

Выделяют виды нарушений звукопроизношения в пределах одного слова, которые часто встречаются в речи детей дошкольного возраста:

  1. отсутствие звука:
  2. искажение звука;
  3. замена звука;
  4. смешение звуков.

В речи отсутствие звука характеризуется выпадением фонемы в начале слова (например, вместо слова рыбка ребенок говорит «ыбка»), в середине (мороз – «мооз») или в конце слова (топор – «топо»).

Искажение звука проявляется в произношении вместо правильного звука того звука, которого нет в фонетической системе родного языка, например:

  1. вместо звука [р] произносится, образующийся при колебании разных участков мягкого неба велярный [р], или увулярный [р], при образовании которого вибрирует маленький язычок (продолжение мягкого неба);
  2. межзубное произношение звука [с], при образовании которого кончик языка располагается не за нижними резцами, как при правильном произношении звука [с], а между верхними и нижними резцами;
  3. двугубное произношение звука [л], образующееся при смыкании или сближении обеих губ.

Замены звуков могут быть разнообразными:

  1. замена фонем одинаковых по способу образования, но разных по месту артикуляции (например, «такот» вместо каток, «дора» вместо гора);
  2. замена звуков идентичных по месту артикуляции, но различных по способу образования (например, «тено» вместо сено, «том» вместо сом);
  3. замена звуков одинаковых по способу образования, но разных по участию органов речи (например, «фушки» вместо сушки, «фумка» вместо сумка);
  4. замена звонких звуков глухими (например, «туточка» вместо дудочка, «шмурки» вместо жмурки);
  5. замена глухих звонкими звуками (например, «бочка» вместо почка, «гамень» вместо камень);
  6. замены твердых звуков мягкими и мягких твердыми (наример, «рядость» вместо радость, «сыто» место сито).

Смешение звуков выражается в том, что ребенок путает звуки речи, умея их правильно произносить (например, произносит «суба» вместо шуба и тут же «шапоги» вместо сапоги) [2, с. 40].

Фонетические нарушения звуков делятся на следующие группы:

  1. сигматизмами называются фонетические нарушения свистящих и шипящих звуков ([с], [с"], [з], [з"], [ц], [ш], [ж], [ч], [щ]), а парасигматизм замена этих звуков;
  2. ламбдацизмами называются фонетические нарушения звуков [л] и [л"], а замена этих звуков – параламбдацизм;
  3. ротацизмами называются фонетические нарушения звуков [р] и [р"], а их замена называется параротацизм;
  4. йотацизмами называются фонетическое нарушение звука [j], а замена этого звука называется парайотацизм;
  5. каппацизмами называются фонетические нарушения звуков [к] и [к"], а замена этих звуков называется паракаппацизм;
  6. гаммацизм – это фонетические нарушения звуков [г] и [г"], замена этих звуков называется парагаммацизм;
  7. хитизм – это фонетические нарушения звуков [х] и [х"], а парахитизм замена этих звуков [3, с. 34].

Полностью процесс овладения системой фонем завершается у ребенка к 4-5 годам, когда детьми все звуки речи различаются на слух и правильно произносятся.

Методику работы с детьми дошкольного возраста помогает определить знание форм нарушений звукопроизношения. Основной акцент при фонематических нарушениях делается на развитие речевого слуха и фонематического слуха. При фонетических нарушениях большое внимание уделяется развитию артикуляционного аппарата мелкой и общей моторики. Логопед должен определить методику обучения дошкольника правильному произношению, который был бы для него более эффективным. Положительный результат достигается при всех видах нарушений звукопроизношения при условии правильно организованной логопедической работы.

Логопедические занятия должны проводиться не менее 3 раз в неделю, регулярно. Необходимы домашние занятия, которые проводятся родителями по заданию логопеда. Их следует проводить в виде кратковременных упражнений ежедневно от 5 до 15 минут, 2-3 раза в течении дня. Для того, чтобы преодолеть недостатки произношения широко применяется дидактический материал. От степени сложности дефекта, индивидуальных и возрастных особенностей ребенка, а также регулярности занятий, помощи со стороны родителей зависят сроки преодоления дефектов произношения. Недостатки произношения у детей дошкольного возраста преодолеваются в более короткие сроки, чем у детей школьного возраста, а у младших школьников — быстрее, чем у старших.

Логопедическое воздействие осуществляется поэтапно. На каждом из этапов решается подчиненная общей цели определенная педагогическая задача.

Этапы логопедического воздействия:

I. подготовительный этап;

II. этап формирования первичных произносительных умений и навыков;

III. этап формирования коммуникативных умений и навыков.

I. Подготовительный этап. Цель – включить ребенка в целенаправленный логопедический процесс. На данном этапе идет работа над развитием слухового внимания и фонематического восприятия несформированных звуков. Также проводится комплекс артикуляционных упражнений для подготовки органов артикуляции к постановке нарушенных звуков [4, с.99].

II. Этап формирования первичных произносительных умений и навыков. Цель данного этапа — сформировать у ребенка первоначальные умения правильного произнесения звука с помощью специально подобранного речевого материала. Задачами являются: постановка звуков (по подражанию, с механической помощью, смешано), автоматизация звуков в слогах, в словах, в предложениях или формирование навыков правильного их использования в речи, а также дифференциация звуков, т.е. умение отбирать звуки, не смешивая их между собой.

III. Этап формирования коммуникативных умений и навыков. Целью данного этапа является — сформировать у ребенка умения и навыки безошибочного употребления звуков речи во всех ситуациях общения. На логопедических занятиях широко используются тексты, творческие упражнения, применяются различные виды и формы речи, а также подбирается материал, насыщенный теми звуками, которые у ребенка были несформированны [4, с. 86].

Специфика коррекции звукопроизношения зависит от особенностей строения артикуляционного аппарата, интеллектуального развития логопата, его целеустремленности, психических особенностей личности. Для исправления звукопроизношения, а также для контроля за формированием нарушенных звуков к логопеду можно обращаться в любом возрасте, начиная с 4-х лет.

Таким образом, различают виды нарушения звукопроизношения, а именно: пропуски, замены, искажения и смешение звуков. Для того, чтобы исправить нарушенный звук выделяют этапы логопедической коррекции звукопроизношения: постановка звука, автоматизация звука в слогах, в словах, в предложениях, а также дифференциация звука и введение звука в речь. Чем младше ребенок, который нуждается в коррекции звукопроизношения, тем быстрее можно добиться нужного результата.

Литература:

  1. Схема логопедического обследования ребенка с общим недоразвитием речи (от 4 до 7 лет) / Сост. Н.В. Серебрякова, Л.С. Соломаха // Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения. — СПб.: Детство – пресс. 2001. —.56.
  2. Соловьева Л. Г. Особенности коммуникативной деятельности детей с общим недоразвитием речи //Дефектология. — 2006. — № 1. – с.66.
  3. Струнина Е.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004. – с. 34
  4. Теплов Б.М. Проблемы индивидуальных различий. — М. 2005. – с.99.
Просмотров: 328
Категория: По направлениям » Для детского сада » Занятия по логопедии




Другие новости по теме:

  • Елена Николаевна Левьяш. Конспект подгрупповой НОД с воспитанниками 6-7 лет по коррекции звукопроизношения «Дифференциация звуков [р-л] в слогах, словах, предложениях» (лексическая тема «Дикие животные»)
  • Безрукова Ольга Федоровна. «Методические разработки по развитию связной речи на этапе автоматизации поставленных звуков у детей среднего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня речевого развития».
  • Ткаличева Галина Владимировна. Конспект индивидуального занятия по формированию правильного звукопроизношения. Тема занятия: «Дифференциация звуков [С] – [Ш] в словах и предложениях».
  • Галина Котова. Автоматизация звуков (Р), (РЬ) в словах, предложениях, связной речи.
  • Сошникова Лариса Валериевна. Индивидуальное занятие на тему; Звуки «ш», «р» П. Г. Постановка звука «ш», автоматизация звука «р» в слогах, словах и чистоговорках. Использование артикуляционного массажа в занятии.
  • Чурикова Ольга Николаевна. Методическое сопровождение к использованию логопедического тренажера «Дифференциация звуков ш-ж в речи» в коррекционно-логопедической работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи в группе компенсирующей направленности
  • Галина Котова. Комбинированное занятие по произношению, развитию речи и грамоте. Тема: дифференциация звуков «З» - «Ж»
  • Назарова Наталья Сергеевна. Современные интерактивные формы работы при автоматизации звуков у детей с тяжёлыми нарушениями речи
  • Деш Оксана Владимировна. Конспект индивидуального логопедического занятия на тему: «Дифференциация поставленных звуков в слогах, словах, предложениях»
  • Александрова Оксана Васильевна Малева Наталья Владимировна. Конспект открытого логопедического занятия по воспитанию звуковой культуры речи в подготовительной группе Тема: «Автоматизация звуков [р] и [р’] в слогах, простых словах «Поездка в деревню»
  • Доронова Н. Н. Овчинникова Е.А.. Конспект логопедического занятия для подгруппы детей 6-7 лет с ОНР-3 Тема: «Автоматизация произношения звуков [р], [л]
  • Скороход Ирина Александровна. Конспект подгруппового логопедического занятия по коррекции звукопроизношения, Автоматизация звука /з/ в словах и предложениях. Тема: «В гости к сказке».
  • Дульцева Анна Сергеевна. Мультимедийное игровое занятие по теме : «Звуковая культура речи: дифференциация звуков [л]-[р]»
  • Морозова Карина Анатольевна. Конспект НОД в подготовительной группе компенсирующей направленности (для детей с нарушениями речи) по дифференциации звуков «С» и «Ш».
  • Аксёнова Ирина Александровна. Конспект подгруппового занятия в подготовительной группе на тему: «Автоматизация звуков [Р], [Р'] в связной речи по лексической теме «Весна»
  • Аликина Тамара Ивановна. Занятие по обучению грамоте с элементами лексико-грамматических категорий для детей подготовительной к школе группы с тяжелыми нарушениями речи Тема: Дифференциация звуков Ф – ФЬ.
  • Жданова Галина Ильинична. Конспект НОД по звуковой культуре речи в старшей группе Тема: «Волшебный мир звуков (З-С)»
  • Новицкая Альбина Константиновна. Дифференциация звуков и букв Р-Л в произношении и на письме Тема: «Путешествие в страну согласных»
  • Коньшина Татьяна Николаевна. Дидактический материал при изучении согласных звуков дошкольниками
  • Бондаренко Ольга Николаевна. Конспект итоговой НОД по обучению грамоте. «Путешествие в страну гласных звуков и букв» (для детей старшего дошкольного возраста)
  • Штыкина Лариса Валерьевна. Конспект логопедического занятия со старшими дошкольниками «Дифференциация шипящих звуков»
  • Аксёнова Ирина Александровна. Консультация для родителей. Комплекс артикуляционных упражнений для постановки шипящих звуков.
  • Марина Михайловна Комелькова. Конспект занятия по постановке правильного произношения звука в средней группе.. Тема: Воспитание правильного произношения звука «с».
  • Грищенко Марина Владимировна. Конспект занятия по формированию фонематических представлений у детей старшей логопедической группы (ОНР) «Путешествие в Страну Гласных Звуков»
  • Марьенкина Лидия Александровна. Словесно-дидактические игры для развития словарного запаса, автоматизации звуков «ш» через формирование и расширение «семантического поля» слова, развитие валентностей слов, функции словоизменения.
  • Гурлова Юлия Сергеевна. Конспект подгруппового логопедического занятия: «Дифференциация звуков [С]-[Ш] и [З]-[Ж]» с элементами логопедической ритмики.
  • Левченко Ольга Сергеевна. Консультация для родителей «Как закрепить правильное произношение звуков»
  • Абрамовских Елена Викторовна. Конспект комплексного подгруппового логопедического занятия в подготовительной группе для детей с ФФН по теме: «Дифференциация звуков «Р – Л».
  • Горшкова Анна Олеговна. Логопедическая зарядка для гласных звуков для детей от 4 до 7 лет
  • Шорникова Наталья Александровна. Конспект логопедического занятия на тему: «Закрепление навыков произношения звука [ш] в разговорной речи».



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь