Подготовила учитель-логопед МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №62» Морозова К.А.
Цель: закрепить навыки произношения звуков «С» и «Ш» в слогах, словах и фразах. Развивать фонематическое восприятие, формировать элементарные навыки звукового анализа и синтеза. Совершенствовать процессы мышления, внимания, памяти. Развивать интонационную выразительность речи. Воспитывать интерес к логопедическим занятиям.
Словарная работа: верный друг, пучеглазка, мышелова.
Интеграция образовательных областей: «Здоровье», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы».
Ход НОД.
1. Оргмомент.
-Какое время на улице?
-Какие признаки осени можно наблюдать?
2. Артикуляционная гимнастика.
Наш язык похож на лист
Что слетел с берёзы вниз,
Язык широкий, мягкий, плоский…
(широкий, расслабленный язык удерживать неподвижно
на нижней губе 5-7сек.)
Прыгают по мягким листьям
Зайцы, белочки и лисы. (покусать широкий язык зубами)
Листья высохли, свернулись,
Краешки их вверх загнулись (упр. «Чашечка»)
В лужах листья там и тут,
Словно лодочки плывут. ( «Чашечка» вперёд-назад).
Ветер листья подхватил,
Поднял вверх, подул, завыл. (Произносить: ш-ш-ш.)
В листьях ветер шелестит:
То свистит он, то шуршит. (произносить звуки «ш» и «с»).
3. Сравнение звуков «С» и «Ш» по артикуляционным и акустическим признакам.
4. Поочерёдное произношение звуков «С» и «Ш» с использованием сигнальных карточек.
5. Произношение звуков в слогах. «Скажи наоборот»:
Ша-са ас-аш
Шо-со ос-ош
Шу-су ус-уш
Ши-сы ыс-ыш
6. Развитие фонематического восприятия. Работа с перфокартами. Выделение звуков из слов, зарисовка звуков «С» и «Ш» условными обозначениями.
7. Произношение звуков в словах, фразах.
Дидактическая игра «Встречаем гостей». Предложить детям догадаться, кому из животных могут принадлежать такие харектеристики:
Ем бананы Сборщица мёда
Верный друг Зелёная пучеглазка
Мышеловка Большие ушки
Логопед выкладывает картинки с изображениями: мартышка, собака, кошка, лягушка, слон. Дети определяют по произношению какой звук слышится в словах.
Дидактическая игра «Кто выше?»
Расставить картинки животных в ряд, с учётом их реальной величины.
Действия сопровождаются следующими фразами: «Лягушка выше мышки. Кошка выше мышки и лягушки.»
Дидактическая игра «Миска с кашей».
Миска с кашей у мишки. Миска с кашей у собаки.
8. Рассказывание сказки с картинками.
Жили-были поживали,
Никаких забот не знали…
(картинки: собака, кошка, мышка, свинья)
Скучно было им без дела.
Тут-то к ним и прилетела…
(кукушка, сорока)
Принесла им приглашенье
На весёлый день рожденья
(лиса, лягушка).
КАК подружки были рады!
Стали примерять наряды…
(шапка, сарафан, самовар, шуба).
9. Логопедический фокус «Волшебный шоколад».
Логопед показывает картинки: крыса, миска, каска, усы. Если все эти слова угостить ш-ш-шоколадом, вместо звука «С» в них появится звук «Ш»: крыша, мышка, кашка, уши.
10. Итог занятия.
|