- Доронова Н. Н. учитель-логопед МБДОУ д/с №8 «Салют» г. Смоленск
- Овчинникова Е.А. учитель-логопед СОГБУ ЦПМСС детей и семей г. Смоленск
Аннотация. В статье представлено занятие для детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи III уровня, направленное на закрепление правильного произношения звуков [р, л], обучение детей связной речи с использованием условных заместителей (схема, план), развитие фонематического слуха.
Ключевые слова: дети с общим недоразвитием речи III уровень, звуки [р, л], транспорт.
Дети с речевыми нарушениями имеют трудности в связной монологической речи. В ходе предлагаемого занятия формируется умение составлять рассказы с помощью схемы, плана.
Цель: Закреплять правильное произношение звуков [р], [л] в процессе изучения темы «Транспорт»
Задачи:
Коррекционно – обучающие:
- учить детей связной монологической речи с использованием условных заместителей (схема, план)
- продолжать учить правильно употреблять глаголы с приставками.
Коррекционно – развивающие:
- развивать фонематический слух
- закреплять умение находить место звука в слове
- совершенствовать навык словообразования (относительные прилагательные)
- совершенствовать координацию речи с движением
- обучать массажу биологически активных зон
- развивать зрительное внимание, память, логическое мышление.
Коррекционно – воспитательные:
- воспитывать активность, любознательность.
Оборудование: «сухой бассейн» (из риса), игрушки-транспорт, мяч, магнитофон, альбомы Н. Э. Теремковой «Логопедические домашние задания для детей 5-7 лет с ОНР №3», схема описательного рассказа, ребусы.
Ход занятия.
I. Вводная часть
Дети входят в кабинет, встают в полукруг. Звучит спокойная музыка.
Логопед:
Глаза закрываем и представляем…
Думаем только о том, что сейчас
Умный, красивый каждый из вас!
Вы – самое лучшее, что есть на свете!
Глаза открываем…
Здравствуйте, дети!
Поздоровайтесь и вы с нашими гостями! (Дети здороваются).
Здороваться – значит желать здоровья тем, с кем вы здороваетесь. И наши гости тоже пожелали вам здоровья.
А сейчас мы настроимся на занятие (Массаж биологически активных зон (вместе с гостями) – приводит организм к достаточно высокой степени мобилизации. Настраивает на занятие):
- растираем «грабельки» (раздвинутые пальцы рук) лоб – все посторонние мысли уходят
- «растираем вилочкой» (указательный и средний пальцы) перед ухом и за ним — голова будет лучше думать, хорошо будем слышать и будем внимательными
- «погреем ручки» (растирать ладони друг о друга)
- «погладь себя по голове» — какие мы все умные, хорошие, красивые.
Дети садятся на свои места.
II. Основная часть.
Отгадывание загадок.
Логопед: А сейчас мы вместе отгадаем загадки, которые помогут нам узнать, какая тема занятия нас сегодня ждет и в отгадках поищем место звуков [р], [л].
Этот конь не ест овса
Вместо ног – два колеса.
Сядь верхом и мчись на нем!
Только лучше правь рулем. (Велосипед, мотоцикл)
Он не лось, но он двурогий,
Важно едет по дороге.
Если рожки вдруг слетают
С двух контактных проводов –
Их водитель поправляет,
И вагончик в путь готов! (Троллейбус)
Я важная машина,
Есть кузов и кабина.
Вожу любые грузы
По ленточкам дорог.
И парты, и арбузы
Я вам доставлю в срок. (Грузовик)
Я мчусь с сиреной на пожар,
Везу я воду с пеной,
Потушим вмиг огонь и жар,
Мы быстры, словно стрелы. (Пожарная машина)
Если кто-то заболел,
Срочно нас зовет на помощь, —
Набери скорей ноль-три…
И приедет… (Скорая помощь)
Логопед: Сегодня мы продолжим говорить о транспорте и закрепим правильное произношение звуков [р], [л].
Игра «Сухой бассейн»
Логопед: Дети, на столе стоит «сухой бассейн», а там спрятаны разные виды транспорта. Назовите, что вы достали и определите место звуков [р] или [л] в слове.
Ответы детей.
Составление описательного рассказа с опорой на схему.
Логопед: давайте расскажем о каждом виде транспорта с помощью схемы.
Вспомним, как мы рассказываем:
- Что это?
- Из каких частей состоит?
- Цвет.
- Какой вид транспорта?
- Где и как используется?
- Кто управляет?
Упражнение «Из чего – какой?» (с мячом)
Кабина из металла (какая?) – металлическая кабина.
Руль из пластмассы (какой?) — …
Сиденье, обшитое кожей (какое?) — …
Шины из резины (какие?) — …
Окна из стекла (какие? — …
Физкультминутка «Транспорт»
Ракеты летают,
Плывут корабли,
И едут по трассе
грузовики.
В метро под землей
Электрички гудят,
По кругу спешат
То вперед, то назад. (Подушечки одноименных пальцев обеих рук сомкнуть. Ладони немного округлены; движение сомкнутых рук вверх.)
(Соединить руки, соприкасаясь краями ладоней и мизинцев – «лодочка»: движения руками из стороны в сторону.)
(Руки перед собой согнуть в локтях, пальцы сжать в кулаки, имитировать управление рулем.)
(Соединять последовательно пальцы обеих рук с большими.)
(Соединить руки, развести их в стороны, описывая круги.)
(Руки согнуты в локтях перед грудью, движения руками вперед, затем назад.)
Скороговорки.
Логопед: Давайте вспомним, какие скороговорки, связанные с транспортом, со звуками [р], [л] вы знаете.
Ответы детей:
1. Вёз корабль карамель
Наскочил корабль на мель
И матросы две недели
Карамель на мели ели.
2. Краб карабкается на корабль,
А каракатица с корабля катится.
3. Винтокрылый вертолет отправляется в полет.
4. Грузы разные привык развозить грузовик.
5. Трамвай и троллейбус друзей повезут, но только туда, где положен маршрут.
Логопед: Сейчас поучим новую скороговорку: «Трамвай травмировал троллейбус» (произносим с ускорением темпа 3 раза).
Составление рассказа по плану.
Логопед: Давайте с вами помечтаем и поедем отдыхать на море, используя различные виды транспорта. Откроем свои альбомы и найдем подробный план поездки (альбомы Н. Э. Теремковой «Логопедические домашние задания для детей 5-7 лет с ОНР №3»).
Рассматривание наглядного плана, выбор наиболее скоростных видов транспорта. Ответы детей по цепочке.
Отгадывание ребусов.
Логопед: Мы приехали на море, загораем на пляже и отгадываем ребусы:
III. Заключительная часть
Логопед: О чем говорили на занятии? Что вам больше всего понравилось? А что было делать трудно?
Спасибо, вы меня очень порадовали своими ответами! И не только меня, но и наших гостей.
Список используемой и рекомендуемой литературы:
Теремкова Н. Э. Логопедические домашние задания для детей 5-7 лет с ОНР №3. Издательство ГНОМ. М., 2010.
Никитина А. В. 33 лексические темы: пальчиковые игры, упражнения на координацию слов с движением, загадки для детей 6-7 лет. Издательство КАРО. СПб., 2008.
Нищева Н. В. Конспекты подгрупповых логопедических занятий в группе компенсирующей направленности ДОО для детей с тяжелыми нарушениями речи с 6 до 7 лет (подготовительная к школе группа). СПб., 2017.
|