Составил: учитель – логопед высшей квалификационной категории Швенк Екатерина Валерьевна 2019 МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ НОВОСИБИРСКОГО РАЙОНА НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ – ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА «ЛУЧИК»
Цель: Составление описательного рассказа с опорой на мнемотаблицу «Лето»
Задачи:
Коррекционно – образовательные:
- учить детей описывать картинку используя в активном словаре: существительные, прилагательные (эпитеты), глаголы, наречия
- отвечать на вопросы полными распространенными предложениями
- формировать обобщающие понятия: «Лето», «Погода», «птицы», «Летняя одежда», «Летние развлечения»
- закрепить умение образовывать слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами; подбирать однокоренные слова к заданному слову.
Коррекционно – развивающие:
- развивать зрительное и слуховое внимание, логическое мышление, память, артикуляционную, тонкую и общую моторику.
Коррекционно – воспитательные:
- формировать доброжелательность, инициативность, чувство взаимопомощи
- воспитывать бережное отношение к природе и всему живому.
Оборудование: ИКТ (проектор, ноутбук, презентация); музыкальное сопровождение (звуки природы), магнитная доска, предметные картинки, письмо от Нептуна, задания для детей от «Кикиморы», капелька, Су-Джок шарики на каждого ребенка, цветные фломастеры, картинки летняя обувь (шлепанцы) с заданием на каждого ребенка, жетоны – паззлы, сюрприз для детей.
Предварительная работа: — разучивание с детьми самомассажа «Солнышко»;
- работа с мнемотаблицами по лексическим темам
- пальчиковая гимнастика с Су-Джок шариками «Ежик»
- физминутка «Лето».
Словарь:
Существительные: лето, жара, солнце, цветы, лужи, зонтик, солнцепек, пляж, загар, купание, отдых, гроза, радуга, молния; вода, водяной, водомерка, водоворот, подводный; кукушка, сова, ласточка, соловей, стриж, трясогузка; обобщающие понятия: «одежда», «обувь», «головные уборы», «птицы», «летние развлечения».
Прилагательные: жаркий, прохладный, холодный, теплый, дождливый, солнечный, радостный, разноцветный, цветущий.
Глаголы: отдыхать, загорать, купаться, играть, кататься, ходить, ездить, летать, слушать, плавать, строить и др.
Длительность НОД: 20 – 25 минут
Приёмы руководства деятельностью детей:
- Словесный (чтение, беседа, пересказ, загадка);
- Наглядный (рассматривание, показ);
- Игровые (познавательная, развивающая, двигательная);
Приоритетная область: речевое развитие.
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие детей, речевое развитие детей, физическое развитие детей, социально-коммуникативное развитие детей.
Ход занятия
Дети вместе с логопедом заходят в логопедический кабинет.
Вводная часть
Логопед. Ой, ребята, кто же это побывал до нас? Что-то у нас сыро стало, лягушки появились. Как вы думаете кто это? Возможные ответы детей (Кикимора)
Так сыро стало, а вы солнечными лучиками хотите согреться? А давайте с вами погреемся, вспомним нашу солнечную гимнастику.
Логопед проводит с детьми Самомассаж «Солнышко»
Солнышко, солнышко, в небе свети! (Поглаживание лба кистями рук)
Яркие лучики к нам протяни.
Ручки мы вложим в ладошки твои, (Похлопать в ладоши над головой)
Нас покружи, оторви от земли. (Покружиться, подняв руки вверх)
Солнечный лучик быстро скакал, (Вытянуть вперед правую руку, медленно)
И на плечо он к ребятам упал. (Погладить правое плечо.)
Весело лучик песенку пел, (Повторить то же самое с левым плечом.)
Каждый себе на плечо посмотрел.
Солнечный лучик быстро скакал,
И на маленький носик к ребятам попал. (Погладить крылья носа)
Весело лучик песенку пел,
Каждый на носик себе посмотрел.
Хлопают радостно наши ладошки, (Похлопать в ладоши.)
Быстро шагают резвые ножки. (Ходьба на месте.)
Солнышко скрылось, ушло на покой, (Закрыть глаза и погладить.)
Мы же на место сядем с тобой. (Сесть на стульчики).
Логопед. Согрелись под теплым солнышком? Ой, ребята, посмотрите что это? Возможные ответы детей (Письмо, конверт)
А от кого же оно, как вы думаете? Возможные ответы детей (От Нептуна)
Давайте прочитаем его.
Логопед читает письмо
«Здравствуйте, ребята! В царстве у меня беда. Спрятались все кто-куда. Буря, шторм, волна, цунами. Не довольна Кикимора нами, не позвали мы ее, забыли, тем ее и разозлили. Ребята, помогите нам с друзьями собраться вместе на наш праздник. Ваш друг Нептун»
Логопед. Ну что, ребята, поможем? А как же нам ему помочь?
Основная часть
(Включается презентация)
1 слайд (Идет запись голоса «Кикиморы»)
Кикимора. Здравствуйте, ребята! Я рада, что вы меня узнали. Вижу даже не испугались моего мокрого и вредного характера и умеете от моей мокроты согреваться. А над Нептуном действительно я пошутила, так забавно было. Хорошо, я позволю вам ему помочь, но, если только вы выполните все мои задания. Готовы? Тогда вот вам мои конверты (на слайде появляется анимация конвертов).
2 слайд (на слайде появляется картинка с изображением лета)
Логопед. — Как вы думаете, ребята, что изображено на картине? Возможные ответы детей (Лето)
Логопед. — Какая погода Летом? Возможные ответы детей (Теплая, жаркая, прохладная, дождливая, солнечная, радостная).
На слайде появляется анимация капельки.
Логопед. Вот мы и ответили на вопрос. Ой, что это? Возможные ответы детей (Капелька воды, росинка)
Логопед. Что же мы должны с ней сделать?
(Логопед читает задание из конверта)
Задание. Поиграйте с моей капелькой так, чтобы она не высохла.
Логопед. Ребята, для того, чтобы поиграть с капелькой, нам нужно встать в круг.
Р.И. «Капелька, росинка»
Логопед. Ребята, мы сейчас будем друг другу передавать росинку, а чтобы она не высохла, мы будем называть летние слова. Возможные ответы детей (Дети передают росинку по кругу и называют слова: сачок, бабочка, солнце, купальник, волна, загар, лягушки, солнечные очки…).
Логопед. Вот сколько летних слов получилось. А теперь, чтобы капельке-росинке не было скучно, мы будем называть, слова – родственники, ведь капелька состоит из воды, вот мы и будем называть «водные» слова, а помогут нам в этом картинки (логопед предлагает картинки детям с изображением «водных слов»). Вам нужно выбрать такую картинку, чтоб в ней (в картинке) было слово «Вода». (Дети выбирают картинки, однокоренные слова, к слову, вода). Возможные ответы детей (Дети на доску вокруг росинки-капельки называют и прикрепляют слова-картинки: водопад, водомерка, водолаз, водоросли, водоворот, водяной, подводная лодка).
Логопед. А вот и первый жетон за правильный ответ. (Логопед передает жетон детям.)
3 слайд (на слайде изображены лесная лужайка с цветами и деревьями)
Логопед. – Посмотрите на слайд и назовите что изображено на картинке? Возможные ответы детей (Дерево, природа).
- Ребята, а природа летом какая? Возможные ответы детей (Зеленая, яркая, разноцветная, веселая, мокрая)
Логопед. Молодцы! Вот вам еще один жетон, за правильный ответ (дети получают жетон);
4 слайд (на слайде изображена ласточка)
Логопед. – Давайте посмотрим на слайд и назовем, что же изображено на следующей картинке? Возможные ответы детей (Птица, ласточка);
Логопед. — Ласточка это кто? Возможные ответы детей (птица);
Логопед. — Птица какая? Возможные ответы детей (Перелетная, красивая, звонкая);
Логопед. – Ребята, а каких птиц можно услышать летом в лесу? Возможные ответы детей (Соловья, стрижа, кукушку, сову……);
Игра «Назовите птицу ласково»:
Соловей – соловушка;
Лебедь – лебедушка;
Сова – совушка;
Утка – уточка;
Кукушка – кукушечка и т.д.
Логопед. Молодцы, какие вы умные и догадливые. Вот и еще один жетон за правильный ответ (Дети получают еще один жетон).
5 слайд (на слайде появляется картинка с изображением летней одежды)
Логопед. — Что изображено на картинке? Возможные ответы детей (Летняя одежда, обувь, головные уборы);
Логопед. — Перечислите летнюю одежду (обувь, головной убор), но отвечать нужно полным ответом. (Я знаю летнюю панамку, я знаю резиновые шлепанцы …);
Логопед. – Ой, ребята, посмотрите, Кикимора и над нами хочет подшутить, приготовила для нас обувь (шлепанцы) и все их перепутала. Возьмите себе (каждому ребенку достается по одной заламинированной картинке-шлепанцу).
Логопед. «Ох и Кикимора-проказница, только по одному шлёпанцу раздала, ребята, давайте найдем каждому свою пару.
Игра на развитие коммуникативных навыков «Найди пару»
Цель: воспитывать умение взаимодействовать друг с другом.
Ход: Для игры нужны вырезанные из бумаги шлепанцы. Количество пар должно соответствовать количеству пар детей.
Логопед. — Молодцы, каждый нашел пару. Ребята, посмотрите на обратную сторону своей картинки, там Кикимора тоже приготовила для вас задание. Давайте с вами найдем каждому полупарку обуви свою пару и соединим их. (Дети выполняют индивидуальное задание).
Логопед. — А вот и еще один жетон за правильный ответ, какие вы молодцы, справились с заданием (Дети получают еще один жетон).
6 слайд (на слайде появляется картинка дети на прогулке «Летние развлечения»)
Логопед. – Ребята, посмотрите на слайд и назовите, что изображено на картинке? Возможные ответы детей (Дети играют на улице);
- Как это можно назвать одним словом? Возможные ответы детей (Летние развлечения, игры)
- За что мы любим Лето? Возможные ответы детей (Я люблю Лето, потому что можно кататься на велосипеде. Я люблю Лето, потому что можно купаться и загорать, играть в мяч…?)
Логопед. – Ребята, Кикимора для нас приготовила загадку: по тропинке, по дорожке, Топают к нам чьи-то ножки. У него – колючий бок, по грибам большой знаток. Кто это? Возможные ответы детей (Ежик). (На слайде появляется анимация Су-Джок шарик)
Логопед. — Ой, какой необычный ежик. (Логопед читает задание)
Задание. — Поиграйте с моим необычным ежиком!
Логопед. – Вот Кикимора выдумщица! Ребята, берите себе по ежику (каждому ребенку раздает Су-Джок шарик).
-Сейчас мы поиграем с необычными ежиками. А чтобы Кикимору не обидеть, мы будем играть с ним аккуратно и стараться не уронить.
Пальчиковая гимнастика «Ёжик»
Цель: скорректировать речевые нарушения с помощью использования Су – Джок шарика. Массаж специальным шариком
Описание: упражнение выполняется сначала на правой руке, затем
на левой.
Ёжик, ёжик, хитрый ёж,
на клубочек ты похож. (дети катают Су-Джок между ладонями)
На спине иголки (массажные движения большого пальца)
очень-очень колкие (массажные движения указательного пальца)
Хоть и ростом ёжик мал, (массажные движения среднего пальца)
нам колючки показал, (массажные движения безымянного пальца)
А колючки тоже (массажные движения мизинца)
на ежа похожи. (дети катают Су-Джок между ладонями)
Логопед. – Вот мы и ручки наши размяли и жетон еще один получили. (Дети получают еще один жетон).
7 слайд (на слайде появляется картинка с мнемотаблицей)
Логопед. – Ребята, перед нами появилась целая таблица с картинками. Что же мы должны сделать? Возможные ответы детей (Составить рассказ про Лето).
Логопед. — Но для начала нам нужно размяться, вы говорили, что любите кататься на велосипедах, купаться и гулять. Вот и мы пойдем гулять.
Физ. минутка «Лето»
Цель: – активно изменить деятельность детей и этим ослабить наступающее утомление, а затем снова переключить ребенка и себя на продолжение занятий.
Летней жаркою порой (ходьба на месте)
Пойдем на речку мы с тобой!
Будем плавать, загорать, (имитация плавания)
Землянику собирать. (имитация сбора ягод в ладонь)
Слушать, как поёт скворец, (приставить ладонь к правому уху)
Как в лесу журчит ручей, (приставить ладонь к левому уху)
Наблюдать, как у водицы (присесть на корточки, выглянуть из-за ладоней.)
Стрекоза с жуком резвится.
Логопед. Послушайте, какой рассказ получился у меня.
«Летом, часто погода солнечная, дует легкий ветерок. Деревья одеты в зеленые платьица. Луга расписаны разноцветными красками. А в лесу летом можно услышать прекрасное пение птиц, журчание ручейка, щебетание ласточки, собирать ягоды и грибы. Дети надевают летнюю одежду: платья, шорты, футболки, кепки, на ноги обувают сандалии или шлепанцы. И идут играть на улицу. Летом на улице можно кататься на велосипеде и самокате, играть в мячик и строить замки из песка. А еще можно купаться на речке, бегать по лужам, прятаться под зонтиком от дождя и загорать». Вот какие подарки нам приносит Лето».
Логопед. Ребята, кто хочет составить свой рассказ про Лето?
(Дети по желанию составляют описательный рассказ).
Логопед. -Какие Вы молодцы, ребята! Вот какие замечательные у нас получились рассказы. И за это еще один жетон (Дети получают еще один жетон).
8 слайд (На слайде появляется Кикимора и включается аудиозапись)
Кикимора. Молодцы, ребята! Со всеми моими заданиями справились, все жетоны собрали. Ну, а теперь соберите все жетоны вместе и помогите Нептуну.
Заключительная часть
Логопед. — Ребята, а теперь давайте соберем все жетоны вместе. (Дети собирают жетоны и складывают из них картину с изображением подводного царства Нептуна.)
Логопед. — Вот какая картинка получилась «Праздник в подводном царстве», смотрите, тут нам от Нептуна послание.
Логопед зачитывает послание.
«Спасибо за помощь, ребята. А это подарок от меня и моих друзей. Ваш друг, Нептун».
Логопед. – Ребята, а где же подарок? Давайте поищем его. (Дети находят сюрприз конфеты «Морские»).
Рефлексия
Логопед. – Ребята, какие вы молодцы, справились со всеми заданиями и не испугались проказов Кикиморы. А Вам понравилось? Что больше всего понравилось на нашем занятии? Какое задание? А какое задание от Кикиморы, на ваш взгляд, было сложным и почему? Как вы думаете мы с вами смогли помочь Нептуну? Возможные ответы детей.
|