При обучении связной речи перед педагогами дошкольной образовательной организации стоит задача научить детей связно, последовательно и грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни.
В настоящее время состояние развернутого связного высказывания у большинства детей дошкольного возраста вызывает затруднение. При этом важно отметить бедность словаря и ограниченность использования в речи образных выражений, описаний, синонимов.
Существует множество методик, методов и приемов позволяющих сделать процесс обучения связной речи интересным, занимательным и развивающим. Одним из таких методов является наглядное моделирование. Используя готовые схемы – модели или составляя их совместно с педагогом, дети осознанно запоминают информацию, самостоятельно составляют рассказы, что повышает качество описательных рассказов. информации и повышает качество описательных рассказов.
Скачать конспект
Занятие по развитию связной речи в подготовительной группе (6- 7 лет)
Конспект составила и провела учитель-логопед Антишина Ольга Николаевна
Тема. Составление описательного рассказа о ели.
Цель: закреплять умения детей составлять описательный рассказ с опорой на картинно-графическую схему;
Задачи:
- образовательная: закреплять знания детей о хвойных деревьях; активизировать словарь детей: хвоя, хвойные, питомник; развивать грамматический строй речи через упражнения в согласовании слов в предложении и распространении их по вопросам, строить сложносочинённые предложения с союзом а.
- развивающие: развивать логическое мышление через умение отгадывать загадки, упражнение в сравнивании двух предметов.
- воспитательная: воспитывать умение выслушивать ответы товарищей и добавлять их, бережное отношение детей к природе.
Оборудование: предметные картинки (ель, лиственница, сосна, питомник), схема описания деревьев, загадки.
Предварительная работа:
Рассматривание ели, сосны на участке, лиственницы в парке, их частей, отгадывание и заучивание загадок о ели.
Ход занятия:
I. Организационный момент. Сядет тот, кто назовет деревья, которые знает.
-Дети, вы загадки умеете отгадывать?
-Послушайте и отгадайте их.
-Как вы догадались?
«Зимой и летом зелена, Есть у родственницы елки Вот так дерево! Иголки
В лесу живет она, Неколючие иголки подлиннее, чем у ёлки!
А на ней иголки, Но, в отличие от елки, Но на ёлочку похоже –
И коротки, и колки?» Опадают те иголки. зелено всё время тоже.
Шишки круглые торчат –
вот забава для ребят!
-Эти деревья очень похожи друг на друга. Чем они похожи?
- Как называются иголочки у этих деревьев. А деревья с хвоей называются… (хвойными).
II. Основная часть.
1. -Через несколько недель наступит самый любимый праздник детей и взрослых Новый год.
- Без чего не может быть этого праздника? Где нам взять ель?
- Что такое питомник? Почему мы отправимся в питомник за елью?
- Мы уже говорили, что хвойные деревья очень похожи друг на друга.
- Мы можем вместо ели купить сосну.
- Как отличить ель от сосны?
2. Упражнение «Сравнение ели и сосны» (с внесением иллюстраций ели и сосны)
- У ели ствол темно-коричневый, а у сосны…
- У ели ствол шершавый, а у сосны…
- У ели ветка наклонены вниз, а у сосны…
- У ели иголки короткие, а у сосны длинные.
- У ели шишки длинные (вытянутые), а у сосны…
3. Упражнение. Составление предложений, по опорным словам, распространение их по вопросам.
- Мы купить в питомник ель.
Мы купили в питомнике ель. (какую ель?)
Мы купили в питомнике пушистую, зеленую ель.
- У красавица – ель густые, ветки –
У красавицы – ели густые ветки. (у какой красавицы ели?)
У высокой красавицы – ели густые ветки (какие ветки?)
У высокой красавицы – ели густые пушистые ветки.
- Сверху ветки маленький, чем ниже –большой
Сверху ветки маленькие, чем ниже, тем они становятся все больше.
- Кое – где, висеть шишки -
Кое – где висят шишки (на чем висят шишки?)
Кое – где на ветках висят шишки. (какие шишки висят на ветках?)
Кое – где на ветках ели висят крупные продолговатые шишки.
- Пушистые ветки покрыть иголки,
Пушистые ветки покрыты иголками. (какими иголками?)
Пушистые ветки покрыты густыми колючими маленькими зелеными иголками.
У ели стройный ствол. (какой ствол?)
У ели темно-коричневый шершавый ствол.
Перед Новый год украсть ель мы
Перед Новым годом мы украсим ель (чем?)
Перед Новым годом мы украсим ель разноцветными шариками и мишурой.
III. Физкультминутка:
1. Психогимнастика.
«В ёлочку я превращусь (Дети напрягаются, выставляют руки в
Как иголка, напрягусь. сторон, растопырив пальцы как иголки).
Веточки я опускаю. (Дети опускают вниз расслабленные руки).
И немного расслабляюсь. (Дети слегка потряхивают руками и расслабляются).
2. Речь с движением
Есть в лесу три полочки: (хлопаем в ладоши)
Ели – ёлки — ёлочки. (руки вверх, в стороны, вниз)
Лежат на елях небеса, (руки вверх)
На ёлках – слышны птичьи голоса, (приложить руку к уху)
Внизу на ёлочках роса. (присели, поводили руками)
-Ель с сосной мы сравнили, в елки и елочки превращались.
- Я предлагаю составить рассказ о ели с использованием картинок.
IV. Составление описательных рассказов детьми с использованием картинок: ели, частей ели (ствола, веток, шишек, украшенной новогодней ели, ели возледома).
Уточнение словесного плана рассказа. Составление коллективного рассказа (по цепочке) и отдельными детьми.
Примерный рассказ. Мы купили в питомнике пушистую, зеленую ель. У ели темно-коричневый шершавый ствол. У лесной красавицы – ели густые пушистые ветки. Сверху ветки маленькие, чем ниже, тем они становятся все больше. Пушистые ветки покрыты густыми колючими короткими зелеными иголками. Кое – где на ветках ели висят крупные продолговатые шишки. Перед Новым годом мы украсим ель разноцветными шариками и мишурой. Весной посадим ель возле дома.
V. Итог занятия. Оценка рассказов детей взрослым с привлечением детей.
Картинно — графическая схема описательного рассказа.
Снимок взят из интернета
Литература:
- Ефименкова Л. Н. Формирование речи у дошкольников. — М., 1985.
- Малетина Н. Моделирование в описательной речи детей с
ОНР // «Воспитание и обучение». — 2004 — №6.
3. Ткаченко Т. Использование схем в составлении описа-
тельных рассказов // «Дошкольное воспитание, — 1990, — №10.
4. Ушакова О. Развитие речи и творчество дошкольников. —
М.: ТЦ «Сфера», 2003
5. Использование мнемотаблиц в работе по формированию
первых естественнонаучных представлений у дошкольников //
«Дошкольная педагогика». — 2006 (июль—август).
Занятие по развитию связной речи в подготовительной группе (6- 7 лет)
Тема. Составление описательного рассказа о ели.
Цель: закреплять умения детей составлять описательный рассказ с опорой на схему;
Задачи:
1. образовательная: закреплять знания детей о хвойных деревьях;
развивать грамматический строй речи через упражнения в согласовании слов в предложении и распространении их по вопросам, строить сложносочинённые предложения с союзом а.
2. развивающие: развивать логическое мышление через умение отгадывать загадки, упражнение в сравнивании двух предметов.
3. воспитательная: воспитывать умение выслушивать ответы товарищей и дополнять их, бережное отношение детей к природе.
Оборудование: предметные картинки (ель, лиственница, сосна, питомник), схема описания дерева.
Предварительная работа:
Рассматривание ели, сосны на участке, лиственницы в парке, их частей,
отгадывание и заучивание загадок о ели.
Оборудование: картинки ели и сосны, картинки схемы для составления описательного рассказа.
|