Цель: Развитие связной речи у детей посредством составления описательного рассказа с использованием мнемодорожки.
Задачи:
связная речь: учить детей отвечать на вопросы воспитателя, описывать предмет; составлять с помощью воспитателя небольшой рассказ;
словарь и грамматика: активизировать в речи прилагательные и глаголы.
Воспитывать любовь к животным, желание беречь их, не обижать.
Интеграция образовательных областей: речевое развитие, познавательное развитие, социально – коммуникативное развитие, физическое развитие.
Предварительная работа: рассматривание с детьми предметных картинок «Домашние животные», заучивание стихотворений и потешек о кошках,
речевые упражнения «Кто как кричит», «Что умеет делать кошка» «Скажи какая кошка».
Оборудование: игрушка котенок, презентация игры «Что умеет делать кошка», мнемодорожка к потешке, «Как у нашего кота», мнемодорожка к составлению рассказа о кошке.
Дети входят в группу, здороваются с гостями.
Воспитатель: Ребята, у вас хорошее настроение? Давайте поиграем и поделимся хорошим настроением друг с другом и с нашими гостями.
Утром рано мы проснулись
сладко – сладко потянулись
просыпаются ладошки – хлоп- хлоп-хлоп, хлоп-хлоп-хлоп
заплясали наши ножки – топ-топ-топ, топ-топ-топ
мы друг к другу повернулись
и гостям мы улыбнулись
мы рукой им помахали
громко-громко всем сказали – здравствуйте!
Вот видите: гости улыбаются, значит и у них хорошее настроение.
Воспитатель:
Ребята, я сегодня утром шла в детский сад и посмотрите что нашла. (Показывает корзину)
- Что это? (корзина).
(Предлагает детям обследовать на ощупь).
- Как вы, думайте, что в корзине?
(Дети высказывают свои предположения)
- Хотите узнать, что в ней находится?
- Отгадайте загадку и вы узнаете, что в корзине.
Усатенькая,
Молочко пьёт,
Песенки поёт. (Кошка).
Воспитатель:
- Да это кошка.
- А кошка — это кто? (животное)
- Какое животное? (домашнее)
- Почему вы думаете, что кошка домашнее животное? (живет рядом с человеком)
Воспитатель: Давайте мы ее разбудим, позовем тихим голосом, чтоб не напугать.
Дети зовут кошку, произнося слово «кис-кис-кис» тихо (шепотом).
Воспитатель: Не слышит. Давайте позовем чуть громче.
Дети зовут кошку, произнося слово «кис-кис-кис» громче.
Воспитатель: Все равно не слышит. Давайте позовем громко.
Дети зовут кошку, произнося слово «кис-кис-кис» громко.
Кошка показывается из корзинки, здоровается с детьми.
Воспитатель:
Я осторожно и потихоньку возьму кошку к себе на руки и поглажу.
А почему надо осторожно и потихоньку? кто скажет?
(ответы детей)
Да, чтобы не сделать кошке больно и не напугать её. Испугавшись, кошка может укусить или оцарапать. Посмотрите, как я её глажу: начинаю от головы и глажу к хвостику. Животным нравиться, когда их гладят по шерстке, а не против шерстки. Послушайте, она замурлыкала. Как кошка замурлыкала?
Просит детей произнести «мур-мур-мур».
Давайте придумаем кошке имя.
-Мурка.
-А как можно назвать кошку ласково?
Воспитатель:
- Вы хотите с кошкой Муркой поиграть?
- Чтобы с кошкой поиграть
Нам в кружочек нужно встать.
Воспитатель: — Мы будем кошку гладить, трогать, и придумывать слова какая кошка, какая у нее шерстка и передавать игрушку друг другу по кругу
Дети придумывают прилагательные к слову кошка.
(Мягкая, пушистая, серая, красивая, большая, усатая, хорошая, ласковая, мохнатая, умная, шустрая, хитрая)
Воспитатель: — Вот сколько интересных слов мы придумали о кошке.
- Кошка мягкая, пушистая, серая, красивая, большая, усатая, хорошая, ласковая, мохнатая.
Воспитатель: А вы знаете, что умеет делать кошка?
Презентация: Игра «Что умеет делать кошка»
Воспитатель: показывает картинки на экране телевизора и говорит
-Посмотрите, ребята, на картинки и помогите мне отгадать, что умеет делать кошка? (Мышка — ловить мышей; дерево — лазить по деревьям; язык – лизаться умываться лакать; бантик – играть с бантиком; тарелка – лакать молоко, есть корм; лапки с когтями – царапаться)
Воспитатель. Лапки у кошечки мягкие, а что же мурка спрятала в своих лапках?
Дети. Когти.
Воспитатель. Вставайте на ножки. Наши ручки помогут нам рассказать про кошку.
Пальчиковая гимнастика
У кошечки лапки –
Мягкие подушки,
дети поворачивают кулачки
А внутри царапки,
Острые игрушки
раскрывают ладошки, царапающие движения
Цап, цап, цап-царап
Острые игрушки.
сжимают и разжимают кулачки
Учит сына кошка:
Не зевай, сынишка!
грозят пальцем
Где шуршит немножко,
Там, наверно мышка!
прикладывают ладошки к уху
Цап, цап, цап-царап,
Не уйдёшь из наших лап!
сжимают и разжимают кулачки
Дети садятся на стульчики.
Воспитатель:
Ох, устала наша кошка
Посидит она немножко.
Рядом с кошкой посижу
И стишок ей расскажу.
Дети садятся на стульчики.
Воспитатель:
Это — кошка Мурка
Серенькая шкурка
Остренькие ушки
Маленькие глазки
Есть у кошечки усы,
Очень длинные они.
Вот у кошки лапки,
Лапки цап царапки
И забавный хвостик
Кошка хвостиком помашет
Зубки белые покажет.
Воспитатель:
- Ребята, я про кошку Мурку интересный рассказ придумала.
-Хотите я расскажу?
-А помогут мне рассказывать картинки — подсказки.
Воспитатель рассказывает рассказ, сопровождая показом картинок, из которых выстраивает на доске мнемодорожку.
- Это кошка Мурка.
- У кошки пушистая, мягкая, серая с черными полосками шубка.
- У нее маленькие ушки, голубые глазки и длинные усы.
- Хвост у Мурки длинный пушистый.
- Кошка любит ловить мышей, играть бантиком, лакать молочко из блюдца. — Кто хочет рассказать про кошку?
Дети совместно с воспитателем рассказывают. (3-4 рассказа)
Воспитатель:
Мурке очень понравились ваши рассказы.
Воспитатель:
-Мы же еще потешку про котика знаем.
-Расскажем кошечке про котика?
-А помогут нам картинки – подсказки (мнемодорожка).
Как у нашего кота
Шубка очень хороша,
Как у котика усы
Удивительной красы.
Глазки смелые,
Зубки белые.
Воспитатель (от имени кошки)
Вы, ребята, молодцы, хорошо умеете рассказывать.
А хотите со мной поиграть?
Игра «На лежанке у дорожки»
На лежанке у дорожки,
Улеглась и дремлет кошка.
Кошка глазки открывает
И ребяток догоняет. (Дети убегают в домики — на стульчики).
Воспитатель: Мурка очень рада, что побывала у нас в гостях, а сейчас она решила пойти погулять и говорит вам до свидания (Кошка мяукает). Ребята, и вы скажите мурке до свидания, ласково.
Дети. Мяу!
(Воспитатель уносит кошку).
Воспитатель. Вам понравилась кошка? Как звали кошку?
Какая кошка к вам приходила?
(После ответов детей воспитатель даёт положительную оценку деятельности детей.)
Вы, ребята, молодцы, не обидели Мурку, поиграли с ней, и она обещала ещё прийти к вам в гости. А еще, ребята, кошка оставила вам угощенье.
|