Н.Носов "На горке" (чтение).
Цели:
- Расширять и закреплять знания и представления детей о снеге.;
- Развивать умение выбирать для рассказа самые интересные эпизоды,
- Формировать умение связно и последовательно описывать события;
- Расширять и активизировать словарь;
- Побуждать включать в рассказ описания природы;
- Учить составлять предложения с заранее заданными словами или с опорой на картинку, правильно сочетать их по смыслу;
- Продолжать развивать фонематический слух.
Словарь:
Снег, снежок, снежинка снеговик, снегирь заснеженный, зима; зимний, зимовье, зимовать, зимушка – зима; мороз, морозец, морозец, морозилка, морозный, мороженое; лед, ледок,льдина, льдинка, ледник, ледоход, гололед.
Оборудование:
Сюжетные и предметные картинки, магнитофон, фотографии детей, фотоальбом, слова для составления предложений, снежинки.
Предварительная работа:
Прослушивание музыкальных произведений — П. Чайковский – Зима, рассматривание иллюстраций, беседа на тему «Зимние забавы», дидактические игры – «составь предложение по опорным словам, Каким бывает?, подбери родственные слова, назови ласково», наблюдение за зимней погодой.
Ход:
Орг. момент:
Воспитатель: Ребята, я сегодня шла в детский сад и мне на ладошку села вот эта прекрасная снежинка. Я посмотрела на нее и решила пригласить к нам в гости, так как сегодня мы будем с вами разговаривать про зиму, а значит и про снежинки.
Дети рассаживаются на места.
Воспитатель предлагает детям прослушать рассказ Н.Носова «На горке». После прочтения задает следующие вопросы:
- Как вы назвали бы этот рассказ?
- Каким оказался мальчик Котька? Почему вы так думаете?
- Когда я читала рассказ, вы, наверное, представляли себе, как все было. Расскажите, как ребята строили горку?
- Как трудились дети? Легко ли им было?
- Легко ли было Котьке одному?
- Каким был день? (ясный, морозный).
- Каким бывает снег на солнце? Он… (сверкает, искрится, переливается, блестит).
- Как у детей получилось слепить горку?
- Зачем дети поливали горку водой?
Воспитатель обращает внимание детей на то, что ответы должны быть полными, распространенными.
Дети встают у своих мест и проводится игра «Поймай звук». Детям предлагается хлопнуть в ладоши, когда слышат звук – С-.
Снежок, звезда, саночки, морозилка, буря, вьюга, стужа, ледник, снеговик, метель, снегирь, узор, холод, зеркало, слепили, зима, северный, южный, стекло, забава, моросит.
Дети садятся на места, воспитатель раздает слова, знаки препинания и опорные картинки для не читающих детей. Воспитатель предлагает детям в
командах составить предложения по опорным словам.
Дети, снеговик, слепили. Дети, санки, кататься. Снежки, играют, мальчики. Снежинки, падать, легкие, тихо.
Один ребенок из команды выходит к доске и выкладывает предложение.
Вопросы:
- Сколько всего слов в предложении?
- Назовите первое слово?
- Назовите последнее слово?
- Какое получилось предложение? (повествовательное, вопросительное, восклицательное).
Физкультминутка.
Звучат звуки природы – вьюга. Дети повторяют движения за воспитателем. По окончании воспитатель со стола берет фотоальбом и говорит детям, что вьюга принесла фотоальбом с фотографиями детей группы. Но прежде, чем он откроется нужно выполнить одно задание.
Дети садятся вокруг мольберта. Воспитатель проводит игру «Назови родственные слова». Воспитатель просит вспомнить слова, родственные словам:
Снег – снежок, снегурочка, снежки, снежинка, снежный, заснеженный, снегопад, подснежник, снегирь…
Зима – зимушка, зимний, зимовать, зимовье, зимовка, озимь, зимующие, озимые…
Мороз – морозец, морозить, морозилка, морозный, мороженое…
Лед – ледок, льдина, льдинка, ледник, ледоход, ледяной, гололед, ледовый…
Воспитатель: А сейчас я предлагаю вам придумать рассказ на тему: «Как мы играем зимой на улице». В помощь вам я предлагаю опорные картинки с изображением зимних развлечений. А кроме этого посмотрите, у меня есть фотографии с нашей зимней прогулки в детском саду. Надеюсь они вам помогут. Во время рассказа не нужно повторять друг друга.
План рассказа:
- Как бывает на улице (на участке) зимой?
- Как выглядит улица (участок)?
- Какая погода была в тот день?
- В какие игры вы любите играть на прогулке зимой?
Выслушав несколько рассказов воспитатель подводит итог.
В – ль.: Ребята, мы завершаем наш разговор о зиме, о зимних развлечениях. Мы со снежинкой увидели, что вы любите зиму, снег и зимние игры. Но скоро наступит другое время года (Какое время года наступит?) и чтобы вы не забывали зиму, наша гостья хрустальная снежинка дарим вам подарок на память. Маленькую снежиночку. (раскраска со сложными элементами).
Литература:
- Голицына Н.С. – комплексно – тематическое планирование. «Скрипторий» — 2015 г.
- Арефьева Л.Н. – Лексические темы по развитию речи детей 4 – 8 лет. Методическое пособие; «сфера». Москва – 2005г.
- Арушанова А.Г. – Речь и речевое общение детей: книга для воспитателей детского сада «Мозайка – синтез» 1999г.
|