Конспект занятия по развитию речи с элементами здоровьесберегающих технологий. для детей 5-6 лет — Экскурсия на выставку картин по теме «Зимушка-зима»
Цели:
- обучение составлению короткого рассказа по опорным словам и картинкам;
- распространению предложений определениями;
- обогащение словарного запаса по теме: «Зима»;
- развитие ассоциативного мышления, подбор признаков к предмету;
- воспитание интереса, любви к родному языку.
Материал:
- картины с изображением зимнего пейзажа, оформленные в выставку;
- сюжетная картина «Зима. Прогулка в лесу»;
- сюжетные картинки для составления предложений;
- снежинки на нитках;
- магнитная доска;
- музыкальное сопровождение.
Ход занятия
Дети вместе с педагогом входят в группу.
- Ребята, что необычное вы заметили в группе?
(Картины с изображением зимнего пейзажа, оформленные в выставку)
- Сегодня в нашей группе открылась выставка. Я приглашаю вас посетить эту выставку.
Рассматривание выставки (звучит музыкальное сопровождение)
Вокруг сугробы намело,
Как будто белым мехом,
Земля одета снегом.
И иней на березках,
Как праздничные блестки…
- Какое время года запечатлено на картинах?
- Как вы догадались, что эта зима?
- Какие еще приметы зимы вы видите на картинах выставки?
Пальчиковая игра + упражнение на звукопроизношение «Зима»
Да-да-да – сжимание и разжимание пальцев
Зимою холода. потирание ладошек друг о друга
Да-да-да – сжимание и разжимание пальцев
Превратилась в лед вода. ритмичное соединение подушечек пальцев
Ды-ды-ды – сжимание и разжимание пальцев
В инеи кусты. перекрещивание ладоней с широко расставленными
пальцами
Ди-ди-ди – сжимание и разжимание пальцев
Метели замели, круговые вращения больших пальцев обеих рук
Ди-ди-ди – сжимание и разжимание пальцев
Метели замели, круговые вращения указательных пальцев рук
Ди-ди-ди – сжимание и разжимание пальцев
Метели замели. круговые вращения рук, согнутых в локтях
- Какое название вы бы дали нашей выставке?
- Как вы думаете, была бы интересна наша выставка ребятам из других групп?
- А что можно добавить к нашей выставке, чтобы она стала более интересной?
На нашей выставке будет работать экскурсовод. Он добавит к портрету зимы ее словесный портрет, и выставка станет ярче, интересней. А как это сделать я вас научу.
- Сегодня мы с вами будем говорить о зиме.
Беседа о зиме.
- Какая зимой погода? (холодная)
- Да, зимой холодно, зима холодная.
- Если зимой много снега, то зима какая? (снежная)
- Если зимой сильный мороз, то зима какая? (морозная)
- Если часто метет метель, то зима какая? (метельная)
- А если часто гуляет вьюга, то зима какая? (вьюжная)
- Если на улице сильный ветер, очень холодно, и говорят, что на улице стужа, студено, то зима какая? (студеная)
- Вот как много мы рассказали о зиме.
Беседа о снеге.
- Что выпадает зимой? (снег)
- Какого он цвета? (белый)
- Что ещё вы можете рассказать о снеге? (он холодный, непрозрачный, липкий, сыпучий, рыхлый, грязный, чистый).
- Как вы думаете, откуда берётся снег? (из тучи).
- Если снег искрится на солнышке, значит он — …искристый
- Снег сверкает — …сверкающий
- Снег серебрится — …серебристый
- Снег рассыпается — …рассыпающийся
- Снег хрустит — …хрустящий.
- А теперь давайте поиграем в “снежные” слова.
Игра «Снежный ком
- 1, 2, 3, 4, 5 – начинаем мы играть.
Нужно всем нам в круг вставать.
(Дети по кругу передают «снежный ком», называя при этом однокоренные слова к слову снег: снег, снежинки, снежок, снеговик, подснежник, снегирь, снегокат, снегурочка, снежная баба, снегокат, снегоход).
- Как вы думаете, что такое снег? (много снежинок).
- Какие снежинки вы видели? (пушистые, холодные, тонкие, серебристые, нежные, загадочные, сверкающие, ажурные, искристые, хрустящие, колючие.)
- Что же делают эти лёгкие снежинки? (летают, падают, кружатся, ложатся, тают, блестят, сверкают, искрятся.)
Упражнение для коррекции зрения со снежинками
Со снежинкою играли.
Дети берут снежинки в руки, сфокусировав на ней взгляд.
Снежинки вправо полетели,
Дети вправо посмотрели. (Взгляд вправо)
Вот снежинки полетели
Глазки влево посмотрели. (Взгляд влево)
Ветер снег вверх поднимал
И на землю опускал. (Вверх, вниз)
Дети смотрят вверх и вниз
Все! На землю улеглись.
Задание «Закончи предложение»
Составление сложных предложений со значением противопоставления.
Дети должны закончить предложение, а затем повторить его полностью:
– Зимой бывает холодно, а летом…
– Зимой деревья белые, а осенью…
– Зимой бывает снег, а летом…
– Зимой бывает снегопад, а осенью
– Зимой катаются на санках, а летом…
– Зимой лепят снеговика, а летом…
– Зимой снег падает, а весной…
– Зимой насекомые прячутся, а весной…
Задание «Исправь ошибку»
Работа с деформированными предложениями:
– Рука, упала, на, снежинку.
– Гора, с, дети, кататься.
– Узоры, нарисовать, на стекле, Мороз.
– Следы, снегу, на, есть.
– Снеговик, лепить, зимой, дети.
– Белые, на, узоры, стекле.
– Зима, ветер, холодный, дует.
Массаж биологически активных зон «наступили холода» для профилактики простудных заболеваний
Да-да-да
Наступили холода (потереть ладошки друг о друга)
Да-да-да-да
Превратилась в лед вода (мягко провести пальчиками рук по шее сверху вниз)
Ду-ду-ду
Я на лыжах иду. (Растереть ладонями уши)
Ды-ды-ды
На снегу есть следы (приставить ладони ко лбу «козырьком» и энергично растирать лоб движениями в стороны – к середине лба)
- Сколько интересного мы вспомнили сегодня о зиме. А теперь давайте поиграем в игру “Хорошо — плохо»
Игра «Хорошо — плохо»
Дети должны назвать, что, по их мнению, хорошего зимой, а что плохого.
Рассматривание картины
- А сейчас, я предлагая вам рассмотреть картину (ставлю на мольберт картину “Зима. Прогулка в лесу”).
- Скажите как можно её назвать?
- Давайте рассмотрим эту картину.
Далее с детьми рассматриваем картину в «подзорную трубу» ( «Подзорная труба представляет собой цилиндр длинной 10 см, диаметр 4 см)
- Скажите, что на ней изображено?
(Дети детализируют изображение картины)
- Дети, а сейчас я предлагаю вам объединить наши предложения в небольшой рассказ по содержанию картины. Рассказ должен быть небольшим, и обязательно законченным.
(Дети составляют рассказы)
Игра «Живая картина».
Дети перевоплощаются в героев картины, сопровождая действия словами.
Оживление картины происходит под слова:
Раз, два, три,
Картина оживи.
Фонопедические упражнения «Мороз» (по методу В.Емельянова)
Вышел на просторы погулять мороз.
«Топ-топ! Чап-чап!» – 2 хлопка в ладоши, 2 хлопка по коленям.
Белые узоры в косах у берез.
«У!» – короткие, «острые» звуки в высоком регистре на разной высоте.
Снежные тропинки, голые кусты
«Ш..» – потирая ладони друг о друга
Падают снежинки тихо с высоты.
«П!.. П!..» – постепенно опуская руки вниз
В белые метели, утром до зари,
В рощу прилетели стайкой снегири Прижать руки к груди и, произнося
«Фр-р-р..», резко разводить их в стороны.
Зиме, морозу рады и зайчики, и белочки,
И радуются снегу и мальчики и девочки.
Итог занятия.
- Сегодня в группе у нас проводится выставка картин. И я предлагаю поместить эту картину на нашу выставку.
- Вам понравилась наша выставка? Давайте покажем, как нам понравилась эта выставка.
Мимическое упражнение «Покажи эмоцию»
Дети изображают на лице различные эмоции: печаль, грусть, радость, восторг.
- На этом наше занятие закончено. Все сегодня старались! Молодцы!
-Что вам больше всего понравилось? (Дети отвечают).
- Что понравилось больше всего?
- Какие задания были трудными?
- Вы показали хорошие знания о зиме.
|