Конспект образовательной деятельности по разделу «Познавательное развитие» «Зима — кружевница, зима — мастерица»
Управление образования администрации Сергиево-Посадского района Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребёнка» -детский сад №1 первой категории
Московская область, Сергиево-Посадский район, п. Богородское, д. 37.
средняя группа Составитель: воспитатель: Шестерикова Н.Н. 22 января 2015г. п.Богородское
Скачать: Конспект образовательной деятельности по разделу «Познавательное развитие» «Зима — кружевница, зима — мастерица» (полный конспект)
Цель:
Уточнить знания детей о зимних явлениях природы, зимних забавах с помощью произведений В.Ф. Бокова.
Задачи:
- Развивать у детей познавательный интерес к зимней природе, формировать способность видеть красоту окружающего мира.
- Уточнить и активизировать словарь по теме, обогащать словарь детей за счёт новых слов, учить подбирать слова-признаки, развивать навыки диалогической речи.
- Воспитывать интерес к аппликации, учить детей новому способу создания знакомо- го образа посредством ватных кругов на основе полученных впечатлений, развивать творчество, мелкую моторику рук.
- Продолжать приобщать детей к творчеству поэта-земляка В.Ф. Бокова.
Оборудование:
картинки, иллюстрации с изображением зимы, сугробов, снежинок, инея, зимних узоров, кружев, конфетти, занавеска — метель, цветной картон, ватные диски, цветная бумага, клей, баночки под клей, кисти, подставки под клей, клеёнки, салфетки.
Предварительная работа:
знакомство с произведениями о зиме, заучивание стихотворений о зимнем времени года, в том числе В.Ф. Бокова «Ой, зима, зима...», «Белый снег», беседа по содержанию, рассматривание иллюстраций и картин на зимнюю тематику, узоров на окнах, наблюдения на прогулке за снегом, снегопадом, лепка снеговика, рисование узоров, снеговика, лепка снеговика в технике пластелино- графия, дидактические игры «Когда это бывает?», «Покажи признак зимы», «Назови ласково», «Подбери действие», а также подвижные игры «Снежинки, льдинки, сосуль- ки», «Снежинки и ветер». «Снежная карусель».
Ход образовательной деятельности:
Дети заходят в группу под музыку на стихи В.Бокова «Ой, завьюжила, запорошила»
В:Ребята, к нам сегодня снова пришли гости. Давайте с ними поздороваемся и поделимся своим прекрасным настроением:
Все: — «Доброе утро!» — «Прекрасен этот мир, прекрасна жизнь,
Кто не согласен, тот теряет многое!» (В. Ф. Боков).
В:Вспомните, мы с вами осенью путешествовали на лесную поляну, куда нас пригла- шал В.Ф. Боков. Кто это, ребята?
Дети: Поэт, наш земляк.
Восп: Верно. У В.Бокова есть стихотворение:
- .. такая добрая и нежная,
Морозы в меру, оттепелей нет.
Как белая страница поле снежное...
В:О каком времени года говорится в стихотворении?
Дети: О зиме.
Восп: Наш поэт-земляк В.Ф. Боков очень любил зиму. Послушайте, как он писал о ней: Зима-кружевница
Зима-мастерица Она не боится ни шить, ни вязать. (В. Боков)
Восп: Давайте с вами подумаем, почему поэт называет зиму «кружевницей»?
Восп: Посмотрите, как красиво вокруг! Какие красивые узоры зима рисует на окнах. На что они похожи?
Дети: На веточки деревьев, на звёздочки, на снежинки...
Восп: Какими сказочными снежинками разукрасила окна наша гостья, словно хочет сказать, что она талантливая художница.
Восп: Похожи ли снежинки друг на друга? (рассматривание картинок).
Дети: нет.
Восп: У каждой снежинки свой неповторимый наряд, свой узор (показать), похожий на кружево. Кружево, ребята, это тонкое, узорное плетение из нитей (показать кружевной воротник) А ещё зима вплетает искрящиеся снежинки в ветки деревьев и осыпает их серебристой пудрой-инеем. На кого она похожа?
Восп: Зима похожа на женщину, которая трудится: шьёт, вяжет, мастерит. Вы согласны со мной? Поэтому её и называют «кружевница».
В:Посмотрите на картину, что можно сказать о зиме, какая она?
Дети: холодная (почему? -т. к холодно, морозно,), снежная (много снега), морозная (стоит мороз, реки покрыты льдом, деревья в инее), красивая (рисует красивые узоры), пу- шистая (покрывает землю пушистым снегом, пушистым одеялом).
Восп: Вот как описывает зиму В.Ф. Боков:
- Зима, как белая сирень...
- Зима-как мельник вся в муке...
Восп: Ребята, с чем сравнивает поэт зиму?
Дети: -с белой сиренью, (посмотрите, как выглядит сирень, показать картинку).
-с мукой (вспомните, мы с вами лепили из соленого теста, рассматривали муку).
Восп: -Почему поэт сравнивает зиму с белой сиренью, с мукой?
Дети: потому что она белая
В:В. Ф. Давайте послушаем, какой ещё бывает зима. Ребёнок читает стих.
Ой, зима, зима, зима, Белая, метельная, Ты для сердца моего Песня колыбельная.
(В. Боков)
Восп: В. Боков называет зиму «метельной». Знаете ли вы, что такое «метель»?
Восп: Вспомните, мы с вами на прогулке наблюдали за снегопадом. Что это такое? Дети: падает много снега. Какой он?
Дети:белый, пушистый, серебристый, липкий, холодный, чистый.
В:Снег бывает разным. В сильные морозы снег падает крупинками, иголочками, когда теплеет-хлопьями. В ветренную погоду дует сильный ветер, подхватывает с земли снег, поднимает его в воздухе и кружит, вертит. Это явление называется «метель». Повторите хором, инд. (картинка с метелью).
Послушайте, как завывает метель.
- (Звукозапись).
Восп. читает стих: И пошла метель, закудесила,
Белый свет занавесила:
Ничего не видать! (В. Боков)
Метель, словно, поёт колыбельную песенку, убаюкивая нас.
Восп: Посмотрите, как завывает метель.
Восп. дует на ленточки (тихо-громче).
Восп: Давайте вместе споём песенку метели. (предлагает всем встать в круг, подуть на ленточки) Вытяните губки вперёд трубочкой, сделайте плавный вдох- выдохните, подуйте на ленточки.
Артикуляция звука «Песенка метели»
Восп. А теперь, давайте изобразим метель. (восп. бросает вместе с детьми конфетти)
Восп: Так выглядит метель, ребята. (садятся)
Восп: Вот какая бывает зима белая, метельная!
А еще зиму называют лютой, суровой (значит холодная, морозная)
В народе её ласково называют «зимушка-зима».
У зимушки есть народная примета: Много снега-много хлеба.
Восп: Что это значит, ребята? Это значит, что если зимой много выпадет снега, то будет богатый урожай).
В.: За что вы любите зиму?
Дети: (можно кататься с горки, на санках лыжах, ледянках, лепить снеговика, играть в снежки).
Восп: Зима-это чудесное весёлое время года, столько зимних забав!
Восп: Занимай скорее горку,
Выходи-зима не ждёт...
(В. Ф. Боков)
За руки скорей беритесь, Дружно в круг все становитесь. Физминутка «Зимние забавы» На санках с горочки, (присели 2 раза, имитируют катание на санках)
На лыжах с поля (едут на Я пробираюсь в отчий дом. лыжах) Спорт-это дело не пустое, (наклоны вправо-влево) Не зря спасенья ищут в нём (повороты вправо-влево с поднятыми руками)
(В. Боков)
Восп: Я предлагаю вам, ребята, сделать снеговика.
Пройдите, пожалуйста, за столы.
На столе игрушка-снеговик.
Восп: Вспомните, на прогулке мы с вами лепили снеговика. Из чего он состоит?
Дети: из комков.
Восп: Снеговики на улице сделаны из снежных комков, а наши будут из пушистой ваты.
Восп: Из скольких комков состоит снеговик? Какой они формы? Как нам получить 2 комка?
- -Сначала берём ватный диск, разделим его на 2 половинки. Посмотрите на половинки, одна-половина-пушистая, другая-ровная.
- — Клей наносим ровную, гладкую поверхность диска, приклеиваем на картон внизу.
- -Затем берём 2-ой ватный диск-это голова снеговика, наклеиваем сверху.
- На голову приклеим, глаза, рот, нос.
- Из квадрата сделаем ведро. Срежем ножницами уголки квадрата.
- Сделаем сугробы.
Берём ватный диск, с помощью ножниц разрезаем ватный диск пополам, получается сугроб, наклеиваем.
7. Украсим картину снежком из ваты.
6. Давайте с вами вспомним правила пользования ножницами.
Правила пользования ножницами
- Держать ножницы надо от себя.
- Нельзя держать ножницы концами вверх.
- Не махать ножницами, не подносить к лицу, не брать без разрешения
- .Не оставлять ножницы открытыми.
Прежде чем начать работу, давайте с вами разогреем пальчики.
Пальчиковая гимнастика
Снег, снег, (сжимать, разжимать кулаки) Белый, серебристый, (перебирать пальчиками) Снег, снег, (сжимать, разжимать кулаки) Чистый и пушистый, (поглаживание ладоней, подуть на ладони) Падай, падай, землю радуй. (имитация падающего снега)
(В. Боков)
Восп: С чего мы начнём работу? (Из чего мы будем делать снеговика? Как получить 2 комка? На какую сторону будем намазывать клей? Как расположим снеговика?).
Дети выполняют аппликацию. Звучат песни на зимнюю тему (на стихи В.Бокова)
Восп: Какие красивые снеговики у вас получились! Я думаю, что Зимушке-зиме понравятся они! (работы выставляются на доску).
Восп: Зима-мастерица радует нас своими красивыми узорами, забавами, снегом.
Хоровод:
Не зря В.Боков восхищался зимой:
У тебя, зима, Снежная душа. Знаешь ты сама Как ты хороша!
Прощание с гостями.
Уходят под музыку «Зимушка» на стихи В.Бокова.
|