МАДОУ дс № 81-ОВ Республика Башкортостан город Стерлитамак . Воспитатель: Ибатуллина Ирина Раяновна. Конспект образовательной деятельности. Тема «Зимушка-зима» (старшая группа) Образовательная область: «Познавательное развитие» Цели: Формировать умение: - строить предложения на заданную тему, отвечать на вопросы развернутым предложением; - наклеивать силуэт мелко нарезанными нитями, передавая эффект пушистой шерстки.
Скачать презентацию Способствовать формированию экологической воспитанности ребёнка, т.е. гуманно-целостному отношению к природе: доброжелательности к живым существам; эмоциональной отзывчивости на их состояние, интереса к природным объектам, желание заботиться о живом, создавать необходимые для жизни условия. Закрепить: - знания детей о зиме, о сезонных изменениях в зимний период; -умения ходить на лыжах ступающим и скользящим шагом. Развивать умение наблюдать, анализировать, обобщать и сравнивать, делать выводы. Расширять кругозор детей. Воспитывать любознательность бережное отношение к природе. Виды деятельности: игровая коммуникативная познавательно-исследовательская изобразительная музыкальная двигательная Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие; физическое развитие. Материалы и оборудование. Литературно-музыкальное сопровождение, техническое оснащение: Демонстрационный материал: Презентация «Зима». Медвежонок. Письмо. 2 стакана: в одном – снег, в другом – лёд. Раздаточный материал: мнемотаблицы, ножницы, клей, пряжа, шаблоны снеговика. Словарная работа: а). Обогащение: презентация, эксперимент, путешественник, на северном полюсе, лютая зима. б). Активизация: декабрь, январь, февраль, зимующие птицы, силуэт.
Ход НОД. Воспитатель: Ребята, посмотрите, к нам сегодня пришли гости, поздороваемся. Собрались все дети в круг Я твой друг и ты мой друг Крепко за руки возьмемся И друг другу улыбнемся. Воспитатель: Ребята, я улыбнусь вам, и вы друг другу улыбнитесь, чтобы у нас весь день было хорошее настроение. Сейчас я вам загадаю загадку. Слушайте внимательно. Запорошила дорожки, Разукрасила окошки Радость детям подарила И на санках прокатила. О каком времени года эта загадка? Дети: О зиме (слайд 1). Воспитатель: И говорить сегодня мы будем о зиме. Какая погода сегодня? Дети: Облачная. Идет снег.
Воспитатель: Ходит зима по горам, по долинам в больших, мягких валенках, ступает тихо, не слышно. Ребята, а вы знаете, есть такие люди, которые хотят узнать много нового и интересного. Они много ходят пешком, передвигаются на лыжах, на лошадях, на транспорте. Вы знаете, как их называют? Дети: Путешественники. Воспитатель: А вы хотите стать путешественниками? Дети: Да, хотим. Воспитатель: Тогда мы с вами отправимся путешествовать в зимний лес. Ведь мы с вами знаем, что главным богатством нашего края являются леса, которые хранят облик и величие российской природы. А на чем мы доберёмся в лес? Дети:: На санках, на лыжах. Воспитатель: Хорошо, поедем на лыжах. ПОЧЕМУ? Дети: Потому что санки в сугробах проваливаются , а лыжи предназначены для езды по сугробам. (Дети встают за воспитателем и под музыку имитируют ходьбу на лыжах.) Воспитатель: Вот мы и в лесу. Прислушайтесь, какая тишина. Не слышно птичьих голосов. Оглянитесь вокруг, как здесь красиво! Посмотрите, внимательно, чьи следы вы видите? (слайд 2). Дети:: След зайца, лисы, белки. Воспитатель: Присядем на пенечки. Ребята, послушайте песенку про зиму. (Звучит детская песня про зиму, хорошо знакомая детям. Дети подпевают.) Вдруг появляется медвежонок, зевает. Воспитатель: Ой, кто это? Медвежонок: Я услышал красивую песенку и проснулся. Решил посмотреть, кто это так красиво поет! Воспитатель: Ой, медвежонок, прости нас, мы тебя разбудили. Медвежонок: Ничего не пойму, где же листья на деревьях? Где цветы? Почему так холодно? Воспитатель: Как много вопросов! Ребята, ответьте медвежонку, почему так холодно? Дети: Потому что наступила зима! Медвежонок: Зима? А что это такое? Дети: Это время года. Медвежонок: А сколько оно длится? Дети: Три месяца. Декабрь. Январь. Февраль. Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, почему медведь ничего не знает про зиму? Дети:: Медведи зимой спят. Медвежонок: А только медведи спят зимой? Дети: Нет. Еще ежи. Воспитатель: А какие медведи зимой не спят? Дети:: Белые (слайд 3). Медвежонок: Как интересно, а я и не знал, что у меня есть брат. Воспитатель: Где живёт белый медведь? Дети: На северном полюсе. Воспитатель: Что спасает его от холода? Дети: Теплая пушистая шерсть спасает медведей от лютой зимы. Воспитатель: Умеет ли плавать? Дети: Да, умеет. Воспитатель: Чем питаются белые медведи? Дети: Рыбой, тюленями. Воспитатель: Подберём модели, которые подойдут белому медведю. (Дети по очереди подходят к магнитной доске и вывешивают модели, подходящие к белому медведю, это карточки-схемы: «бутылка молока», «шерсть», «пасть», «четыре ноги», «перечеркнутый домик», «льды»). Воспитатель: Почему выбрали карточку-схему, на которой нарисована бутылка молока? Дети: Своих медвежат медведица кормит молоком. Воспитатель: Почему выбрали схему с нарисованной шерстью? Дети: Теплая пушистая шерсть спасает медведей от лютой зимы. Воспитатель: Почему выбрали схему с четырьмя лапами? Дети: У медведей четыре лапы, две передние и две задние. Воспитатель: Молодцы, хорошо справились с заданием. А теперь пора двигаться дальше. Медвежонок: А что это такое под ногами? (слайд 4) Дети: Снег. Воспитатель: Какой снег в лесу? Дети: Мягкий, пушистый, блестит на солнце, искрится. Воспитатель: Расскажите ребята медвежонку, что вы знаете про снег? Дети: Это замерзшая вода, кристаллики льда, много снежинок. Воспитатель: На что похожи снежинки? (слайд 5) Дети: На звездочки, на цветы, на пушинки. Воспитатель: Зимой на улице бывает разная погода, часто дует холодный ветер, а в небе летают веселые снежинки. Пока мы с вами беседовали, на улице пошел снег. И к нам прилетели настоящие снежинки. Посмотрите, какие они красивые! Подул зимний ветерок, Полетел снежок Снег, снег, белый снег Засыпает он нас всех. Ребята, возьмите, снежинки. Положите на ладошку и сделайте вдох носом и дуйте на снежинку. Мы с вами покружимся так же красиво, как снежинки. А как называется явление, которое у нас сейчас получилось? Дети: Снегопад. Воспитатель: Я предлагаю поиграть в игру «Доскажи словечко» со словом «снег» Тихо-тихо, как во сне Падает на землю… (снег) С неба все скользят пушинки – Серебристые … (снежинки) На дорожки, на лужок Все снижается … (снежок) Вот веселье для ребят Все сильнее … (снегопад) Все бегут вперегонки, Все хотят играть в … (снежки) Словно в белый пуховик Нарядился … (снеговик) Рядом снежная фигурка Эта девочка – … (Снегурка) На снегу-то, посмотри – С красной грудкой … (снегири) Медвежонок: Как много родственников у слова «снег». Воспитатель: Еще раз вспомним их. Дети: Снег, снежинки, снежок, снегопад, снежинки, снеговик, Снегурка, снегири. Медвежонок: А что случилось с рекой? Дети: Она покрылась льдом (слайд 6). Воспитатель: Летом река покрывается льдом? Дети: Нет, только зимой. Воспитатель: Правильно, реки покрываются льдом только зимой. Снег и лёд бывает только зимой. Они чем-то похожи между собой. Сейчас мы это сами узнаем. У нас есть 2 стакана: в одном – снег, в другом – лёд. Какого цвета снег? Дети: Белого. Воспитатель: Какого цвета лёд? Дети: Прозрачный (Если называют голубой , то сравнить с этим цветом.) Воспитатель: Теперь я положу под кусочек льда и снега цветную картинку. Давайте сравним, где видно картинки, а где – нет. Дети: Под снегом не видно, подо льдом видно. Воспитатель: Итак, какими свойствами обладает снег и лёд? Дети: Снег – белый, непрозрачный. А лёд – бесцветный и прозрачный. Воспитатель: Вы наверное устали , присядем на пенечки и продолжим наш разговор. Медвежонок: А как живется птицам зимой? (слайд 7) Дети: Птицам зимой и холодно, и голодно. Птиц в лесу и не видно они с наступлением холодов перелетают поближе к людям. Воспитатель: Как мы можем им помочь? Дети: Мы делаем кормушки и подкармливаем их. Воспитатель: Ребята, скажите, как называют одним словом птиц, которые остаются зимовать? Дети: Эти птицы – зимующие. Воспитатель: Каких зимующих птиц вы знаете? Дети: Снегири, синицы, воробьи, щеглы, чечётки, дятлы.
Медвежонок: Что-то холодно в зимнем лесу. Воспитатель: Как в пословице «Мороз не велик, да стоять не велит», что это означает? Дети: Если стоять будем, то замерзнем Воспитатель: В лесу стало холодно, мы можем заболеть, я предлагаю вам погреться. Что надо сделать, чтобы не заболеть? Дети: Больше двигаться, выпить горячий чай. Воспитатель: Все в кружок встанем и погреемся. «Наконец пришла зима (Дети разводят руки в стороны)(слайд 8) Стали белыми дома. (Делают руками крышу над головой) Снег на улице идет. (Двигают руками сверху вниз) Дворник улицу метёт. (Имитируют) Мы катаемся на санках. (Приседают, руки вытягивают вперёд) Пишем на катке круги, (Руки закладывают за спину, кружатся медленно) Ловко бегаем на лыжах (Имитируют) И играем все в снежки» (Лепят и бросают снежки). Воспитатель: Пришло время возвращаться в группу. Медвежонок: Ой, ребята, мне с вами было так интересно. Я буду скучать без вас. Воспитатель: Ребята, чтобы медвежонку не было так грустно, предлагаю вам сделать подарок аппликацию «Веселые снеговики». Они тебе, медвежонок, будут напоминать о твоей чудесной зимней прогулке. Мы освоим новый приём аппликации – наклеивание силуэта мелко нарезанными нитями, передавая эффект «пушистой шерстки». Конечно, ваши снеговики будут и похожи друг на друга, ведь каждый снеговик состоит из … чего? (слайд 12). Дети: Из шаров. Воспитатель: Сколько нужно снежных шаров для снеговика? Дети: Три. Воспитатель: Какого размера эти шары и как расположены? Дети: Снеговик состоит из трёх шаров, поставленных друг на друга; внизу находится самый большой, посередине - средний по вели¬чине, сверху - самый маленький - это го¬лова; руки можно сделать из овалов . Воспитатель: Какие предметы одежды можно нарисовать снеговику? Дети: Красивые шапочки и шарфики .
Воспитатель: Какое выражение лица может быть у снеговика? Дети: Веселое. Воспитатель: Мелко нарезаем нитки; на основу силуэтов равномерно, тонким слоем, наносим клей и приклеиваем обрезки ниток; выполняем из темных бусинок глазки. Сделаем улыбочку из красной нитки, головной убор и шарфик нарисуем фломастерами. Дети дарят свои работы медвежонку. Медвежонок: Спасибо ребята за подарки. Я пойду домой, уж очень хочется спать. Ведь до весны еще долго. До свиданья, ребята. Воспитатель: До свиданья, медвежонок. А нам , ребята, пора в путь . На чем мы с вами приехали в лес? Дети: На лыжах. Воспитатель: Назад мы поедем тоже на лыжах. (Дети встают за воспитателем и под музыку имитируют ходьбу на лыжах.) Рефлексия «Снежное дерево». На магнитной доске прикреплено дерево. Из картона вырезаны снежинки. В центре одних изображены эмоции радости, в центре других грусти.
Воспитатель: Ребята, перед вами лежат снежинки ,на которых в центре одних изображены эмоции радости , в центре других грусти .Если вы считаете ,что легко справились с заданиями ,то возьмите снежинку где изображено эмоция радости .Если задания вызывали у вас затруднения ,то возьмите снежинку с изображением грусти. Дети выбирают снежинку и прикрепляют на дерево.
|