Подготовила воспитатель: Сафьянникова Елена Александровна. г. Томск. 2019г
Актуальность:
Скоро, скоро Новый год! А какой же Новый год без ёлки? Нет, без зелёной красавицы и зимний праздник не праздник! Звонкие от мороза, похожие на сибирские колокольчики, стоят махровые «пушистики» под снежными шапками, смотрят свои зимние сны. Здорово устроить праздник вокруг хвойной лесной принцессы, только вот жалко её – постоит считанные дни, и отнесут её «на дрова».
Но обязательно ли для украшения своего дома рубить ёлочку? Ведь для нескольких дней праздника мы срубаем ёлку, которая росла 10 – 15 лет. Дом можно украсить искусственной ёлкой, которая будет радовать вас многие годы. И не нужно будет рубить живую ёлку.
Мы задумались, а могут ли дети помочь лесным красавицам, изменить ситуацию? Поэтому мы решили до наступления новогодних праздников привлечь внимание детей, родителей, жителей нашего посёлка к этой проблеме – сохранение лесных красавиц.
Цель проекта:
Формирование у детей ответственного отношения к природным богатствам родного края, повышение творческой активности и природоохранной деятельности детей.
Задачи проекта:
- Формировать первоначальные умения и навыки экологически грамотного поведения детей в природе.
- Развивать умение правильно взаимодействовать с природой.
- Пропаганда бережного отношения к природным богатствам.
- Способствовать развитию творческих способностей, воображению детей.
- Способствовать включению семьи в процесс реализации проекта по формированию экологической культуры.
Тип проекта:
Исследовательский — творческий.
Срок проведения:
Краткосрочный – 2 недели.
По количеству участников:
Групповой.
Проблема:
Каким образом предотвратить вырубку молодых елей на Новый год?
Реализация проекта:
Начальный этап:
- Подборка художественной литературы.
- Обозначить проблемные вопросы:
- Что мы знаем о ели?
- Почему у ели зимой зелёные иголки?
- Зачем нужны ели в жизни человека?
- Как можно спасти ёлочки от вырубки?
Технологический этап:
- Экскурсия по «Экологической тропе» детского сада — наблюдение за ёлочками. (Цель – формировать у детей представление о живой ёлке, способствовать развитию умения называть характерные особенности строения ели, признаки, отличающие её от других деревьев).
- Беседе на тему: «Ёлочке не холодно в лесу…» (Цель – формирование представлений о необходимости сохранения ёлочки и способах её замены.)
- Аппликация на тему: «Новогодняя открытка». (Цель – развивать творческие способности детей, поддерживать желание детей радовать своих родителей, поддерживать праздничное настроение.)
- Создание плаката «Не рубили ёлочку мы на Новый год!», способом обрывания цветной бумаги. (Цель — развивать творческие способности детей, формировать доброжелательное отношение к ёлочкам.)
- Участие в конкурсе в рамках природоохранной акции «Наряди живую ёлку». (Цель — пропаганда бережного отношения к природным богатствам, развитие творческих способностей, развивать у детей желание проявлять свои способности во время соревнований.)
- Участие в конкурсе интернет — журнала «Планета Детства», «Подарки для ёлочки». (Цель — учить создавать подарки своими руками, развивать творчество.)
- Беседа с детьми на тему «Откуда пошла традиция наряжать ёлку?».
- Художественное творчество «Ёлочки в снегу» (акварель + соль).
Работа с родителями:
- Создание игрушек и украшений для ёлочки, в рамках подготовки к конкурсу «Наряди живую ёлку».
- Беседы с родителями о том, какая ёлка будет стоять в вашем доме на Новый год.
Рефлексивный этап:
- Украшение ёлочки на территории детского сада.
- Чтение стихов о ёлочке, сказки «Ёлочка» Г.Х. Андерсен.
- Выставка творческих работ – совместная работа детей с родителями «Ёлочные украшения».
- Творческие работы воспитателя «Ёлочки», в разных техниках.
- Поздравление родителей приготовленными Новогодними открытками, с изображением ёлочек.
- Изготовление родителями творческих картин на тему «Новогодняя ёлочка».
Ожидаемый результат:
В результате выполненной работы дети будут понимать, что ели играют в природе и в жизни человека важную роль. Вырубка елей наносит большой вред природе. Повышение уровня экологической культуры не только детей, но и педагогов, а также родителей детей. Повысится интерес родителей к педагогическому процессу в детском саду, укрепиться заинтересованность в сотрудничестве с детским садом.
Беседа «Откуда пошла традиция наряжать ёлку».
В древние времена люди обожествляли природу и верили в существовании духов, живущих, преимущественно, в лесах на хвойных деревьях. Особенно важным было зимнее солнцестояние – канун самой длинной ночи в году; считалось, сто именно в это время активизируются потусторонние силы и духи, которых надо «задобрить» дарами. Ель же, как и другие вечнозелёные растения, символизировала вечную жизнь, поэтому именно она фигурировала в ритуалах зимних праздников.
Ёлочки украшали различными плодами и угощениями, произносили специальные заговоры и совершали таинственные обряды. Согласно верованиям друидов (древних кельтских жрецов, поклонявшихся лесу, деревьям), наряженные таким образом ветки ели отводили нечистую силу и привлекали духов растительности и плодородия, от которых зависел урожай в наступающем году.
Позднее, уже в средневековой Германии, эту традицию приспособили к христианской концепции: ёлку украшали яблоками, свечами, вафлями, а верхушку венчала Вифлеемская звезда.
Правда, в нашей стране украшать дома еловыми и сосновыми ветками (но не деревьями) начали раньше – ещё по приказу Петра 1, изданного в канун 1700 г. И закрепляющего перенос Нового года на 1 января, следовало «по большим улицам, у нарочитых домов, пред воротами поставить некоторые украшения от древ и ветвей сосновых, еловых и можжевеловых».
В наши дни на улицах городов первые ёлки появляются уже начиная с середины ноября, напоминая о приближении всеми любимого праздника и придавая улицам и площадями особое, предпраздничное настроение.
Аппликация на тему: «Новогодняя открытка».
Цель: Продолжать учить детей создавать поздравительные открытки своими руками, подбирая и создавая соответствующее празднику изображение. Продолжать учить симметричному сгибанию прямоугольника. Учить вырезывать по трафаретной линии, от линии сгиба. Закреплять навыки наклеивания, пользования принадлежностями. Развивать мелкую моторику, внимание.
Материал: Половина картонного листа золотого или серебряного цвета, клей, прямоугольники зелёного цвета, трафарет половины ёлочки., ножницы, простой карандаш, заготовки из цветной бумаги для украшения, салфетки, подставки, кисти.
Ход:
- Беседа о поздравительных открытках.
- Как можно украсить открытку?
- Прямоугольник зелёного цвета нужно сложить вдоль, прогладить сгиб, серой стороной вверх, обвести трафарет половинки ёлочки от линии сгиба.
- Вырезать ёлочку и наклеить в центре открытки.
- Из цветных заготовок вырезать украшения – шарики, подарки, гирлянды и др.
- Можно воспользоваться резными дыроколами – звёздочки, ладошки, машинки и др.
|