Автор: Сергей Галиуллин, педагог-психолог, практикующий семейный психолог
Текст:
В жизни людям нужны не только точные знания и инструментальные «жёсткие» навыки, но и так называемые «мягкие» навыки. Рассказываем, как их развивать с самого детства.
Что такое мягкие навыки
Мягкие, или гибкие навыки, или софт скиллс противопоставляют жестким навыкам, то есть предметным знаниям и умениям. Например, знать времена года и дни недели — это твердый навык, а уметь задать правильный вопрос или играть в команде — мягкий.
Жёсткие навыки помогают освоить определённую науку или получить конкретную профессию. Например, переключение передачи с помощью КПП и сцепления — нужный навык для водителя.
Мягкие навыки нужны в жизни в целом.
Они надпредметны, их можно развивать в любой сфере деятельности. Мягкие навыки связаны с инициативностью, умением общаться, эмпатией, умением ставить цели и переключать внимание и другими способностями. Точного перечня гибких навыков нет, проще считать ими все, что не связано с конкретной предметной сферой. Но с ними также легче осваивать определенные профессии. Например, умение общаться пригодится и учителю, и водителю.
Гибкие навыки сложнее измерить, чем жёсткие. Они поддаются оценке только в деятельности. Сложно придумать тест, с помощью которого можно понять, как хорошо общается человек, но можно наблюдать за его общением.
С какого возраста их нужно развивать
С любого. На самом деле они развиваются с рождения сами собой. Люди общаются между собой, учатся ставить цели и так далее. Как правило, ребёнок просто следует примеру авторитетных взрослых. Сначала это родители, потом педагоги. Причём для развития гибких навыков пример важнее объяснения. Если педагог учит сочувствию, но сам равнодушен к чувствам детей, то он вряд ли научит их этому навыку.
В каждом возрасте развиваются свои, как жёсткие, так и мягкие навыки. Причина проста: в каждом возрасте до подросткового отделы мозга развиваются несинхронно. Сначала лидирует один, затем другой. Например, тоддлера бессмысленно учить эмпатии, к этому не готовы ни мозг, ни психика. Но невербальные сигналы он учится считывать на мах.
У дошкольников эмпатия развивается легче. Причём для этого достаточно ролевой игры. Некоторые педагоги считают, что даже в игре ребёнка необходимо учить эмпатии, например, показывать, как успокаивать мишку. Но согласно теории научения, если родитель или педагог сочувственно относятся к ребёнку, он потом отрабатывает тот же навык в игре, сначала с игрушками, затем со сверстниками, а позже переносит его в реальную жизнь.
Что говорят образовательные стандарты о гибких навыках
ФГОС дополнительного образования требуют развивать ребёнка в детском саду сразу в нескольких сферах: физической, познавательной, социальной и других. Если внимательно посмотреть на навыки, которые нужно развивать в каждой сфере, то среди них окажутся и жёсткие, и гибкие. Например, интерес к учению и любопытство — это гибкие навыки.
Показываем на практике, как развивать мягкие навыки у дошкольников, на марафоне "Навыки XXI века у наших детей"
Как развивать гибкие навыки в дошкольном возрасте
Развивать гибкие навыки у дошкольников можно как в детском саду, так и дома. Дома будет чуть сложнее и дороже, потому что придётся покупать материалы и создавать развивающую среду. Но можно потратить не деньги, а время, и создать все своими руками. Также в развитии гибких навыков важно не перегнуть. Любопытство сложно развить, если из-под палки гнать ребёнка на экскурсии и в библиотеки. Интерес нужно разжечь.
Создавать гибкую развивающую среду. Больше всего для этого подходят среды, созданные в подходах Монтессори и Реджио. Ребенку предлагают разные предметные зоны, в которых ребёнок занимается разными делами. В музыкальной зоне он играет на инструментах, поет, учит ноты. В зоне математики сталкивается с формами, объёмами, размерами.
Создать такую среду можно и дома, воспользовавшись книгами по Монтессори-подходу.
Заниматься с детьми разного возраста. Так ребёнок легче учится новым навыкам. Он видит, как старшие дети ухаживают за собой и другими и тянется за ними. Старшие учатся ответственности за младших, учатся лидерству и инициативности.
Мотивировать детей на творчество. И не только на художественное. Творчество это, в первую очередь, гибкость по отношению к себе и миру. Если ребёнок сбился, рассказывая сказку и придумал новую — это творчество. Если ребёнок умеет завязывать шнурки тремя способами, а в случае чего, может их просто запихать за борта ботинок — это тоже творчество. Приучайте ребёнка быть разным и гибким, это важнее, чем учиться рисовать кружки и писать буквы.
Проводить метапредметные занятия. Они помогают находить неочевидные связи между предметами и развивают исследовательские навыки. Например, можно соединить музыкальное занятие с изучением окружающего мира — петь песни про каждую птицу, встреченную на улице или искать ноты в названиях птиц.
|