Богданова Ольга Станиславна. Материал к РМО учителей-логопедов по теме «Навыки словообразования, как одно из значимых условий активизации словаря у детей с нарушением речи»

Материал к РМО учителей-логопедов по теме «Навыки словообразования, как одно из значимых условий активизации словаря у детей с нарушением речи»Автор: Богданова Ольга Станиславна, педагог-психолог МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №9» Энгельсского муниципального района Саратовской области

Коррекционно-воспитательная работа строится с учетом особенностей психической деятельности детей — обучение детей органически связано с воспитанием у них внимания, памяти, умения управлять собой и другими качествами, которые должны быть усвоены детьми на данном возрастном этапе. Все специалисты работают над развитием речи детей совместно, руководствуясь общими требованиями программы.

Во время проведения упражнений я стараюсь, чтобы обстановка  была  живой, непринужденной. Дети могут отвечать сидя. Для поддержания нормального темпа работы я  часто прибегает к подсказкам, подавая  детям пример.


Во время игры я работаю над развитием словаря детей преимущественно путем привлечения внимания к способам словообразования, к эмоционально-оценочному значению слов.
Продолжая и углубляя эту линию речевого развития,  ставлю  перед собой задачу — расширять словарь детей, привлекая их внимание к оттенкам значений слов и некоторым способам словообразования. Дети учатся подмечать общие и различные морфологические элементы слова, устанавливать взаимосвязь между значением слов и их звуковым составом; образовывать новые слова путем присоединения суффиксов (мех - меховой), приставок (прибежать, убежать, подбежать…), путем словосложения (рыбу ловит — рыболов).
Обучение на занятиях осуществляется в ходе игровой деятельности. В них используются дидактические игры на ознакомление с окружающим и формирование грамматической стороны речи (в том числе словообразования), упражнения по формированию звукопроизношения, игровые задания для развития зрительного и слухового внимания и т. п. Задачи развития речи решаются в единстве с задачами всестороннего развития личности ребенка.  Для самостоятельного словообразования важно, чтобы дети хорошо понимали услышанное, поэтому необходимо развивать речевой слух, обогащать детей знаниями и представлениями об окружающем мире.  Как вы видели на экране,  играя в лото, мы образовывали существительные в родительном падеже.

 

ПСИХИЧЕСКИЕ  ПРОЦЕССЫ
Восприятие.
Слуховое: «Что звучит?» – назвать звучащие предметы: звенит колокольчик,  играет мелодия на сотовом телефоне, вода переливается из стакана в стакан, рвётся и режется бумага, звенит связка ключей и т.д.
Зрительное:
Цвет: «Какого они цвета?»: к чёрно-белому (теневому) изображению фруктов и овощей подобрать цветные карточки.

Величина: «Большой, средний, маленький». Рассказываем сказку с помощью картинок: «Пошли однажды дети в лес и увидели, что там происходит что-то интересное. На лесной поляне росли 3 ёлки: одна высокая, вторая пониже, третья – маленькая. Под самой высокой ёлкой сидел самый большой ёжик, под средней – поменьше, под маленькой – самый маленький. У самого большого на спине было большое яблоко, у среднего – поменьше, у маленького – самое маленькое. На самой высокой ёлке сидела большая белка, на средней – поменьше, на маленькой – самая маленькая белочка. И в лапках у них были грибы: у большой белки – самый большой гриб, у средней –  поменьше, у маленькой – самый маленький грибок. Вот из леса выскочили 3 зайца и спрятались: самый большой за большой ёлкой, средний – за средней, маленький – за маленькой ёлочкой».

Найди отличия: найти на двух картинках пять отличий.
Пространственное восприятие: «Расставим игрушки по местам». Оборудование: шкафчик из трёх полочек, игрушки.
Инструкция: поставим машину на нижнюю полку, мячик положим на среднюю полку, кукол посадим на верхнюю полку; кубики положим перед мячиком, пирамидку поставим сзади машины; мишку посадим слева от шкафа, большой мяч положим, справа от шкафа; над шкафом повесим картину, под шкаф положим массажёры, за шкаф закатим обручи.

Внимание.

Слуховое: «Заметь нужные слова» – среди называемых слов нужно услышать названия растений: барабан, стол, крапива, телефон, одуванчик, машина, ручка, апельсин, ковёр, занавеска, блокнот, капуста, морковь, мяч, яблоня, кукла, мотоцикл, абрикос, ключи, труба, акация, фартук, артист, фиалка, врач, магнитофон, армия, роза, кукуруза, овсянка, хлеб, пшеница, подоконник, звезда, алоэ, ремень, ландыш, арбуз, снег, лужа, трава, муравей.

Память.
Слуховая: тест «Запомни слова». Назвать ребёнку 5-6 слов и попросить повторить их.

Слова:       мяч, кошка, стол, кукла, платье;
карандаш, игра, телевизор, машина, майка, бумага.

Зрительная: предложить ребёнку в течение 1 минуты внимательно рассмотреть несложную сюжетную картинку, затем убрать её; попросить ребёнка ответить на вопросы по сюжету картинки.
Например: картинка «Бестолковый кот». Вопросы: Сколько мышек на картинке? Что они делают? А что делает кот? Почему картинка называется «Бестолковый кот»?
Опосредствованное запоминание (методика Л.В.Занкова): ребёнку предлагается несколько слов и картинок-ассоциаций к ним. Сначала нужно подобрать картинку к слову, объяснить связь между словом и картинкой; затем слова убираются, а ребёнок по картинке должен вспомнить и назвать слово.
Слова:       свет, праздник, лес, дорога, посуда.
Картинки:    лампа, салют, дерево, машина, тарелка.
Вариант: заучивание стихотворения с опорой на картинки.
МЫШЛЕНИЕ
Обобщение: назвать предложенные картинки одним словом (дидактическая игра «Классификации»).
Вариант: из предложенных картинок подобрать подходящие к заданной картинке, назвать все одним словом.
Исключение: дидактическая игра «Четвёртый лишний» – назвать лишнюю картинку: машинка, молоко, мишка, кукла;

миска, тарелка, кружка, тапочки;

скамейка, топор, лопата, пила;

нож, вилка, ложка, рубашка;

курица, утка, козлёнок, гусёнок.

Вариант: назвать лишнее слово:       стол, стул, торт, шкаф;

платье, туфли, брюки, юбка;

яблоко, груша, слива, лук;

дождь, зима, весна, лето.


Логическое: «Небылицы» – рассмотреть картинку и сказать, что нарисовано не так.
Вариант: «Нелепые истории» – найти ошибки в рассказанных историях.
Примеры: «Пришла весна. На улицах зазеленела травка. Мальчики пошли на каток играть в хоккей».
«Вчера Вика ходила в зоопарк. Там дружно рычали попугаи, каркали львы, мяукали волки и лаяли рыбки».
«Наступило лето. На жёлтом-жёлтом небе ярко светило голубое солнце, белела молодая травка. На ветках деревьев чирикали улитки, а высоко в небе летала стая лягушек».
Причинно-следственные связи: установить правильность причины и следствия во фразах.
Шёл дождь, потому что Витя надел плащ.
Цветы не поливали, потому что они засохли.
Солнышко прячется, потому что ночью темно.
У Кати день рождения, потому что ей подарили куклу.
Петя испачкался, потому что его поругала мама.
День был жаркий, потому что ребята пошли купаться.
Пришла весна, потому что прилетели ласточки.
Включили свет, потому что в комнате светло.
Разминка для взрослых
«НАЗОВИ ЛАСКОВО»
Красивый велосипед – красивенький велосипедик
уютный дом – уютненький домик
позднее время – поздненькое времечко
веселая пирамида – веселенькая пирамидка (-дочка)
прозрачные капли – прозрачненькие капельки
разноцветное блюдце – разноцветненькое блюдечко
железное ведро – железненькое ведерко
синий чайник – синенький чайничек
белые манжеты – беленькие манжетики
тяжелые гантели – тяжеленькие гантельки

Образовать существительное
в родительном падеже множественного числа:
БЛЮДЦЕ-БЛЮДЕЦ
ПОЛОТЕНЦЕ-ПОЛОТЕНЕЦ
ТУФЛИ-ТУФЕЛЬ
НОСКИ-НОСКОВ
РЕЛЬСЫ-РЕЛЬС
ЧУЛКИ-ЧУЛОК
КОЛГОТКИ-КОЛГОТОК
БУДНИ-БУДНЕЙ
БАСНИ-БАСЕН
КОЛЕНО-КОЛЕНЕЙ
АРМЯНЕ-АРМЯН
БАШКИРЫ-БАШКИР
ПУСТЫНЯ-ПУСТЫНЬ
ЦЫГАНЕ-ЦЫГАН
ВАЛЕНКИ-ВАЛЕНОК
ЧУКЧИ-ЧУКЧЕЙ
ПРОСТЫНЯ-ПРОСТЫНЬ
ОЛАДЬИ-ОЛАДИЙ
МАКАРОНЫ-МАКАРОН
ПОБЕРЕЖЬЕ-ПОБЕРЕЖИЙ
ГАЛОШИ-ГАЛОШ
ГРУЗИНЫ-ГРУЗИН
ПОГОНЫ-ПОГОН
КЛИПСЫ-КЛИПСОВ
ШОРТЫ-ШОРТ
ГОЛЬФЫ-ГОЛЬФОВ
СУМЕРКИ-СУМЕРЕК
МОЛДАВАНЕ-МОЛДАВАН
ЯСЛИ-ЯСЛЕЙ

Литература:
Ю.Ю.Гурьянова. Готовимся к школе. Интенсивный курс. Тесты, игры, упражнения.
О.Б.Иншакова. Альбом для логопеда. М.  Владос 2005г.
1000 игр с карандашом. РОСМЭН 2007.

Богданова Ольга Станиславна
МБДОУ "Детский сад комбинированного вида №9"
педагог-психолог
г. Энгельс Саратовская область

Просмотров: 660
Категория: По направлениям » Для детского сада » Занятия по логопедии




Другие новости по теме:

  • Ольга Никишина. Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений во 2-ой младшей группе. Тема: «Число 5. Большой, поменьше, самый маленький. Весна»
  • Гузелия Гумурзакова. НОД по формированию элементарных математических представлений у детей 2-ой младшей группы «БОЛЬШОЙ – ПОМЕНЬШЕ - МАЛЕНЬКИЙ»
  • Чернова Натела Арамайсовна. ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ К ТЕМЕ «СЛОВА-ПРЕДМЕТЫ» ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ «Найди лишнее слово»
  • Главный Редактор. Большой секрет для маленькой компании - песня
  • Беляева Елена Валентиновна. Большой секрет для маленькой компании за чашкой чая (тематическая встреча для мам)
  • Менщикова Марина Александровна. Конспект НОД в средней группе «Кого можно назвать другом».
  • Эльвира Чулкова. Мастер - класс 'Слова! Слова! Слова!'
  • Леонова Наталья Юрьевна. Игры для развития слухового внимания детей 4-5 лет «Фонематический слух – основа правильной речи»
  • Дворянчикова Татьяна Алексеевна. Дидактическая игра по развитию речи детей дошкольного возраста «Подбери картинку к букве»
  • Белозёрова Ирина Анатольевна. Конспект занятия по математике во второй младшей группе - Большой маленький. Один, много, ни одного. Группировка по цвету
  • Марьенкина Лидия Александровна. Словесно-дидактические игры для развития словарного запаса, автоматизации звуков «ш» через формирование и расширение «семантического поля» слова, развитие валентностей слов, функции словоизменения.
  • Курганская Екатерина Васильевна. Конспект НОД с использованием моделирования для детей средней группы «Большой зеленый «Дом»!»
  • Данилишина Анна Вячеславовна. Формирование родственных слов у дошкольников 5-7 лет с общим недоразвитием речи. Методические рекомендации для учителей-логопедов.
  • Главный Редактор. Дно, колено, кочерга... Как образовать от этих слов формы множественного числа?
  • Костикова Надежда Владиславовна. Формы работы по формированию слоговой структуры слова у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
  • Калинина Елена Геннадьевна. Игра «Дидактические кубики слов» для малышей 3 – 4 лет
  • Ахунзянова Светлана Юрьевна. «Вежливые слова» Комплексное занятие по развитию речи в средней группе
  • Черняк Ольга Владимировна, Ансимова Светлана Юрьевна. Консультация для родителей «Игры и игровые упражнения для развития речи детей дома»
  • Колбасова Ольга Николаевна. ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ ЗВУКОВОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА СЛОВ У ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ.
  • Прокофьева Елена Николаевна. Дидактические, логопедические игры по формированию слоговой структуры слова
  • Хорошаева Анжела Геннадиевна. Дидактическая игра по речевому развитию «Слушай, думай, отвечай — все слова запоминай».
  • Коновалова Вера Евгеньевна. ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ СЛОВООБРАЗОВАНИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР И УПРАЖНЕНИЙ
  • Чепкасова Анна Сергеевна. Презентация Тема «Обучение звуковому анализу слова детей старшего дошкольного возраста».
  • Мансурова Валентина Борисовна. Словесные дидактические игры и упражнения в режиме дня для развития словаря детей старшего дошкольного возраста с ОНР
  • Резе Ольга Ивановна. Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию в подготовительной к школе группе «Маленькие герои большой войны…»
  • Екатерина Игоревна Назаренко. Развитие эмоционально-личностной сферы старших дошкольников с использованием ИКТ. Тема: «Большой мир маленького человека»
  • Богданова Руслана Васильевна. Конспект по развитию речи в старшей группе Рассказывание по картинке «Кошка с котятами»
  • Чертилина Мария Александровна. Формирование речи во взаимосвязи с развитием фонематического слуха у детей раннего возраста с задержкой речевого развития (из опыта работы)
  • Иванова Елена. Организация и осуществление процесса развития замысла в изобразительной деятельности у младших дошкольников с использованием художественного слова.
  • Шама Людмила. Конспект занятия по закреплению правил дорожного движения в средней группе «Путешествие Буратино в большой город»



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь