Составили: Демина Алла Николаевна и Беляева Елена Валентиновна.
1. Трепещет и манит
И заставляет думать о пути,
Что нашим детям суждено пройти.
Зло и добро — вот две дороги разных
Одна — поступков страшных, безобразных
Другая — Светы, Веры и Надежды
Какую выбрать... Наш ребенок сам решит.
Но прежде...
Обдумать и понять должны мы с вами Каким путем хотим идти мы сами.
2. Муж и жена — это две первоосновы семьи.
Отец и мать — это не просто родители, а люди, взявшие на себя ответственность за то, что они родители, прежде всего перед самими собой.
Дети — это неотъемлемая часть нашей жизни, ее украшение. Они радуются и грустят вместе с нами. Мы открываем для них этот огромный мир, но и сами постоянно учимся у своих детей, ведь они наше отражение: каковы мы, таковы и они. И сейчас мы предоставляем Вам возможность взглянуть на себя как в зеркало. Наши дети, такие наивные и мудрые, искренние и чувствительные, они как открытая книга, как чистый белый лист, на котором можно написать все, что захочется. А иногда — загадка, маленькая тайна. Знаем ли мы ее? Знаете ли Вы своих детей? Вот как Вы думаете, о чем мечтает ваш ребенок?
(Опрос родителей «О чем мечтает Ваш ребенок?)
3. — А теперь я хочу, чтобы Вы послушали высказывание самих
детей.
(Видео запись беседы с детьми, о чем они мечтают)
4. Что ребенку надо — домик с тихим садом,
Мама с добрым взглядом и отца родного слышать ласки слова.
Семья — это теплый очаг и вечера у новогодней елки, дружба и поддержка на всю жизнь. Это ты да я, да мы с тобой.
Как вы думаете, по мнению детей, что такое семья?
Проводится обсуждение вопроса!
А теперь послушайте ответы ваших детей. (Воспитатель зачитывает)
5. Психолог предлагает мамам по желанию провести тест «Дом, дерево, семья»
Затем показывает рисунки их детей, дает общую характеристику работам.
6. Хранительница домашнего очага всегда была женщина. Она поддерживала огонь, создавала уют. Ухаживала за детьми. От нее мудрости зависит очень много. Но главное назначение женщины — материнство. В материнском труде, как и во всяком другом, возможны ошибки и радости, сомнение и удачи, поражения и победы. Материнская любовь, переживания и хлопоты — сложная и многогранная часть жизни женщины. Все
мамы не похожи друг на друга, как не похожи и дети.
Какие бывают мамы, мамины роли.
Мамы — наседки. Они приносят себя в жертву своему бесценному чаду. Следит за каждым шагом ребенка, бережет его от дождя, от солнца, от дурного влияния. Вечные попытки все сделать за ребенка, оградить его от решения возникающих проблем и даже заменит собой сверстников рано или поздно заканчиваются протестом со стороны ребенка. Чрезмерная опека для подрастающего малыша становится невыносимой. Мама без конца хлопочет и трясется над ребенком, а он хнычет и капризничает, требуя и добиваясь своего. Мама-наседка всегда находит повод для тревоги, показывает ребенка множеству врачей, посещает с ним самые разные клиники. Такое отношение к ребенку может только ухудшить ситуацию.
Мама, которая вместо своей проживает жизнь собственного ребенка, все время тревожится, беспокоится, причем чаще всего о вымышленных, а не о реальных трудностях и проблемах. Часто меняющая свои решения, постоянно раскаивающаяся в своих поступках, сомневающаяся всегда и во всем мама-наседка может:
потерять уважение своего ребенка;
издергать его;
дезориентировать малыша своими подсказками, контролем и готовностью решать за него проблемы и самые простые вопросы, а этим воспитать ребенка, неспособного самостоятельно принимать решения.
Мама — кукушка. Во время Второй мировой войны нацисты провели на детях такой эксперимент. Сначала они отобрали совершенно здоровых физически и психически мужчин и женщин. При этом проследили, чтобы у них не было наследственных заболеваний. Двадцать рожденных у этих родителей детей отобрали у матерей сразу же после их появления на свет и начали воспитывать в специальном детском доме. Нацисты стремились создать сверхлюдей «чистой» расы. Условия содержания детей, их питание, уход за ними были прекрасными. Из сообщений воспитателей, принимавших участие «в выращивании людей новой расы», выяснилось, что все 20 детей сильно отставали в развитии. Эти дети не играли, были грустными и подавленными, не проявляли интереса к окружающему миру, сосали пальцы, поздно научились говорить, навыки опрятности приобретали только после пяти лет. Некоторые дети оценивались как «идиоты». Что же произошло? Почему дети, которые родились генетически здоровыми, хорошо питались и жили в прекрасных условиях, не стали веселыми, озорными карапузами? Какие причины отставания их психического развития? Ответ оказался простым. Без материнского тепла, без человеческого общения не может сформироваться полноценная личность. Сон, еда и уход — это еще не все, что нужно ребенку для того, чтобы стать человеком. Малышу нужно ощущать искреннюю заботу и участие, слышать
звуки голоса, обращенного к нему, видеть улыбку взрослого, смотреть ему в глаза, разговаривать с ним, петь ему, гладить его.
Что общего в поведении мамы и птицы? Кукушка подкладывает свои яйца с еще невылупившимися птенцами в чужие гнезда. Мама-кукушка тоже перекладывает заботы о собственном ребенке на кого-то другого — на бабушку или няню. Причин такого поведения может быть несколько:
необходимость много работать, чтобы не лишиться привычного заработка;
необходимость учится, чтобы получить образование;
незапланированное появление малыша;
карьера и честолюбивые профессиональные планы на будущее;
рождение ребенка — уступка желанию мужа иметь детей;
ребенок-лишь средство удержания партнера в браке или способ заставит мужчину заключить брак;
мнение, что маму прекрасно может заменить любая женщина;
нежелание заниматься пеленками и ползунками;
эгоизм;
мнение, что для роста ребенку необходимы лишь пища и уход.
Мама — следователь. Мама — следователь очень энергична, эмоциональна, любопытна. Это женщина властная и знающая. Существует несколько типов мам-следователей.
Первый тип. Это профессионально очень успешная, деловая женщина-руководитель. Манеры управления на работе она автоматически переносит на отношения с ребенком: получает информацию и реагирует кнутом или пряником в зависимости от того, какая информация о малыше поступила. Это мама контролирует словом.
Второй тип. Это женщина не добилась успехов в работе, поэтому ей нужен максимальный успех ребенка. Свои
честолюбивые замыслы и планы ей не удалось реализовать в жизни по разным причинам: не хватало усердия, сил или желания. Внутреннее недовольство собой находит выход — это подрастающий малыш, вся надежда на него, он вместо мамы достигнет успеха! Контроль удваивается. Это контроль и словом, и сопровождением, и присутствием, это контроль, который не дает ребенку спокойно жить, дышать, действовать... Такие мамы считают, что главное в деле воспитания, — это контроль: нужно все и всегда знать о ребенке, его поступках, мыслях, друзьях и планах. Если обо всем знать, можно повлиять, подсказать, предотвратить, не допустить. Самое грустное в этой истории, что подавляются активность, самостоятельность ребенка. Для того чтобы знать, что и когда делает ребенок, как он поступил, что сказал друзьям, мама постоянно спрашивает или выпытывает, собирает информацию, сопоставляет и сравнивает все, что узнала.
Мама — Баба-яга.
Не будешь есть — придет врач и сделает тебе укол!
Пойдем скорее домой, а то придет Бармалей и утащит тебя с собой!
Не будешь слушаться — милиционер тебя заберет!
Не убегай далеко, потеряешься, а там Баба-яга!
Время всем спать! Марш по своим комнатам! Только на минуту зайдите поцеловать бабушку и папу. Нечего бродить и хныкать, пора спать. Я же сказала! Да, и ночью не надо вскакивать, куда-то бежать, плакать, включать свет, звать бабушку, вы уже большие дети, запомните, что я сказала!
Это мама пытается добиться послушания ребенка, запугивая его требованиями, добиваясь послушания гневом и раздражением. Если маленький человек поступает по-своему, то чаще всего следует наказание, в том числе физическое. Баба-яга грубо и безапелляционно разговаривает с детьми, только она знает, что и как делать, — поэтому она указывает, командует, понукает, принижает чувство их достоинства, не допускает
самостоятельности детей. Она легко раздражается и выходит из себя. Может кричать и ругаться.
Мама — Царевна Несмеяна. Царевна Несмеяна. Слишком «правильно» воспитывает ребенка, потому что больше всего боится его избаловать. Она требовательна и принципиальна, честолюбива и обязательна, сдержанна в выражении чувств и эмоций, доброты и отзывчивости, всегда чем-то обеспокоена и озабочена. Несмеяна любит иронизировать, выискивать недостатки, поучать, стыдить, читать мораль, давать указания. Это строгая и чопорная мама сама не смеются, а шум, веселье и беготню детей считает пустым времяпрепровождением и баловством.
Мама — Снежная Королева. Это мама не только строга и непреклонна, но и высокомерна и тщеславна. Она повелевает со своего трона, а ребенка окутывает ледяной холод. Между расчетливой и эгоистичной, жесткой и равнодушной мамой и ее малышом — ледяная пустыня. Ей нет дела до переживаний и ошибок, сомнений и тревог маленького человека.
Мама — Спящая Красавица. Мама — Спящая Красавица находится в мире сна и сладких грез. Она никуда не спешит и ни о чем не беспокоится. Это мама расслабленная и самовлюбленная, разочарованная и ждущая перемен. Разве мама — Красавица должна заниматься бытом, потребностями ребенка, его пеленками или уроками? Нет, ребенок-это слишком большая обуза, для этого есть бабушки.
Мама — тиран. Ребенок с утра до вечера спешит выполнить ее приказы. У него нет своей маленькой личной жизни, он постоянно находится в оглядке и желании маме понравиться. Она часто недовольна его успехами, критикует его по поводу и без повода. С трех лет дитя обучается языкам, музыке, танцам... На улице она его держит за руку, контролируя каждое его движение. Ребенок. Будучи взрослым, он продолжает находиться в зависимости от мамы. Он непременно вырастет эрудированным и честолюбивым, однако будет страдать от неуверенности, проявлять робость и инфантильность. Мальчики становятся зависимы от противоположного пола. Женщины
постарше могут женить его на себе, те, что жестче характером, сделают его подкаблучником. Взрослые дочки продолжают во всем слушать маму, обделяя свою, зачастую так и не состоявшуюся, личную жизнь.
Супермама. Она во всем ищет равновесие. Занятия с ребенком происходят по ее инициативе или по просьбе малыша. Если тот проявляет самостоятельность и говорит маме «я сам» — она терпеливо сносит все его неудачи, поправляя и объясняя причину. Супермама любит ребенка таким, какой он есть, и всегда избегает крайностей в воспитании. Ребенок. Растет очень любознательным. Охотно решает свои проблемы и норовит помочь более слабым людям и членам семьи. Его чувства в гармонии с рассудком. Он практичный, сообразительный и всегда с пониманием будет относится к негативным поступкам окружающих. Неконфликтный. В дальнейшем о его выборе не стоит беспокоится. Он очень уверенно будет чувствовать себя в любых жизненных перипетиях. Мнение мамы всегда будет уважать, считаться с ним, но не сделает его превалирующим.
Почти мама. Любит свое дитя и принимает его таким, какой он есть. Но поведение такой мамы бессистемно и хаотично. Развитие ребенка пускает на самотек — плывет по течению сама и предоставляет ему развиваться, как «маугли». Она его может обожать, петь песни на ночь, носит на руках и ничего от малыша не требовать.
Замученная мама. Считает свои повседневные обязанности тягостными и бесконечными. У нее нет времени ни на себя, ни на мужа, ни на хозяйство. Детьми занимаются старшие братья и сестры. Она не может привести свою жизнь в порядок. Безденежье приводит такую маму в уныние и часто погружают в лень. Дети занимают себя сами в запущенном донельзя доме. Обычно это многодетные мамы, не имеющие достаточно средств на содержание семьи. Ребенок. Нетрудно предположить, что ребенок интеллектуально не развит. Это маленький сопливый плакса, желающий хоть как-то привлечь внимание окружающих. В его часто «потухших» глазах можно прочесть грусть. Ему чужда эстетика и красота. Даже взрослый
он не умеет со вкусом одеться, а красивая жизнь, смотрящая на него с картинок глянцевых журналов, кажется недостижимой.
Мама педант. Она часто занимает хороший пост в обществе и имеет возможность пригласить няню. Не привыкшая к роли домохозяйки, такая мама часто раздражается на детские капризы и шалости, спешно выдавая тираду из окриков и унизительных обвинений в адрес малыша, а заодно и сбрасывает накопленную за день усталость.
6. В народе говорят: «Первый ребенок — последняя игрушка, а
первый внук-первый ребенок»
Все бабушки обожают своих внуков, но по-разному проявляют любовь и по-своему оказывают помощь.
Существует несколько типов бабушек:
Бизнес — леди
Премьер — министр
Благодетельница
Подруга
Баловница
Домохозяйка
(раздается напечатанный материал для подробного самостоятельного изучения)
7. Ежедневно взрослые ходят на работу-
Кто недавно, а кто много лет.
И каждый день у всех одни заботы -Свободных дней у нас почти что нет. А рядом подрастают наши дети. Бегут в детский садик, в школу, институт. И ох, как трудно нам порой заметить,
Какими же они у нас растут. Прислушайтесь к их разговорам, Они вершат над нами строгий суд. Ведь в играх детских, спорах, ох как часто Проблемы взрослые встают.
8. На тематические встречи «Рядом с папой я кружусь — знаю папе пригожусь» я познакомила ваших мужей с эмблемой семьи
Эмблема — это 4 ладони рядом. Сила семьи в сплоченности. Самая большая ладонь — это папина — это сила семьи, поддержка. Защита. Гарантия стабильного будущего в его руках. Поэтому именно они обвели свою ладонь первыми.
А вам хочу сказать: — мамина ладонь стоит рядом — это символизирует взаимопонимание, взаимодоверие, взаимовыручку, взаимоподдержку.
И насколько понятие «взаимо» будет реализовано в жизни, зависит судьба ваших детей. Дети — это бусинки на ниточке, которые находятся в руках двоих-мамы и папы.
Я желаю, чтобы ваши руки были рядом всегда. А теперь, пожалуйста, обведите свою ладонь рядом с ладонью вашего мужа.
На встрече с папами, папы искали самолеты со своими именами, внутри которого ребенок писал заветное желание, адресованное папе.
Готовясь к нашей встречи — ваши дети написали свои заветные желания и адресовали их вам — мамы.
(Мамы находят цветок со своим именем, в середине которого написано заветное желание)
Список использованной литературы:
СВ. Глебова «Детский сад — семья» Аспекты взаимодействия
Журнал «Домашняя энциклопедия для вас»
Интернет — статьи.
|