Марьенкина Лидия Александровна. Словесно-дидактические игры для развития словарного запаса, автоматизации звуков «ш» через формирование и расширение «семантического поля» слова, развитие валентностей

Словесно-дидактические игры для развития словарного запаса, автоматизации звуков «ш» через формирование и расширение «семантического поля» слова, развитие валентностей слов, функции словоизменения.

Марьенкина Лидия Александровна, МДОУ «Детский сад № 418» г. Перми, учитель-логопед высшей категории, стаж педагогической деятельности 36 лет,

Данные игры могут проводиться со средней группой в целом как игровые занятия, но могут и частями, решая конкретные задачи, например, расширение словаря действий, расширение словаря признаков, расширение словаря антонимов, синонимов и т.п. Допускаются усложнения, упрощения в зависимости от возраста и подготовки детей.

Словесно-дидактическая игра «Мишуткина шубка».

Цель: формирование и расширение «семантического поля» слова «шуба» и развитие валентностей. Автоматизация звука «ш».

Оборудование:

- картины (шубы)

- натуральные предметы: шубка, шуба, полушубок из разных мехов.

- Однажды Мишутке подарили меховое пальто, но не сказали, как называется и когда носить.

- Поможем Мишутке разобраться.

- Как называется это меховое пальто? (шуба)

- Какой первый в слове звук? ( «ш»)

Характеристика звука (согласный, всегда твердый, глухой).

Уточнение акустико-артикуляционного образа звука (артикуляционная гимнастика с участием рук и словесным сопровождением)

- Как мы будем звук «ш» произносить? (ответы детей)

- Правильно: Будем четко говорить.
Не торопиться, не спешить.
Чтоб звучок себя узнал
И спасибо нам сказал.

(показывается детская шубка) Как называем мы эту очень маленькую шубу? (шубка, шубочка, шубонька)

- А вот эта большая мамина (шуба).

- А у папы огромная (шубища).

- У деда короткая (полушубок).

- А у бабушки старая поношенная шуба. Как ее можно назвать? (шубейка, шубенка)

- А что мы делаем с шубой? Нужно ответить так: шубу ношу, шубу надеваю, шубу вешаю (одеваю, набрасываю, берегу, беру, снимаю, отдаю, покупаю, продаю, чищу, мараю, загрязняю, бросаю, поднимаю, кидаю, любуюсь, смотрю, ненавижу, люблю, шью, зашиваю).

- Что шуба делает: шуба висит, шуба греет (падает, укрывает, защищает и т.д.).

- Какая бывает шуба? Опять произносим со словами «шуба», «шубка», но эти слова будут стоять в конце, а впереди – слово, которое рассказывает нам, какая шуба, например, меховая шуба, легкая шубка, маленькая шубочка. (коричневая, черная, светлая, темная, мягкая гладкая, пушистая, лохматая, неопрятная, аккуратная, большая, маленькая, модная, старая, новая, холодная, теплая, легкая, тяжелая, драная, сногсшибательная, длинная, короткая, узкая, широкая, маловата, велика, норковая, песцовая, бобровая, медвежья, собачья, овечья, нутриевая, ондатровая, соболья, любимая, ненавистная).

- Как интересно, все люди носят разные шубы. Подумайте и скажите, какие шубы носят эти люди (показываются картинки)?

- У папы большая шубища, а у Мишутки (маленькая шубка).

- У мамы новая шуба, а у папы (старая шубейка).

- У сестры чистая шубочка, а у брата (грязная шубка).

- У дочери теплая шубка, а у сына (холодная шубка).

- У бабушки длинная шуба, а у деда (короткая шубейка, полушубок).

- У тети легкая шубка, а у дяди (тяжелая шуба).

- У женщины светлая шуба, а у мужчины (темная шуба).

- Игра в кругу
Я словами не скажу,
Какую шубу я ношу,
Но очень точно покажу.

(Дети эмоционально показывают, как они двигаются и как чувствуют себя в таких шубах).

1. Вот так шубка на мне,

Я на подиуме.

(модная, новая, сногсшибательная, красивая)

2. А в этой шубе стыдно мне,

Не пойду гулять вообще.

(старая, поношенная, грязная, облезлая, рваная)

3. А в этой шубе неудобно бегать, прыгать и шагать,

Вот-вот-вот могу упасть.

(велика, длинная, широкая, большая)

4. В этой шубке я замерзла,

Побегу скорей домой.

Гулять в шубейке невозможно,

Лучше поиграть с сестрой.

(холодная, узкая, короткая, маловата, маленькая)

- Шуба – это что? (одежда)

- Какая одежда? (зимняя)

- Какую зимнюю одежду вы знаете?

- Что мы надеваем зимой, чтобы не замерзнуть? (ответы со словом «зимний»: зимнее пальто, зимнюю шубу, зимнюю шапку, зимнюю куртку, зимние валенки, зимние ботинки, зимний шарф)

- Зимняя одежда нам нужна? Почему? Для чего?

- А летом эта одежда нужна? Почему?

Итог:

- Вот сколько много мы узнали о Мишуткиной шубке и других шубах. Послушайте чистоговорку о Мишутке (заучивание):

Шапка да шубка,

Вот и наш Мишутка.

- А звук какой мы правильно и четко произносили в словах и предложениях?

- И звук «ш» себя узнал

И спасибо нам сказал.

Просмотров: 1086
Категория: По направлениям » Для детского сада » Занятия по логопедии




Другие новости по теме:

  • Ким Оксана Васильевна. КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ИНТЕГРИРОВАННОГО ЗАНЯТИЯ В ПЕРВОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЕ «Шубка для Северяночки»
  • Федорова Елена Сергеевна. Тема: Обучающая игра — тренажёр «Миша учит Машу правильно произносить звук Ш. Постановка и автоматизация звука Ш».
  • Марьенкина Лидия Александровна. Словесно-дидактическая игра «Путешествие в лес»
  • Ахметзянова Алсу Маслявиевна. Календарное планирование воспитательно-образовательной работы Тема: Одежда и обувь. Для чего нужна одежда и обувь.
  • Соломеина Людмила Игоревна. Конспект занятия по развитие речи для детей средней группы «Зимняя одежда»
  • Главный Редактор. Песня слуг, к/ф 'Старая, старая сказка'
  • Сорокина Галина Евгеньевна. Непосредственно образовательная деятельность. Игра – занятие во второй группе раннего возраста: расширение ориентировки в окружающем и развитие речи «В гости к бабушке в деревню».
  • Редактор. Модная одежда из семидесятых: да здравствуют шорты, джемпера и удобство в стилях!
  • Агапова Анжелика Васильевна. Самообразование «Формирование словаря детей дошкольного возраста с ОНР группы компенсирующей направленности для детей с ЗПР через дидактические игры»
  • Полякова Наталья Ярославовна. Учим ребенка правильно произносить звук [С]
  • Редькина Людмила Леонидовна. Непосредственно – образовательная деятельность с детьми подготовительной группы 6-7 лет. Тема: «Холодная и теплая осень».
  • Лазукова Людмила Викторовна. Расширение представлений детей старшего дошкольного возраста о Калужском крае через знакомство с декоративно – прикладным искусством (хлудневская игрушка)
  • Сошникова Лариса Валериевна. Индивидуальное занятие на тему; Звуки «ш», «р» П. Г. Постановка звука «ш», автоматизация звука «р» в слогах, словах и чистоговорках. Использование артикуляционного массажа в занятии.
  • Демиденко Татьяна Романовна. Непосредственно организованная образовательная деятельность Тема: Звук [Ч], буква Ч. (Этап автоматизации звука [Ч])
  • Сосина Елена Владимировна. Сценарий подгруппового логопедического занятия по автоматизации звука «Р» в слогах, словах и предложениях для детей подготовительной группы «Поможем жителям сказочного королевства»
  • Коняхина О. Н.. Дидактическая игра «Что любит моль?» Автоматизация звука Ль предложениях
  • Козлова Марина Сергеевна. Волшебные слова - Игры со словами
  • Чернова Натела Арамайсовна. ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ К ТЕМЕ «СЛОВА-ПРЕДМЕТЫ» ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ «Найди лишнее слово»
  • Чусовлянкина Екатерина Тимофеевна. Пополнение предметно развивающей среды группы, расширение кругозора детей среднего дошкольного возраста - Макет – трансформер
  • Ирина Александровна Фомина. Конспект НОД ОО 'Познание' (Формирование целостной картины мира) подготовительная к школе группа беседа на тему: «Одежда.Ткани»
  • Бакустина Ирина Васильевна. Конспект подгруппового логопедического занятия в старшей группе с применением ИКТ и логопедических игровых здоровьесберегающих технологий по автоматизации звука [Ш] в словах и простых предложениях «В гости к Мишке»
  • Сорокина Наталия Ивановна. Материал к экологической конференции «Расширение представления у детей с ОНР о лекарственных растениях родного края»
  • Скороход Ирина Александровна. Конспект подгруппового логопедического занятия по коррекции звукопроизношения, Автоматизация звука /з/ в словах и предложениях. Тема: «В гости к сказке».
  • Шевченко Оксана Анатольевна. Информационно исследовательский проект в подготовительной группе компенсирующей направленности (дети с ЗПР) «Греет ли одежда»
  • Ренжина Дарья Николаевна. Конспект занятия по теме: 'Автоматизация звука [ш] в словах, предложениях'
  • Веремеева Елена Александровна. Досуг с родителями в группе раннего возраста «Старая сказка на новый лад»
  • Деш Оксана Владимировна. Конспект индивидуального логопедического занятия на тему: «Автоматизация звука «С» в словах и предложениях».
  • Мансурова Валентина Борисовна. Словесные дидактические игры и упражнения в режиме дня для развития словаря детей старшего дошкольного возраста с ОНР
  • Бухарева Вера. Интегрированное занятие в средней группе (программа «Детство») - Путешествие в летнюю и зимнюю сказку
  • Галкина Ольга Николаевна. Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей средней группы «Узкая и широкая дороги на улице»



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь