Марьенкина Лидия Александровна. Словесно-дидактические игры для развития словарного запаса, автоматизации звуков «ш» через формирование и расширение «семантического поля» слова, развитие валентностей

Словесно-дидактические игры для развития словарного запаса, автоматизации звуков «ш» через формирование и расширение «семантического поля» слова, развитие валентностей слов, функции словоизменения.

Марьенкина Лидия Александровна, МДОУ «Детский сад № 418» г. Перми, учитель-логопед высшей категории, стаж педагогической деятельности 36 лет,

Данные игры могут проводиться со средней группой в целом как игровые занятия, но могут и частями, решая конкретные задачи, например, расширение словаря действий, расширение словаря признаков, расширение словаря антонимов, синонимов и т.п. Допускаются усложнения, упрощения в зависимости от возраста и подготовки детей.

Словесно-дидактическая игра «Мишуткина шубка».

Цель: формирование и расширение «семантического поля» слова «шуба» и развитие валентностей. Автоматизация звука «ш».

Оборудование:

- картины (шубы)

- натуральные предметы: шубка, шуба, полушубок из разных мехов.

- Однажды Мишутке подарили меховое пальто, но не сказали, как называется и когда носить.

- Поможем Мишутке разобраться.

- Как называется это меховое пальто? (шуба)

- Какой первый в слове звук? ( «ш»)

Характеристика звука (согласный, всегда твердый, глухой).

Уточнение акустико-артикуляционного образа звука (артикуляционная гимнастика с участием рук и словесным сопровождением)

- Как мы будем звук «ш» произносить? (ответы детей)

- Правильно: Будем четко говорить.
Не торопиться, не спешить.
Чтоб звучок себя узнал
И спасибо нам сказал.

(показывается детская шубка) Как называем мы эту очень маленькую шубу? (шубка, шубочка, шубонька)

- А вот эта большая мамина (шуба).

- А у папы огромная (шубища).

- У деда короткая (полушубок).

- А у бабушки старая поношенная шуба. Как ее можно назвать? (шубейка, шубенка)

- А что мы делаем с шубой? Нужно ответить так: шубу ношу, шубу надеваю, шубу вешаю (одеваю, набрасываю, берегу, беру, снимаю, отдаю, покупаю, продаю, чищу, мараю, загрязняю, бросаю, поднимаю, кидаю, любуюсь, смотрю, ненавижу, люблю, шью, зашиваю).

- Что шуба делает: шуба висит, шуба греет (падает, укрывает, защищает и т.д.).

- Какая бывает шуба? Опять произносим со словами «шуба», «шубка», но эти слова будут стоять в конце, а впереди – слово, которое рассказывает нам, какая шуба, например, меховая шуба, легкая шубка, маленькая шубочка. (коричневая, черная, светлая, темная, мягкая гладкая, пушистая, лохматая, неопрятная, аккуратная, большая, маленькая, модная, старая, новая, холодная, теплая, легкая, тяжелая, драная, сногсшибательная, длинная, короткая, узкая, широкая, маловата, велика, норковая, песцовая, бобровая, медвежья, собачья, овечья, нутриевая, ондатровая, соболья, любимая, ненавистная).

- Как интересно, все люди носят разные шубы. Подумайте и скажите, какие шубы носят эти люди (показываются картинки)?

- У папы большая шубища, а у Мишутки (маленькая шубка).

- У мамы новая шуба, а у папы (старая шубейка).

- У сестры чистая шубочка, а у брата (грязная шубка).

- У дочери теплая шубка, а у сына (холодная шубка).

- У бабушки длинная шуба, а у деда (короткая шубейка, полушубок).

- У тети легкая шубка, а у дяди (тяжелая шуба).

- У женщины светлая шуба, а у мужчины (темная шуба).

- Игра в кругу
Я словами не скажу,
Какую шубу я ношу,
Но очень точно покажу.

(Дети эмоционально показывают, как они двигаются и как чувствуют себя в таких шубах).

1. Вот так шубка на мне,

Я на подиуме.

(модная, новая, сногсшибательная, красивая)

2. А в этой шубе стыдно мне,

Не пойду гулять вообще.

(старая, поношенная, грязная, облезлая, рваная)

3. А в этой шубе неудобно бегать, прыгать и шагать,

Вот-вот-вот могу упасть.

(велика, длинная, широкая, большая)

4. В этой шубке я замерзла,

Побегу скорей домой.

Гулять в шубейке невозможно,

Лучше поиграть с сестрой.

(холодная, узкая, короткая, маловата, маленькая)

- Шуба – это что? (одежда)

- Какая одежда? (зимняя)

- Какую зимнюю одежду вы знаете?

- Что мы надеваем зимой, чтобы не замерзнуть? (ответы со словом «зимний»: зимнее пальто, зимнюю шубу, зимнюю шапку, зимнюю куртку, зимние валенки, зимние ботинки, зимний шарф)

- Зимняя одежда нам нужна? Почему? Для чего?

- А летом эта одежда нужна? Почему?

Итог:

- Вот сколько много мы узнали о Мишуткиной шубке и других шубах. Послушайте чистоговорку о Мишутке (заучивание):

Шапка да шубка,

Вот и наш Мишутка.

- А звук какой мы правильно и четко произносили в словах и предложениях?

- И звук «ш» себя узнал

И спасибо нам сказал.

Просмотров: 988
Категория: По направлениям » Для детского сада » Занятия по логопедии




Другие новости по теме:

  • Ким Оксана Васильевна. КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ИНТЕГРИРОВАННОГО ЗАНЯТИЯ В ПЕРВОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЕ «Шубка для Северяночки»
  • Мартынова Ирина Анатольевна. Конспект интегрированного занятия для детей старшего дошкольного возраста «Вот она, какая русская Матрешка»
  • Федорова Елена Сергеевна. Тема: Обучающая игра — тренажёр «Миша учит Машу правильно произносить звук Ш. Постановка и автоматизация звука Ш».
  • Камалова Екатерина Георгиевна. Беседа ко Дню Матери с элементами игры «Вот какая мама — золотая прямо»
  • Капитанская Елена Александровна. Конспект занятия по развитию речи по теме: «Вот и осень к нам пришла».
  • Артемьева Наталья Александровна. Конспект открытого занятия. Аппликации в средней инклюзивной группе (с использованием ватных дисков). «Вот так подарок для мамы мы сделали сами своими руками!»
  • Клевко Анна Ивановна. Развлечение в подготовительной группе «Вот какая моя бабушка!»
  • Ильинская Диана Витальевна. Веб – квест «Вот так Африка»! для детей 6-7 лет
  • Суворова Н.П. Кузьмина Н.В.. Конспект ООД «Вот и к нам Весна пришла!»
  • Гринь Елена Владимировна. Презентация по рукоделию Тема: Вот она какая нитка шерстяная…
  • Подольная Ирина Васильевна. Проект «... Нам нужно, чтобы наши дети об этом помнили, как мы…»: в рамках осуществления проектной деятельности для детей различными стартовыми возможностями
  • Марьенкина Лидия Александровна. Словесно-дидактическая игра «Путешествие в лес»
  • Марина Мартьянова. «Технологическая карта как способ конструирования непосредственно образовательной деятельности, как новая форма написания НОД »
  • Главный Редактор. Вот что значит настоящий, верный друг
  • Гамрецкая Анна Сергеевна. Конспект занятия «Вот веселый огород, что здесь только не растет»
  • Саватеева Светлана Павловна. Интегрированное коррекционно – развивающее занятие в старшей логопедической группе на тему: «Вот она, какая осень золотая»
  • Кирсутина Людмила Валерьевна. КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО — ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ ПО ТЕМЕ «ЧТО НАМ ДЕЛАТЬ, КАК ЖЕ БЫТЬ»
  • Никонова Ульяна Юрьевна. «Вот веселый огород, что здесь только не растет!»
  • Москалёва Ольга Михайловна. Деловая игра по экспериментированию «Что? Как? Почему?» организация опытно-исследовательской деятельности в ДОУ
  • Коняхина О. Н.. Дидактическая игра «Что любит моль?» Автоматизация звука Ль предложениях
  • Ахметзянова Алсу Маслявиевна. Календарное планирование воспитательно-образовательной работы Тема: Одежда и обувь. Для чего нужна одежда и обувь.
  • Пятикова Ирина Геннадьевна. Конспект занятия по подготовке к обучению элементам грамоты в подготовительной группе «Вот какой Рассеянный!»
  • Трушина Ольга Николаевна. Закрепление представления о рифме на примере стихотворения «Вот какой рассеянный».
  • Надежда Анатольевна Логинова. Конспект НОД по образовательной области «Физическая культура» с детьми старшего дошкольного возраста Тема: «Вот я какой!»
  • Кузьмина Светлана Валерьевна. Образовательная деятельность в старшей группе по конструированию на тему 'Вот так Африка!'
  • Эдит Сницарук. ВОТ ВЕДЬ, ТОЧНО РАСЧИТАЛ!
  • Главный Редактор. Стихи Детям - Вот это да! - Ескен Елубаев
  • Анастасия Владимировна Миллер. Раннее развитие: что лучше для Вашего малыша или Как развить ребенка и не навредить
  • Молчевская Елена Юрьевна. Сценарий праздника 8 марта. Вторая младшая группа «Вот какие наши мамы!»
  • Скворцова Ирина Ивановна. Выпускной праздник для детей первой младшей группы. «Вот какие мы большие».



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь