Цель: автоматизация звука [Ш] в слогах, словах, чистоговорках, предложениях.
Задачи:
- Образовательные:
- уточнить представления детей о звуке (Ш);
- закрепить лексическую тему "Осень";
- Коррекционные:
- закрепить навыки правильного произношения звука (Ш) в словах, коротких предложениях.
- развитие артикуляционной и мелкой моторики;
- развитие фонематического слуха;
- развитие речевого дыхания.
- Развивающие:
- закрепить умение определять место звука в слове;
- развивать внимание, память, мышление и воображение;
- упражнять в умении грамматически правильно изменять предложение.
- Воспитательные:
- формировать положительную мотивацию на занятии;
- воспитывать навыки речевого общения друг с другом, умение слушать;
- воспитывать любовь к природе, умение видеть ее красоту.
Оборудование: игрушка медвежонок Мишка, Зайчик, дерево, осенние листья, картинки на звук Ш, карандаши, проектор, экран, музыкальное сопровождение.
Раздаточный материал: пластиковые листики, карандаши, 6 зеркал.
Ход занятия.
1. Организационный момент
– Ребята, сегодня к нам на занятие пришли гости. Давайте поздороваемся с ними все вместе.
Дети и логопед встают в круг.
Логопед:
Собрались все дети в круг.
Я — твой друг и ты — мой друг,
Крепко за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.
Посмотрю на ваши лица,
С кем бы мне здесь подружиться?
– Ответь мне, назови свое имя ласково.
Логопед: Ребята, посмотрите, кто это? Она принесла нам письмо. Давайте посмотрим от кого.
Логопед находит письмо и читает его.
«Ребята, пишет вам Медведь Миша. У меня потерялся звук.
Теперь я говорю вот так: Сыска, мыска, саик. Помогите мне найти потерявшийся звук».
Логопед:
– Ребята, поможем Мише? (Да). Давайте закроем глазки, посчитаем до трех и посмотрим, где мы очутились.
- Куда мы попали?
-А какой это лес?
-Почему вы так решили?
-Какие еще приметы осени вы знаете?
2. Дыхательная гимнастика.
Логопед: В лесу опадают листья. Как называется такое явление природы? (Листопад) Сейчас мы с вами тоже изобразим листопад. Я положу вам на поднос осенние листики, а вы должны будете их сильно сдуть с подноса, чтобы листики полетели и закружились в танце. Воздух набираем носиком а выдыхаем сильную воздушную струю ртом. (Повторяем 3 раза).
-Молодцы!
-Ну, а теперь давайте соберем опавшие листочки.
3. Пальчиковая гимнастика.
«Осенние листья»
Раз, два, три, четыре, пять (загибать пальчики, начиная с большого на одной руке)
Будем листья собирать (сжимать и разжимать кулачки)
Листья берёзы,
Листья рябины,
Листики тополя,
Листья осины,
Листики дуба мы соберём, (загибать пальчики, начиная с большого на другой руке)
Маме осенний букет отнесём. Собираем листочки)
Логопед: Мишка предлагает разбудить язычки, чтобы они старались говорить.
Для этого мы сделаем несколько упражнений.
4. Артикуляционная гимнастика.
«Лопаточка»
Язык широкий покажи
И лопатку подержи.
Описание: Методические указания:
Рот открыт. Губы в улыбке. Положить широкий передний край языка на нижнюю губу и удерживать его в таком положении. следить, чтобы губы не были напряжены, не растягивались в широкую улыбку, чтобы нижняя губа не подворачивалась и не натягивалась на передние зубы. Язык не высовывается далеко: он должен только накрывать нижнюю губу. Боковые края языка должны касаться углов рта.
«Качели»
А сейчас качели вверх
Тянем, тянем до небес.
Вниз теперь их полёт
И никто не отстаёт.
Описание: Методические указания:
Рот открыт. Напряжённым языком тянуться к носу и подбородку, либо к верхним и нижним зубам. следить, чтобы язык не сужался, губы не натягивались на зубы, нижняя челюсть не двигалась.
«Вкусное варенье»
Губка верхняя в варенье
Ах, неаккуратно ел.
Вот облизывать придётся
Будто нету других дел.
Описание: Методические указания:
Слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизать верхнюю губу (язык – широкий, боковые края его касаются углов рта, делая движения языком сверху вниз, а не из стороны в сторону. следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть не помогала, не «подсаживала» язык наверх – она должна быть неподвижной (можно придерживать её пальцем).
«Маляр»
Язычок наш – кисточка, нёбо – потолок.
Белит нёбо кисточка за мазком, мазок.
Сделано немало, кисточка устала.
Описание: Методические указания:
Рот открыт. Широким кончиком языка, как кисточкой, ведём от верхних зубов до мягкого нёба. следить, чтобы язык не сужался, доходил до внутренней поверхности верхних резцов и не высовывался изо рта, губы не натягивались на зубы, нижняя челюсть не двигалась.
«Чашечка»
Язычок наш поумнел.
Чашку сделать он сумел.
Можно чай туда налить.
И с конфетами попить.
Описание: Методические указания:
Рот открыт. Губы в улыбке. Язык высунут. Боковые края и кончик языка подняты, средняя часть спинки языка опущена, прогибается к низу. В таком положении язык удержать от 1 до 5-10. следить, чтобы губы не натягивались на зубы, нижняя челюсть была неподвижна.
Логопед: Молодцы, ребята.
4. Анализ артикуляции звука.
Логопед:
Сделайте «чашечку», убрали в ротик, зубки сближены, губки округлены, подуйте теплой воздушной струей.
Это звук согласный, твердый, глухой. Давайте проверим, поставьте ладошку на горлышко, произнесите звук [ш].
-Еще раз произнесите звук [ш] какой?
5. Характеристика звука.
Логопед: Итак, первое задание.
-Определите гласный звук или согласный?
2. задание.
-Твердый или мягкий?
3 задание.
Звонкий или глухой?
-Давай те еще раз скажем звук [ш] какой? (дети повторяют)
-Теперь мы знаем какая буква пропала у Мишки.
Характеристика звука (Ш)
Логопед: Приготовьте пальчики. Сгибаем их в кулачок и рассказываем о звуке (Ш):
- Звук (Ш) – согласный или гласный? (согласный);
- Звонкий или глухой? (глухой);
- Твёрдый или мягкий? (твёрдый);
- Каким цветом обозначаем? (синим).
Дети показывают цветовое обозначение звука (Ш) (мальчик в синей футболке без колокольчика).
6. Автоматизация звука в слогах и словах.
Логопед: Лесная тропинка привела нас на полянку на которой остался последний цветочек, он не простой, а с заданием:
-Оторвите листочек и повторите слоги и слова.
Ша — ша — ша — как погода хороша!
Шу -шу — шу — никуда я не спешу.
Ши — ши — ши — свежим воздухом дыши!
Шо — шо — шо — солнце греет хорошо!
Шэ — шэ — ше — как приятно на душе!
Ша — ша — ша — есть игра у малыша.
Шу — шу — шу — помогаем малышу.
7. Физкультминутка.
Ребята, кто это у нас плачет под кустиком. (зайчик)
-Он потерялся и не может найти дорогу домой, давайте его проводим.
Музыкальная физкультминука «Зайчишка».
8. Автоматизация произношения звука «Ш» в словах.
Логопед:
-Вот мы добрались до дуба. Выполните следующее задание.
-Вам нужно выбрать те картинки, в названиях которых есть звук «ш».
-Молодцы, вы справились и с этим заданием.
9. Развитие фонематического слуха.
Логопед:
-Садитесь на места, сейчас поиграем в игру «Послушай, выложи, проверь»
- Пред вами игровое поле, я буду называть слова, а вы если услышите в слове звук «ш», то положите в клеточку листочек.
-Проверим, какой у вас получился узор.
10. Упражнение "К какой схеме относится слово".
-Мы движемся дальше. Перед нами теремок. В нем есть три окошечка.
Если звук стоит в начале слова мы проведем линию к первому окошечку, и т. д
-Возьмите карандаш и выполните это задание.
-Молодцы вено выполнили.
(Дети определяют к какой схеме относятся слова).
Логопед: Молодцы, ребята и с этим заданием вы справились!
13. Соотнесение звука «ш» с буквой Ш
Логопед: А теперь давайте соберем букву ш.
-Подойдите к столу и из пазлов соберите букву Ш.
14. Автоматизация звука Ш в предложениях
Игра «Чьи игрушки?»
Логопед: На букве есть картинки, назовите их и расскажите, чьи они.
Например. У Миши шуруп. Это Мишин шуруп.
Итог занятия
Логопед: Вот мы и помогли Мишке найти его звук. Мишка мы шли к тебе и преодолевали испытания, выполняли задания, со всем справились наши дети и нашли то, что ты потерял. Ребята, какой звук потерял наш Мишка? (Ш).
– Теперь он будет говорить правильно.
Давайте исправим его с картинками слов: шишка, мышка, шарик. Дети называют.)
Логопед: Вам понравилось занятие? Что было интересно, что понравилось, что было трудно?
Вы все молодцы и Мишка приготовил для вас гостинцы. А чтобы вы его не забывали – подарит вам по лесной шишке. Сейчас мы попрощаемся с нашими гостями и тихонько отправимся в нашу группу.
|