Цель — автоматизировать звук [ш] в слогах, в словах.
Задачи:
Образовательные
- Учить удерживать артикуляционную позу звука.
- Развивать моторику артикуляционного аппарата.
- Учить целенаправленной воздушной струе.
- Совершенствовать навык употребления существительных в Род. падеже в единственном и множественном числе.
Коррекционно-развивающие
- Развивать фонематический слух.
- Развивать мелкую моторику.
- Развивать зрительную память.
- Развивать логическое мышление.
Воспитательные
- Воспитывать интерес к занятию.
- Воспитывать отзывчивость.
Оборудование: Маша и Мишка из бумаги, символ звука Ш, картинка с изображением Маши и Медведя, конверт, пальчиковый бассейн, синие мячики, коврик, мячик для футбола, бабочки, предметные картинки, стрелка.
Ход занятия
Организационный момент
Загадка про Медведя:
Л.: Он в берлоге спит зимой Под большущею сосной, А когда придет весна, Просыпается от сна.
Л.: А ты знаешь сказку «Маша и Медведь»? Логопед показывает картинку.
Маша и Медведь очень любят играть в прятки. Маша спряталась, но оставила для Мишки задания-подсказки. Поможем ему найти Машу?
Основная часть
Артикуляционная гимнастика
Л.: Мишка решил посмотреть, не спряталась ли Маша за зеркалом, но перед этим посмотрел в зеркало и улыбнулся ( «Улыбка»), затем взял дудочку, и стал на ней играть ( «Хоботок»). Улыбался и играл на дудочке ( «Улыбка-Хоботок»). Затем посмотрел в окошко, погода была хорошей. ( «Окошко»). Улыбался и смотрел в окошко. Погода была такой хорошей, что он отправился на качели. ( «Качели»). И с горки покатался ( «Горка»). Погулял, и отправился домой месить тесто ( «Месим тесто»), и печь блины ( «Печем блины»). Посмотрим на готовые блины ( «Блины»). Подуем на блин. Налил мишка чай в чашку ( «Чашку»). Чай был горячий, и Мишка стал пить из трубочки ( «Трубочка»). Завтрак закончился, посмотрим, вместе с Мишой, за ширму. Увидели Машу? Смотри, есть конверт (внутри символ звука Ш). Маша хочет, чтобы мы научили мишку правильно произносить звук Ш. Будем помогать?
Повторение правильной артикуляции звука Ш
Л.: Покажем, как правильно шипит змея ш-ш-ш. Какое положение принимают губы? Где находится кончик языка? Язык похож на…? Воздух теплый или холодный? Проверим. Горлышко работает или отдыхает?
Игра «Поймай звук»
Л.: Отправимся искать Машу дальше. Поиграем вместе с Мишкой в игру. Найди синий мячик, когда услышишь, как шипит змея. Разложим маленькие мячики на коврике.
Учитель-логопед произносит звук [Ш] на фоне гласных, согласных звуков, обратных, прямых слогов, и предлагает ребенку найти маленькие мячики в пальчиковом бассейне, когда он услышит шипение змеи.
Л.: Посмотрим на картинки. Хлопни в ладоши, когда я назову картинку правильно: шапка, шуба, кошка, машина.
Автоматизация звука Ш в слогах
Л.: Мишка любит играть в повторялки. Поиграем вместе с ним. Внимательно послушай, и повтори за мной. Нажимаем на мячики.
Ребенок нажимает на мячики, и повторяет слоги, выделяя голосом нужный ударный слог.
Дыхательная гимнастика
Л.: Машу, к сожалению, мы еще не нашли. Отправимся искать ее дальше. Смотри, какие красивые бабочки, подуем на них. Миша любит играть в футбол, поиграем вместе с ним. Видим мы где-нибудь Машу? Отправимся дальше.
Автоматизация звука Ш в словах
Л.: Какая интересная дорожка. Посмотрим, что же на ней изображено. «Я вижу…»
Ребенок переворачивает картинку, и называет ее. «Я вижу шапку».
Игра «Один-много».
Л.: Поиграем вместе с Мишкой в игру «Один-много» (с мячом). Я назову предмет, когда он один, а ты когда предметов много.
Игра «Чего нет».
Л.: Миша хочет забрать некоторые картинки с собой, угадай, чего нет. ( «Нет шапки»).
Л.: Посмотри, есть еще одна картинка. Что же на ней изображено? ( «Стрелка»). Куда она ведет? ( «Она ведет к домику»). Посмотрим, кто там.
Ребенок находит в домике Машу.
Л.: Мы помогли Мишке? Проводим друзей домой.
Итог занятия
Л.: Кому мы сегодня помогали? ( «Мы помогали Мишке найти Машу»). Назови слова со звуком [Ш].
|