учитель-логопед Герасимова Татьяна Дмитриевна Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение МБДОУ «Детский сад № 96 «Алёнушка» города Чебоксары
Вид занятия (этап коррекционной работы): Этап автоматизации звука в словах
Тема: Автоматизация звука Р в слогах со стечением согласных тр-, др-/ «В гостях у Дружка»
Программное содержание:
1. Коррекционно- образовательные задачи:
- Совершенствовать умение произносить звук Р в словах с сочетаниями тр, др с ударением на слоге.
- Упражнять в произнесении звука Р в словах с сочетаниями тр-, др- без ударения на слоге
- Закрепить понятия вверх, вниз, вправо, влево
2. Коррекционно – развивающие задачи:
- Развивать подвижность артикуляционного аппарата: отработать умение правильно выполнять упражнения артикуляционной гимнастикам, необходимые для формирования правильного артикуляционного уклада звука "р".
- Уточнить пространственные представления: умение ориентироваться в пространстве
- Развивать фонематический слух: умение определять наличие заданного звука в слове
- Совершенствовать координацию речи с движением при выполнении упражнений с элементами кинезиологии.
- Способствовать предупреждению нарушений слоговой структуры при воспроизведении ритмического рисунка слова
- Развивать психологическую базу речи: развитие речевого внимания
3. Коррекционно – воспитательная задача:
-Воспитывать навыки самоконтроля за поставленными звуками
Оборудование: картинка собачка Дружок; песочница настольная, коктейльная трубочка для педагога и ребенка, игрушка-собака, ошейник с символами артикуляционных упражнений, картинки: птичка, травка, домик, собака около миски, косточки с картинками для игры «Накорми собачку», указка (лазерная), ноутбук, презентация «Рычащие игры», мяч массажный, раскраска
План-конспект занятия
1. Вводная часть
Организационный момент.
Стоя друг перед другом. Передавать массажный мяч в ритме стихотворения
Каждый день – всегда везде:
На занятиях, в игре
Смело, чётко говорим
И за звуками следим.
Логопед: — Артём, сегодня мы с тобой побываем в гостях и поупражняемся в произнесении звука Р. А у кого мы побываем, ты узнаешь, если сдуешь песок с картинки.
2. Основная часть
Педагог и ребенок проходят за стол
Перед ребенком песочница. В песке зарыта картинка с изображением собаки.
- Возьми трубочку и подуй на песок так же, как я.
Ребенок сдувает песок через коктейльную трубочку.
- Попробуй отгадать, как его зовут. Я назову клички животных, а ты внимательно слушай: в его имени есть звук Р. Полкан, Жучка, Пальма, Дружок
- Как зовут щенка? (Дружок)
Выставляется игрушка Собака. На шее ошейник, на ошейнике «украшения-подвески»: картинки с изображением заборчика, лошадки, чашки, барабана
- Артикуляционная гимнастика.
- Наш Дружок недавно научился рычать: рррр. А помогли ему специальные упражнения, которые он выполняет каждый день. Символы этих упражнений Дружок носит на ошейнике. Догадался, что это за упражнения? Покажем щенку, что тоже умеем их выполнять. (Логопед показывает картинки, ребенок перед зеркалом выполняет артикуляционные упражнения «Заборчик», «Лопаточка», «Чашечка», «Лошадка», «Барабанщик»).
- Презентация «Рычащие игры». Автоматизация звука Р в слогах
Педагог и ребенок садятся к компьютеру.
- Дружку очень понравились упражнения, он развеселился, пригласил своих друзей и хочет поиграть в веселую игру: «Запомни и повтори».
Тра-тра-тра;
тра-тра-тро;
тру-тру-тру;
тры-тры-тры; тра-тро, тру-тры;
тро-тра, тру-тра;
тор-тра-тру;
тра-тро-тру-тры;
- мы заигрались и не заметили, как наступил вечер. Послушай предложение и добавь подходящий слог: тра или тры
Упражнение «Рифмованный слог» (Можно с кольцами су-джок)
Произносит педагог Произносит ребенок
— наши мальчики быстры. Тры, тры, тры
— зажигаются костры. Тры, тры, тры
— мы сидели у костра. Тра, тра, тра
— погуляли до утра Тра, тра, тра
- Гимнастика для глаз «Найди щенка»
Ребенок встает. На стене на уровне глаз ребенка находятся картинки: наверху – птичка, внизу: листочки осенние, слева — домик, справа-Дружок около миски. У педагога лазерная указка (просто указка)
- Наш щенок убежал. Найдем его глазами, голову не поворачивай! Верх посмотри -щенка поищи. Вниз посмотри -щенка поищи, влево посмотри -щенка поищи, вправо посмотри -щенка поищи. Где нашел щенка? Справа около миски.
- Щенок проголодался, угостим его волшебными косточками.
- Игра «Накорми собачку». Автоматизация звука Р в словах с сочетаниями тр, др с ударением на слоге (самостоятельное произнесение слов).
Перед ребенком косточки, с оборотной стороны у которых нарисованы картинки (с сочетаниями тр, др с ударением на слоге). Ребенок переворачивает косточку и самостоятельно называет картинки
-Будь внимателен, Дружок грызет только те косточки, в названиях которых есть звук Р. Какие косточки грызет Дружок? (со звуком Р)
- драка, квадрат, дробь, ведро, бедро, ядро, друг, подруга, травка, трап, трасса. трон, трос, трость, тропка, метро, утро, ватрушка, Петрушка
-Молодец. Ты красиво произносил слова. А теперь щенку пора домой. Проводим его до конуры. Повторяй за мной слова и делай один шаг вперед. (Можно путь до конуры обозначить цветными кубиками)
- Игра «Проводи щенка». Автоматизация звука Р в словах с сочетаниями тр-, др- без ударения на слоге (отраженное произнесение).
- Трава, трамвай, траншея, тропинка, тростник, троллейбус, быстрая, завтрак, страна, страница, острая, пёстрая, трубить, трудиться, струна.
3. Итог занятия.
- Что тебе больше всего понравилось в занятии?
- Мы с Дружком видели, как ты старался правильно произносить слова со звуком Р.
- А вот тебе приз — раскраска «Щенок Дружок»
|