Цель – учить правильному произношению звука [р] изолировано, в слогах, в словах.
Задачи:
I.Образовательные задачи
- Расширить и активизировать номинативный и качественный словарь.
- Учить образовывать существительные в единственном числе в Родительном падеже.
- Учить звуковому анализу.
II. Коррекционно-развивающие задачи
- Развить артикуляционный аппарат.
- Развить фонематический слух.
- Развить диафрагмальное дыхание.
- Развить силу голоса.
- Развить общую и мелкую моторику.
- Развить зрительное внимание и память.
- Развить логическое мышление.
III. Воспитательные задачи
- Развить воображение.
- Воспитывать самоконтроль.
Оборудование: игрушка — Тигр, оранжевые следы, коробка с конфетой, компьютер, диск с игрой на дыхание, дудочка, конверты с разрезными картинками кошки и вороны, картинки со звуком [р] в начале и конце слова, картинки для артикуляционной гимнастики.
План занятия
I. Организационный момент
II. Основная часть
- «Игры для Тигра».
- Артикуляционная гимнастика.
- Повторение правильной артикуляции и характеристики звука [р].
- Игра «Тихо – громко».
- «Подними правую, левую руку, когда услышишь звук [р]».
- «Повтори за Тигром».
- Физминутка.
- «Назови картинки. Определи место звука в слове».
- Игра «Чего не стало».
III. Итог занятия
Ход занятия
I.Организационный момент
Логопед одновременно загадывает загадку про тигра и дает на ощупь угадать, кто это.
Л.: Он огромный и усатый,
И к тому же полосатый.
Если встретишь, не до игр!
Потому что это — … (Тигр)
Л.: Сегодня мы отправимся, вместе с Тигром, в путешествие, на Волшебный остров, где живет звук [р]. Мы будем искать клад. Чтобы нам добраться до клада, надо идти по оранжевым следам и вместе с Тигром выполнять задания. Ты согласна?
II. Основная часть
1. «Игры для Тигра» (на дыхание).
Л.: Тигр предлагает тебе поиграть в его любимые игры.
Л.: Первая игра – Воздушный Змей. Послушаем, что нам скажет Тигр, и попробуем сделать также. Ты согласна?
Р.: Да!
Логопед и ребенок слушают инструкцию компьютерной игры. Затем ребенок выполняет.
Л.: Вдыхаем глубоко носиком, щечки не надуваются. Долгий и плавный выдох делаем ртом.
Л.: Тигр любит запускать не только воздушного змея, но и играть на дудочке. Давай и мы поиграем на ней. Вдыхаем глубоко носиком, щечки не надуваются. Выдох делаем ртом.
Ребенок дует в дудочку.
Л.: Молодец! Пойдем по оранжевым следам.
2. Артикуляционная гимнастика.
Л.: Давай посмотрим, кого мы встретили.
Логопед показывает картинки.
Л.: Кто изображен на картинке?
Р.: Лошадка.
Л.: Давай покатаемся на ней.
Л.: Тигр увидел маленькие качели. Покатаемся?
Л.: Мы так быстро шли, что наши волосы растрепались. Причешем их. (Расческа).
Л.: Тигр предлагает нам попить чай. Только у него нет чашки. Сделаем чашечку.
3. Повторение правильной артикуляции и характеристики звука.
Л.: Какой последний звук в слове «тигр»?
Р.: Звук [р].
Л.: Правильно. Произнесем звук [р].
Л.: Какое положение занимают губы?
Р.: Губы в улыбке.
Л.: Какое положение занимают зубы?
Р.: Зубы сближены.
Л.: Какое положение занимает язычок?
Р.: Язычок поднят в форме чашечки, кончик языка дрожит.
Л.: Есть ли преграда при произнесении звука?
Р.: Да. Мешает язычок.
Л.: Если есть преграда, то в каком домике живет звук: в синем или красном?
Р.: Звук живет в синем домике.
Л.: Произнесем звук [р] и положим руку на горлышко. Горлышко работает или отдыхает?
Р.: Горлышко работает.
Л.: Если горлышко работает, то звук какой: глухой или звонкий?
Р.: Звук звонкий.
Л.: Правильно. Отправимся дальше.
4. Игра «Тихо-громко».
Л.: Давай соберем разрезные картинки и узнаем, кто же нам встретился на пути.
Перед ребенком 2 конверта с разрезными картинками (кошка и ворона). Одна картинка (ворона) разрезана на 4 части, другая (кошка) на 6 частей. После того, как ребенок собрал первую картинку:
Л.: Кто изображен на картинке?
Р.: Ворона.
Л.: А как называются птенцы вороны?
Р.: Воронята.
Л.: А как наша ворона подает голос?
Р.: Каркает.
Л.: Давай покаркаем, как ворона и маленькие воронята.
Л.: Ворона громко каркает…каррр.
Р.: Каррр.
Л.: А маленькие воронята ей тихо отвечают…каррр.
Р.: Каррр.
Л.: Молодец! Соберем вторую картинку.
Л.: Кто на ней изображен?
Р.: Кошка.
Л.: А как называются детеныши кошки?
Р.: Котята.
Л.: Скажи, пожалуйста, как кошка подает голос?
Р.: Мурлычет.
Л.: Давай помурлычем, как кошка и маленькие котята.
Л.: Кошка громко мурлычет… мур.
Р.: Муррр.
Л.: А котята тихо мурлычат… муррр.
Р.: Муррр.
Л.: Молодец!
5. «Подними правую, левую руку, когда услышишь звук [р]».
Л.: Мы поговорили, как кошка, ворона. А как разговаривает наш Тигр?
Р.: Он рычит: ррр.
Л.: Тигр просит тебя поднимать правую руку, когда ты услышишь звук [р].
Логопед произносит изолированные звуки.
Л.: А теперь Тигр будет произносить слоги, и просит тебя поднимать левую руку. Молодец! Отправимся дальше.
6. «Повтори за Тигром».
Л.: Сейчас Тигр будет говорить, а ты слушай, а затем повторяй, соединяя все пальчики с большим.
Дра дро дру дры
Дро дру дры дра
Ра ро ру ры
Ро ру ры ра
Ра ра ра – высокая гора
Ра ра ра – глубокая нора
Ро ро ро – новое перо
Ру ру ру – скачет кенгуру
Ры ры ры – Тигр видит рыб
Л.: Молодец! Отправимся дальше.
7. Физминутка.
Л.: Тигр предлагает тебе отдохнуть.
Так проворны наши руки,
Нет им времени для скуки.
Руки вверх, вперёд, назад.
С ними можно полетать.
Мы на пояс их поставим,
И наклоны делать станем.
Ими можно помахать.
А, прижав, тихонько спать.
Руки вверх поднимем выше,
И легко-легко подышим.
8. «Звуковой анализ слов».
Л.: Тигр привел нас к необычной ромашке. Ее лепестки волшебные, давай мы на них посмотрим. Будем брать по лепестку. Что изображено на первом лепестке, на втором…и т.д.
Логопед кладет перед ребенком звуковую схему.
Л.: Тигр предлагает тебе определить место звука [р] в словах.
Л.: Каким кружочком мы будем обозначать звук [р]?
Р.: Синим кружочком.
Л.: Где находится звук [р] в слове ковер, в начале или конце слова?
Ребенок определяет место звука в слове (Звук находится в конце) и кладет синий кружочек в последний квадрат справа на схеме. Затем предлагаются оставшиеся картинки.
8. «Чего не стало».
Л.: Волшебство заканчивается и лепестки исчезают. Угадаем чего не стало.
Еще немного и мы доберемся до клада.
Р.: Не стало сыра, ковра и т.д.
Л.: Правильно. Мы прошли весь путь и наконец – то добрались до клада. Посмотрим что там.
Ребенок достает из коробки игрушку или конфету.
III. Итог занятия
Л.: С кем мы сегодня путешествовали?
Р.: С Тигром.
Л.: А какой звук мы сегодня повторяли?
Р.: Звук [р].
Л.: Какие слова ты запомнила со звуком [р]?
Р.: Сыр, ковер…
Л.: Молодец!
|