Ребенок по структуре речевого нарушения: ОНР 3 уровня
Возраст: 6 лет
Дата проведения:
Тема занятия: звук Р.
Цель: автоматизация звука Р в слогах, словах, предложениях.
Задачи:
- закреплять правильное произношения звука Р в слогах, словах и предложениях
- закреплять умение согласовывать числительные с существительными
- закреплять умение составлять предложения по картинке.
Планируемые результаты занятия: правильное произношение звука Р в слогах, словах и предложениях.
Оборудование: карточки артикуляционной гимнастики, игровой картинный материал, зеркало, эхофон, мяч.
Ход занятия:
1. Организационный момент (2-3 мин)
Логопед: — Здравствуй (называет имя ребенка). (Здравствуйте).
Логопед: — Послушай внимательно стихотворение, которое я прочитаю.
Ранним утром кое-как
Роет нору хмурый рак.
Рак бы рад её не рыть,
Но ведь где-то надо жить.
Работать раку неохота,
Не радует его работа.
Логопед: — Скажи, пожалуйста, какой звук я выделяла голосом? (Звук Р). Правильно, сегодня мы будем упражняться в правильном произнесении звука Р.
2. Основная часть (18 мин)
а. Анализ артикуляции.
Логопед: — Давай вспомним, как мы произносим звук Р? Что происходит с губами? Губы растянуты в улыбке? Зубы видно? Да. Рот немного открыт. А где расположен язык? За верхними зубами. Язычок дрожит.
б. Артикуляционная гимнастика.
Логопед: — А для начала подготовим наш язычок. Выполним упражнения перед зеркалом.
“Качели” — язычок качается вверх-вниз.
“Лошадка” — скачет лошадка, копыта цокают.
“Маляр” — а теперь пусть язычок поработает маляром и покрасит небо-потолок (погладить кончиком языка твердое небо, делая движения вперед-назад).
“Барабанщики” — представь, что твои верхние зубы – это барабан, а язычок – барабанщик. Постучи язычком за верхними зубами изнутри, отчетливо произнеся: Д-Д-Д…
“Футбол” — прилетел ветерок, он хочет поиграть в футбол. Вот это мяч. Загони мяч в ворота. (Вытяни губы трубочкой и дуй на ватку, стараясь загнать мяч в ворота. Струя воздуха должна быть непрерывной и длительной).
в. Произнесение изолированного звука.
- Поиграем в волшебников? Раз, два, ты в животных превратись. Изобрази сердитого тигра и покажи, как грозно он рычит (Р-р-р). Изобрази дятла, сидящего на дереве, и как он стучит по дереву (Тр-р-р, тр-р-р.) Изобрази, как мурлычет ласковая кошечка (Мур-р-р-р.) Молодец.
г. Автоматизация звука Р изолированно и в слогах.
Игра «Поймай звук»
Логопед: — Хлопни в ладоши когда услышишь звук Р.
а) на уровне ряда звуков: Р Р Н Г Р З Р Р Р В Р Д Р Ж М Р Р Р
б) на уровне ряда слогов: РА- ЛО-ПО-РУ-МЫ-ОР-ВА-РА-РЫ-КО-РУ-АР
в) на уровне слов: арбуз, окно, кефир, комар, небо, ранец, батон, ракета, робот, стакан, крот, топор, дом, пожар.
Игра «Эхо»
Логопед: - Возьми микрофон. Послушай внимательно и повторяй за мной.
РА-РА-РА РУ-РУ-РУ
|
РО-РО-РО РЫ-РЫ-РЫ
|
АР - ОР - АР ОР - АР - ОР
|
РА-РО-РУ РО-РЫ-РА
|
РЫ-РУ-РА РУ-РА-РО
|
ОР - ИР - ОР УР - АР - УР
|
д. Физкультурная минутка
Логопед: — Я предлагаю тебе немного размяться.
Падал снег на порог, (медленно руки вверх-вниз)
Кот слепил себе пирог. (прижимаем ладошки друг к другу — лепим пирог)
А пока лепил и пек,
Ручейком пирог утек. (пальчиками обеих рук побежали по столу)
Пирожки себе пеки, (прижимаем ладошки друг к другу — лепим пирог)
Не из снега – из муки.
е. Автоматизация звука [Р] в словах и словосочетаниях.
Игра «Носорог- почтальон»
Логопед: — Носорог-почтальон разносит письма, а вот от кого они мы узнаем по картинке.
Носорог разносит письма от …
Игра «Звездочет»
Логопед: — Зажги на небе звездочки, называя картинку на оборотной стороне.
Логопед: — Выбери звезду. Считай предмет, изображенный на картинке до пяти.
ж. Автоматизация звука Р в предложениях.
Логопед: — Посмотри на картинки и ответь на вопросы:
- Что делает ворона? (Ворона собирает пирамиду)
- Что делает трубач? (Трубач трубит в трубу)
- Что делает барабанщик? (Барабанщик барабанит в барабаны)
- Что Буратино держит в руках? (Буратино держит в руках тетрадь и карандаш)
- Что делает Рома? (Рома прыгает через ручей)
- Что делает Рая? (Рая держит в руках корзину со фруктами)
3. Итог занятия (2 мин)
Логопед: — Молодец, Лера! Хорошо потрудились. Скажи, какой звук мы учили произносить правильно?
|