Цели:
Образовательные:
- закрепить умение четко произносить звук [Л] в слогах, словах, предложениях
- автоматизировать звуки в спонтанном речевом потоке
- развивать слуховое восприятие
- учить определять наличие звука [Л] в словах.
Развивающие:
- развивать пространственную ориентацию и координацию тонких движений пальцев рук;
- развивать зрительный и слуховой анализатор
- создать условия для развития умения действовать коллективно и самостоятельно;
- развивать фонематический слух
- развивать внимание, мышление, память.
Оборудование: цветок лилии, рисунки лягушек с разными артикуляционными укладами (губы «птенчик», губы «окошечко», губы «трубочка», губы «улыбка»); схематический рисунок болота — извилистая дорожка с изображением болотных кочек; маски лягушек — по количеству детей; декорации болота; «чудесный мешочек» с предметами, в названии которых есть звук [Л].
Ход занятия:
I. Организационный момент:
Логопед держит в руках цветок лилии. Дети стоят лицом к логопеду:
- Доброе утро! Я рада вас видеть. Давайте поприветствуем друг друга. А поможет нам вот этот цветок. А вы узнали его?»
(дети: «Лилия»)
- Да, правильно, это водяная лилия. Сейчас я вдохну её нежный аромат и передам её вам с приветствием. И вы также – вдыхаете и приветствуете друг – друга
(дети приветствуют друг друга по цепочке).
- Вот мы и поприветствовали друг друга.
Какой красивый цветок! Ребята, а почему эта лилия называется водяной?»
(Дети: Она называется водяной, потому что растёт в воде, на болоте.)
А вы хотите попасть на сказочное болото?
(Дети отвечают утвердительно).
Глазки закрывайте 1-2-3 –дружно повернитесь, на болоте окажитесь И в лягушек превратитесь.
П. Автоматизация звука [Л] в слогах:
а) автоматизация звука [Л] в прямых слогах
(декорации небольшого болотца).
Логопед. Ребята, откройте глазки и посмотрите — нас встречают лягушки.
(Выставляются карточки с изображением лягушек с разной артикуляцией). Логопед показывает и говорит:
- Эта лягушка, у которой губки «как широко открытый клюв у птенчика», поёт нам такую песенку: «Ла-ла-ла».
- Эта лягушка, у которой губки «трубочкой», поёт нам такую песенку: «Лу-лу-лу».
- Эта лягушка, у которой губки «окошечком», поёт нам такую песенку: «Ло-ло-ло».
- Эта лягушка, у которой губки «в улыбке», поёт нам такую песенку: «Лы-лы-лы».
Ребята, давайте споём вместе с весёлыми лягушками.
(Логопед показывает картинки и предлагает детям воспроизвести песни лягушек по предложенной артикуляции).
-А теперь вместе повторим эти песенки (тихо ~ громко, индивидуально, по цепочке и хором).
б) автоматизация звука [Л] в обратных слогах
Логопед:
- Наши лягушки песенки попели и вдруг есть захотели.
(Выставляется схематический рисунок болота — извилистая дорожка со схематическим изображением болотных кочек, около последней кочки комарик).
Логопед:
- Чем питаются лягушки?
(Дети: Комарами, мухами).
Логопед:
-Давайте нашим лягушкам поможем ловить комариков. Поиграем в игру «Лягушки охотятся». Нужно перепрыгивать с кочки на кочку и не провалиться в болото. Кочки не простые, а звуковые. Поэтому, надо не только перепрыгнуть, но ещё и правильно прочитать слоги.
в)автоматизация звука [л] в слогах со стечением согласных.
Логопед:
- Чтобы поймать комара, нужно правильно повторить
слоговые ряды, чётко проговаривая звук [Л]. Повтори правильно – получи комарика.
-Повторишь неправильно — комарик улетит и придётся ловить снова.
Логопед проговаривает слоговые ряды, ребенок повторяет:
Лва-лво-лву-лвы, дла-дло-длу-длы, кло-кла-клу-клы, сла-сло-слу-слы, глы-гло-глу-гла, пло-плу-плы-пла.
IV. Развитие фонематического слуха:
(Дети в масках лягушек встают).
Логопед:
- Лягушки очень любят прыгать. Если услышите слог «пла» в словах, подпрыгните, если нет — покачайте «отрицательно» головой.
Плакат, плавать, плут, пластилин, оплата.
-Если услышите слог «сла» в словах, подпрыгните, если нет -покачайте «отрицательно» головой.
Слава, вёсла, слабый, случай, сладость.
V. Автоматизация звука [л] в предложениях:
(Под «кочкой» находят мешочек)
Логопед:
- Что это? Это, наверное, весёлые лягушата решили поиграть с вами! Давайте посмотрим.
(Дети достают из мешочка предметы, называют их, чётко проговаривая звук [Л], выкладывают на стол и составляют предложения)
Например:
У меня спелое яблоко.
У меня круглый клубок. и т. д.
Логопед:
- Все предметы мы сложим обратно в мешочек.
-Пора нам возвращаться в группу.
Закрывайте глазки и повторяйте
1-2-3 – дружно повернитесь и в ребяток превратитесь.
VI. Итог занятия:
- Дети, где мы сегодня побывали?
Что вам понравилось?
Как пели лягушки?
А где растёт водяная лилия?
В каких словах встречается звук [Л]?
(Ответы детей.)
-Молодцы, ребята! Я вами очень довольна! Вы все сегодня отлично постарались и правильно произносили звук [Л]
Дома вы можете нарисовать предметы, в названии которых встречается звук [Л]
Желаю вам успехов!
|