Цели:
- Автоматизация звука Р в изолированном произношении;
- Развитие фонематических процессов (фонематического анализа, восприятия и внимания); развитие ВПФ (мышления, памяти); развитие общей и речевой моторики.
- Воспитания бережного отношения к раздаточному материалу.
План занятия:
- Оргмомент.
- Сообщение темы занятия.
- Артикуляционная гимнастика.
- Физминутка.
- Уточнение артикуляции звука Р.
- Развитие фонематического анализа, восприятия, внимания.
- Подведение итогов занятия.
Ход занятия
Оргмомент
Л.: Здравствуйте ребята! Рада вас видеть! Какое у вас настроение?
Д.: Хорошее!
Л.: Дети, а кто мне скажет, какое сейчас время года?
Д.: Весна.
Л.: Верно, а какой день недели?
Д.: Четверг.
Л.: Правильно. А кто знает, какое сейчас время суток?
Д.: День.
Л.: Молодцы. А теперь навострили ушки, чтобы лучше слышать, потерли глазки, чтобы лучше видеть. Садимся ровно, наше занятие начинается!
Сообщение темы занятия
Л.: Ребята, сейчас я загадаю вам загадку, а вы внимательно слушайте и постарайтесь ее разгадать:
Разноцветное коромысло
Над рекой повисло?
Л.: Что это? (Логопед раздает детям картинки: бусы, лак, радуга, бегемот). Найдите картинку.
Дети находят картинку – радуга.
Л.: Верно, это радуга. (Логопед утрированно произносит звук Р).
Л.: Сегодня мы будем с вами учиться правильно произносить звук Р.
Артикуляционная гимнастика
Логопед раздает детям маленькие зеркала.
Л.: Дети, сейчас мы с вами немного поиграем язычком (логопед вместе с детьми выполняет упражнение «Маляр»).
Откройте рот, широким кончиком языка, как кисточкой ведите от верхних резцов до мягкого неба, как будто вы его красите.
Дети выполняют.
Далее выполняются упражнения: «Грибок», «Фокус», «Лошадка».
Физкультминутка
Уточнение артикуляции звука Р
Л.: Дети, произнесите еще раз звук Р.
Дети произносят.
Л.: В каком положении находятся губы при произнесении звука Р?
Д.: Губы разомкнуты.
Л.: Верно, а в каком положении зубы?
Д.: Сильно раскрыты.
Л.: Молодцы! Где находится кончик языка?
Д.: Кончик языка поднят кверху и дрожит, не касаясь верхних зубов.
Л.: Правильно, кончик языка принимает форму ложечки и дрожит у «бугорков» (альвеол).
Л.: А боковые края языка касаются зубов?
Д.: Да, при произнесении звука боковые края языка прилегают к зубам. (Каждый раз при ответе на вопрос дети произносят звук Р).
Развитие слухового восприятия и внимания,
фонематического анализа
Л.: Давайте с вами поиграем в игру «Хлопки». Я вам буду называть разные слова, а когда вы услышите слово со звуком Р – хлопайте (рак, книга, самовар, сапоги, рыба, сон, комар, сервиз).
Дети хлопают.
Л.: Ребята, посмотрите на картинку. Кто это?
Д.: Это тигр.
Л.: Правильно, а вы знаете, как он рычит?
Д.: …
Л.: Тигр рычит: р-р-р! Давайте вместе порычим.
А теперь попробуйте сами.
Дети выполняют.
Л.: А какие звери еще могут рычать?
Д.: Медведь, лев.
Л.: Молодцы, а теперь давайте поиграем в игру «Угадай-ка».
Каждому ребенку раздаются звуковые схемы слова.
Л.: Ребята, я вам буду называть слова, а вы определите звук Р стоит в начале, середине или конце слова и поставьте фишку в нужную ячейку (рак, корова, топор, жираф). При правильном ответе детям предъявляется картинка.
Подведение итогов занятия
|