Артикуляционная гимнастика для постановки свистящих звуков
Консультация для родителей
Учителя – логопеда МБДОУ «Сказка» Поляковой Н.Я.
Чтобы подготовить органы речи ребёнка к правильному произношению свистящих звуков, предлагаются следующие артикуляционные упражнения:
Упражнение№1. Высунуть широкий язык между зубами, а потом спрятать его за нижние зубы. Выполнить 5 – 6 раз.
Упражнение №2. «Наказать непослушный язык». Приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и произносить: пя – пя – пя.
Скачать конспект
Упражнение №3. Улыбнуться, немного открыть рот, положить широкий кончик языка на нижнюю губу и сдуть ватку со стола или с ладони, направляя воздушную струю на кончик языка.
Упражнение №4. Улыбнуться, открыть рот, зацепить кончик языка за нижние зубы и, не отрывая его от зубов, выгибать спинку языка вперёд.
Упражнение №5. Улыбнуться, кончик языка прижать к нижним зубам, переднюю часть спинки языка поднять к нёбу и шёпотом, а потом громко произносить звуки:
И – ы – и – ы – и – ы – и – ы – и – ы – и – ы – и – ы – и – ы – и – ы – и
Упражнение №6. «Почистим зубы». Улыбнуться, показать зубы, немного открыть рот и кончиком языка «почистить» нижние зубы, делая движения языком из стороны в сторону, а затем – снизу вверх (кончик языка должен быть широкий, движения начинаются от корней нижних зубов).
Чтобы научиться произносить свистящие звуки, то ребёнок должен уметь держать широкий кончик языка за нижними зубами.
Учим ребёнка правильно произносить звук [с]
Чтобы правильно произнести звук [с], ребёнку нужно:
- Улыбнуться, высунуть между зубами широкий кончик языка (следите, чтобы кончик языка не был зажат зубами) и подуть на него;
- Оставить губы в улыбке, приоткрыть рот, спрятать язык за нижние передние зубы и прижать его к ним;
- Стиснуть зубы и продувать сквозь них воздух, направляя его на передние зубы (при этом будет слышен звук [с]). Во время выполнения упражнения пусть ребёнок поднесёт ко рту руку и почувствует, что выдыхаемый им воздух холодный.
Упражнения выполняйте последовательно. К выполнению следующего упражнения переходите тогда, когда ребёнок научится свободно выполнять предыдущее.
Следите, чтобы ребёнок не переутомлялся, прекращайте занятие при появлении признаков усталости.
К занятиям для автоматизации произношения звука [с] в слогах, словах, предложениях, играх и текстах переходите только тогда, когда ребёнок сможет свободно и правильно произносить отдельный звук [с].
Игра на постановку звука [с]
У ребёнка получается произносить звук? Молодцы! Произносим звукоподражания:
- Свистит ветер на улице: с – с – с, с – с – с.
- Из шины выходит воздух: с – с – с – с – с – с
- Велосипедную шину накачивают насосом: ссс…ссс…ссс…
|