Козлова М.Ф. Россия, Самарская обл., г. Тольятти МБУ детский сад № 93 «Мишутка»
Хорошее владение словом – это искусство, которому надо учиться не один год. От этого зависит и социальный статус человека, и профессиональная карьера. Непременным условием для разностороннего развития ребёнка, для его успешного обучения в школе является умение общаться со взрослыми и сверстниками. Дети дошкольного возраста, имеющие общее недоразвитие речи, испытывают трудности в звукопроизношении, не различают звуки на слух, для них характерны ошибки в словообразовании и словоизменении, очень низкий уровень овладения словарем, ошибки в употреблении предложных конструкций, с трудом даются процессы чтения и письма, из–за ряда особенностей формирования речи.
Скачать конспект
Сегодняшний день отличается активным ростом новых развивающих технологий, многие из которых можно успешно использовать при коррекции речевых нарушений. Для того чтобы работа была успешной, воздействие должно быть системным, описывающим и охватывающим весь коррекционный процесс. Одним из эффективных методов развития речи ребенка, который позволяет быстро получить результат, является синквейн. Применение синквейна в коррекционно-развивающей работе с детьми ОНР способствует успешной коррекции речи в целом, при соблюдении системности работы. Применение данной методики позволяет увеличить словарный запас, обогатить речь, сделать ее ярче, также дети перестанут бояться высказывать свои мысли вслух, что является особенно важным для детей с ОНР.
Коррекционная работа начинается с уточнения, расширения, совершенствования словаря по лексическим темам. Метод синквейна можно включать в коррекционно-развивающую работу с детьми логопедической группы не нарушая структуры занятия. Данный метод может легко интегрироваться с другими образовательными областями программы, а простота построения синквейна позволяет быстро получить результат. Знакомя с понятиями «слово, обозначающее предмет» и «слово, обозначающее действие предмета», мы готовим детей для последующей работы над предложением. Раскрывая понятие «слово, обозначающее признак предмета» — накапливаем материал для распространения предложения определениями. Дети овладевают понятиями «живой и неживой» предмет, учатся правильно ставить вопросы к словам, обозначающим предметы, действия и признаки предметов, изображать их графически. Использование наглядно-графических схем помогает детям быстрее усвоить эти понятия.
Работа строится по определённой схеме:
- называние слов-предметов живых
- называние слов-предметов неживых
-постановка вопросов к каждому слову: Кто это? Что это? Какой? Какая? Какое? Что делает? Что делал?
- добиваться от детей, нескольких ответов (ветер — дует, воет, завывает
скрипит, свистит и др.);
-называть несколько признаков к предмету и угадывать что это?
(круглый, оранжевый, сочный, сладкий, спелый, витаминный –
апельсин);
- нахождение слов по наглядно-графическим моделям (солнце, яркое
светит).
Графические схемы помогают детям более конкретно ощутить границы слов и их раздельное написание. В этой работе можно использовать различные картинки и предметы. Если ребенок дает одно название тому, что изображено на картинке (дядя), то педагог может спросить, как назвать его по другому (папа, мужчина). Воспитатель требует от детей ответа одним словом, обозначающим предмет. Дети учатся составлять по картинкам простые предложения разной структуры. Детям нужно помочь осознать, что в предложении есть главные слова, без которых оно не строится. Они необходимы для создания синквейна — сочетания, где сконцентрированы знания чувства, и сужена оценка явлений и событий, выражены свои позиция, взгляд на то или иное событие, предмет.
В старшей группе детям предлагается схема составления синквейна:
- 1 строчка (Кто? Что?) — существительное — одно ключевое слово, определяющее содержание (название произведения, имя героя)
- 2 строчка (Какой? Какая? Какое?) — два прилагательных, характеризующих первую строчку
- 3 строчка (Что делает?) – три глагола, обозначающих действие, относящееся к теме
- 4 строчка – четыре слова – ключевая фраза, которая показывает
отношение автора к теме или её суть;
- 5 строчка – одно слово (существительное) или словосочетание –
ассоциация, синоним, который повторяет суть темы в 1-ой строчке.
Предварительная работа по созданию синквейна ведется на занятиях с воспитателем, с родителями в домашних условиях. Помочь детям сознательно усваивать слова и активно пользоваться ими могут следующие упражнения:
- «Подбери определения» — например, к слову «яблоко». Какое оно: спелое, сочное, румяное, вкусное.
- «Узнай предмет по определению» — белое, длинное, чистое, махровое … (полотенце).
- «Кто что делает?» — повар … (варит, жарит, печет); ветер … (воет,
- срывает листья, поднимает пыль, надувает паруса).
- «Что чем делают?» — рисуют … карандашом, мелком, углем, фломастером, кисточкой).
- «Назови часть целого» — дерево … (ствол, ветки, корень, листья); обедать (наливать, накладывать, отламывать, есть, пить) и т.д.
Родителям предлагается написать «Сочинения» на тему недели, что находит свое отражение в комплексно-тематическом планировании. Лексические темы, которые усваивают дети логопедической группы, служат темами синквейнов. Они могут быть посвящены человеку, явлениям природы, животным, птицам, праздникам, различным датам. Работа над темами: «Человек», «Папа», «Мама», «Девочки», «Мальчики», «Я», «Мы» позволяет детям подумать над тем, кто такой человек, о чем он мечтает, что может, чего не должен совершать в этой жизни. Работы детей (синквейны) оформляются в альбоме, совместно с родителями.
Литература
- Акименко, В.М. Новые педагогические технологии: учебно-метод. пособие [Текст] / В.М. Акимов. — Ростов н/Д; изд. Феникс, 2008. -с.
- Акименко, В.М. Развивающие технологии в логопедии [Текст] / В.М. Акименко. — Ростов н/Д; изд. Феникс, 2011. — с.
- Акименко, В.М. Речевые нарушения у детей [Текст] / В.М. Акименко. — Ростов н/Д; изд. Феникс, 2008. — с.
- Душка, Н. Синквейн в работе по развитию речи дошкольников [Текст] / Н. Душка // «Логопед», №5, 2005. — с.
- Терентьева, Н. Синквейн по «Котловану» [Текст] / Н. Терентьева // Первое сентября, №4, 2006. -с.
Электронные ресурсы:
|