Козлова М.Ф.. Формирование лексических средств языка в работе с детьми с ОНР посредством синквейна

Формирование лексических средств языка в работе с детьми с ОНР посредством синквейна

Козлова М.Ф. Россия, Самарская обл., г. Тольятти МБУ детский сад № 93 «Мишутка»

Хорошее владение словом – это искусство, которому надо учиться не один год. От этого зависит и социальный статус человека, и профессиональная карьера. Непременным условием для разностороннего развития ребёнка, для его успешного обучения в школе является умение общаться со взрослыми и сверстниками. Дети дошкольного возраста, имеющие общее недоразвитие речи, испытывают трудности в звукопроизношении, не различают звуки на слух, для них характерны ошибки в словообразовании и словоизменении, очень низкий уровень овладения словарем, ошибки в употреблении предложных конструкций, с трудом даются процессы чтения и письма, из–за ряда особенностей формирования речи.

 Скачать конспект

Сегодняшний день отличается активным ростом новых развивающих технологий, многие из которых можно успешно использовать при коррекции речевых нарушений. Для того чтобы работа была успешной, воздействие должно быть системным, описывающим и охватывающим весь коррекционный процесс. Одним из эффективных методов развития речи ребенка, который позволяет быстро получить результат, является синквейн. Применение синквейна в коррекционно-развивающей работе с детьми ОНР способствует успешной коррекции речи в целом, при соблюдении системности работы. Применение данной методики позволяет увеличить словарный запас, обогатить речь, сделать ее ярче, также дети перестанут бояться высказывать свои мысли вслух, что является особенно важным для детей с ОНР.

Коррекционная работа начинается с уточнения, расширения, совершенствования словаря по лексическим темам. Метод синквейна можно включать в коррекционно-развивающую работу с детьми логопедической группы не нарушая структуры занятия. Данный метод может легко интегрироваться с другими образовательными областями программы, а простота построения синквейна позволяет быстро получить результат. Знакомя с понятиями «слово, обозначающее предмет» и «слово, обозначающее действие предмета», мы готовим детей для последующей работы над предложением. Раскрывая понятие «слово, обозначающее признак предмета» — накапливаем материал для распространения предложения определениями. Дети овладевают понятиями «живой и неживой» предмет, учатся правильно ставить вопросы к словам, обозначающим предметы, действия и признаки предметов, изображать их графически. Использование наглядно-графических схем помогает детям быстрее усвоить эти понятия.

Работа строится по определённой схеме:

  • называние слов-предметов живых
  • называние слов-предметов неживых

-постановка вопросов к каждому слову: Кто это? Что это? Какой? Какая? Какое? Что делает? Что делал?

  • добиваться от детей, нескольких ответов (ветер — дует, воет, завывает

скрипит, свистит и др.);

-называть несколько признаков к предмету и угадывать что это?

(круглый, оранжевый, сочный, сладкий, спелый, витаминный –

апельсин);

  • нахождение слов по наглядно-графическим моделям (солнце, яркое

светит).

Графические схемы помогают детям более конкретно ощутить границы слов и их раздельное написание. В этой работе можно использовать различные картинки и предметы. Если ребенок дает одно название тому, что изображено на картинке (дядя), то педагог может спросить, как назвать его по другому (папа, мужчина). Воспитатель требует от детей ответа одним словом, обозначающим предмет. Дети учатся составлять по картинкам простые предложения разной структуры. Детям нужно помочь осознать, что в предложении есть главные слова, без которых оно не строится. Они необходимы для создания синквейна — сочетания, где сконцентрированы знания чувства, и сужена оценка явлений и событий, выражены свои позиция, взгляд на то или иное событие, предмет.

В старшей группе детям предлагается схема составления синквейна:

  • 1 строчка (Кто? Что?) — существительное — одно ключевое слово, определяющее содержание (название произведения, имя героя)
  • 2 строчка (Какой? Какая? Какое?) — два прилагательных, характеризующих первую строчку
  • 3 строчка (Что делает?) – три глагола, обозначающих действие, относящееся к теме

- 4 строчка – четыре слова – ключевая фраза, которая показывает

отношение автора к теме или её суть;

- 5 строчка – одно слово (существительное) или словосочетание –

ассоциация, синоним, который повторяет суть темы в 1-ой строчке.

Предварительная работа по созданию синквейна ведется на занятиях с воспитателем, с родителями в домашних условиях. Помочь детям сознательно усваивать слова и активно пользоваться ими могут следующие упражнения:

  • «Подбери определения» — например, к слову «яблоко». Какое оно: спелое, сочное, румяное, вкусное.
  • «Узнай предмет по определению» — белое, длинное, чистое, махровое … (полотенце).
  • «Кто что делает?» — повар … (варит, жарит, печет); ветер … (воет,
  • срывает листья, поднимает пыль, надувает паруса).
  • «Что чем делают?» — рисуют … карандашом, мелком, углем, фломастером, кисточкой).
  • «Назови часть целого» — дерево … (ствол, ветки, корень, листья); обедать (наливать, накладывать, отламывать, есть, пить) и т.д.

Родителям предлагается написать «Сочинения» на тему недели, что находит свое отражение в комплексно-тематическом планировании. Лексические темы, которые усваивают дети логопедической группы, служат темами синквейнов. Они могут быть посвящены человеку, явлениям природы, животным, птицам, праздникам, различным датам. Работа над темами: «Человек», «Папа», «Мама», «Девочки», «Мальчики», «Я», «Мы» позволяет детям подумать над тем, кто такой человек, о чем он мечтает, что может, чего не должен совершать в этой жизни. Работы детей (синквейны) оформляются в альбоме, совместно с родителями.

Литература

  1. Акименко, В.М. Новые педагогические технологии: учебно-метод. пособие [Текст] / В.М. Акимов. — Ростов н/Д; изд. Феникс, 2008. -с.
  2. Акименко, В.М. Развивающие технологии в логопедии [Текст] / В.М. Акименко. — Ростов н/Д; изд. Феникс, 2011. — с.
  3. Акименко, В.М. Речевые нарушения у детей [Текст] / В.М. Акименко. — Ростов н/Д; изд. Феникс, 2008. — с.
  4. Душка, Н. Синквейн в работе по развитию речи дошкольников [Текст] / Н. Душка // «Логопед», №5, 2005. — с.
  5. Терентьева, Н. Синквейн по «Котловану» [Текст] / Н. Терентьева // Первое сентября, №4, 2006. -с.

Электронные ресурсы:

Просмотров: 581
Категория: По направлениям » Для детского сада » Развитие речи детей дошкольного возраста




Другие новости по теме:

  • Минакова Елена Николаевна. Конспект непосредственно-образовательной деятельности для детей логопедической группы 5-7 лет с тяжелыми нарушениями речи (заикание и общее недоразвитие речи) Тема: «Что у Осени в лукошке?»
  • Сухова Наталья Александровна. Брошюра для родителей «Советы, что можно сделать или сказать, когда ребенок кричит и не хочет идти в детский сад»
  • Зеленова Ирина Александровна. Круглый стол для детей и родителей «Что может быть семьи дороже?!»
  • Гимазутдинова Наталья. «Практикум для педагогов ДОУ по построению эффективного общения с родителями воспитанников по теме: «Общаться позитивно – что это значит».
  • Ан Таисия Евгеньевна. СЦЕНАРИЙ ОСЕННЕГО РАЗВЛЕЧЕНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА «ЧТО МЫШКА ДЕЛАЕТ ОСЕНЬЮ?»
  • Зыкова Наталия Васильевна. Конспект игровой программы коррекционно-развивающей направленности в специальной группе Центра «Что такое хорошо и что такое плохо»
  • Старцева Любовь Анатольевна Нестерова Ольга Александровна. Рекомендации для родителей «Как объяснить детям, что такое личное пространство человека»
  • Железнова Татьяна Юрьевна. Дидактический материал для детей по теме «Кто где живёт?» (предмет «Окружающий мир»)
  • Мария Дорошенко. Конспект занятия кружка театральной деятельности для старшего возраста «Что такое хорошо, что такое плохо»
  • Белоусова Ю.А.. Беседа с родителями «Что читать детям трусишкам»
  • Чернова Натела Арамайсовна. ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ К ТЕМЕ «СЛОВА-ПРЕДМЕТЫ» ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ «Найди лишнее слово»
  • Елена Васильевна Савельева. Конспект интегрированной непосредственно образовательной деятельности в подготовительной группе для детей с ОНР, ФФНР. Игра «Что? Где? Когда» по теме «Весна».
  • Дворянчикова Татьяна Алексеевна. Методическое пособие по познавательному развитию детей младшего дошкольного возраста «Кто что ест»
  • Атабаева Мадина Тимуровна. ОДАРЕННЫЙ РЕБЕНОК. ЧТО МОГУТ СДЕЛАТЬ ДЛЯ НЕГО РОДИТЕЛИ?
  • Мурнаева Ирина Сергеевна. Конспект комплексного занятия по нравственному воспитанию по теме: «Что такое хорошо и что такое плохо?»
  • Милованова Людмила Николаевна. Консультация для родителей «Во что играют наши дети?!»
  • Борисова Валентина Анатольевна. Что читать детям разного возраста
  • Агишева Оксана Владимировна. Открытое занятие по теме: «Что такое хорошо и что такое плохо»
  • Наумова Наталия Александровна. Сообщение к педсовету 'Красота-это то, что создаёт человек'
  • Дядя Эй!. А это, что за хрень?
  • Васильченко Юлия Сергеевна, Гаганова Юлия Сергеевна, Сидорова Лидия Васильевна. Новогодний праздник для детей старшего дошкольного возраста «Что такое Новый год? Это…»
  • Редактор. Что подарить детям на выпускной в детском саду?
  • Савиных Елена Анатольевна. Что такое ритмика и в чем её польза для развития дошкольников?
  • Падерина Любовь Михайловна. Мнемотаблицы для заучивания стихов — что это такое?
  • Никулова Т. И. Конспект интегрированного досуга для детей с общим недоразвитием речи и их родителей «Что такое хорошо и что такое плохо?»
  • Земцова А.А., Шабанова Л.И.. Информационно-творческий проект «Рыбы. Что нужно им для жизни» для старшей группы
  • Погодаева Елена Васильевна. Дидактическая игра для дошкольников в средней и старшей группе на тему «Что для природы хорошо и от чего ей плохо»
  • Атлашова Вероника Александровна. Родительское собрание на тему: «Что такое хорошо, что такое плохо»
  • Мусиячина Марина Владимировна. КОНСПЕКТ ИНТЕГРИРОВАННОЙ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ «Что такое хорошо и что такое плохо?».
  • Анастасия Владимировна Миллер. Раннее развитие: что лучше для Вашего малыша или Как развить ребенка и не навредить



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь