Козлова М.Ф.. Формирование лексических средств языка в работе с детьми с ОНР посредством синквейна

Формирование лексических средств языка в работе с детьми с ОНР посредством синквейна

Козлова М.Ф. Россия, Самарская обл., г. Тольятти МБУ детский сад № 93 «Мишутка»

Хорошее владение словом – это искусство, которому надо учиться не один год. От этого зависит и социальный статус человека, и профессиональная карьера. Непременным условием для разностороннего развития ребёнка, для его успешного обучения в школе является умение общаться со взрослыми и сверстниками. Дети дошкольного возраста, имеющие общее недоразвитие речи, испытывают трудности в звукопроизношении, не различают звуки на слух, для них характерны ошибки в словообразовании и словоизменении, очень низкий уровень овладения словарем, ошибки в употреблении предложных конструкций, с трудом даются процессы чтения и письма, из–за ряда особенностей формирования речи.

 Скачать конспект

Сегодняшний день отличается активным ростом новых развивающих технологий, многие из которых можно успешно использовать при коррекции речевых нарушений. Для того чтобы работа была успешной, воздействие должно быть системным, описывающим и охватывающим весь коррекционный процесс. Одним из эффективных методов развития речи ребенка, который позволяет быстро получить результат, является синквейн. Применение синквейна в коррекционно-развивающей работе с детьми ОНР способствует успешной коррекции речи в целом, при соблюдении системности работы. Применение данной методики позволяет увеличить словарный запас, обогатить речь, сделать ее ярче, также дети перестанут бояться высказывать свои мысли вслух, что является особенно важным для детей с ОНР.

Коррекционная работа начинается с уточнения, расширения, совершенствования словаря по лексическим темам. Метод синквейна можно включать в коррекционно-развивающую работу с детьми логопедической группы не нарушая структуры занятия. Данный метод может легко интегрироваться с другими образовательными областями программы, а простота построения синквейна позволяет быстро получить результат. Знакомя с понятиями «слово, обозначающее предмет» и «слово, обозначающее действие предмета», мы готовим детей для последующей работы над предложением. Раскрывая понятие «слово, обозначающее признак предмета» — накапливаем материал для распространения предложения определениями. Дети овладевают понятиями «живой и неживой» предмет, учатся правильно ставить вопросы к словам, обозначающим предметы, действия и признаки предметов, изображать их графически. Использование наглядно-графических схем помогает детям быстрее усвоить эти понятия.

Работа строится по определённой схеме:

  • называние слов-предметов живых
  • называние слов-предметов неживых

-постановка вопросов к каждому слову: Кто это? Что это? Какой? Какая? Какое? Что делает? Что делал?

  • добиваться от детей, нескольких ответов (ветер — дует, воет, завывает

скрипит, свистит и др.);

-называть несколько признаков к предмету и угадывать что это?

(круглый, оранжевый, сочный, сладкий, спелый, витаминный –

апельсин);

  • нахождение слов по наглядно-графическим моделям (солнце, яркое

светит).

Графические схемы помогают детям более конкретно ощутить границы слов и их раздельное написание. В этой работе можно использовать различные картинки и предметы. Если ребенок дает одно название тому, что изображено на картинке (дядя), то педагог может спросить, как назвать его по другому (папа, мужчина). Воспитатель требует от детей ответа одним словом, обозначающим предмет. Дети учатся составлять по картинкам простые предложения разной структуры. Детям нужно помочь осознать, что в предложении есть главные слова, без которых оно не строится. Они необходимы для создания синквейна — сочетания, где сконцентрированы знания чувства, и сужена оценка явлений и событий, выражены свои позиция, взгляд на то или иное событие, предмет.

В старшей группе детям предлагается схема составления синквейна:

  • 1 строчка (Кто? Что?) — существительное — одно ключевое слово, определяющее содержание (название произведения, имя героя)
  • 2 строчка (Какой? Какая? Какое?) — два прилагательных, характеризующих первую строчку
  • 3 строчка (Что делает?) – три глагола, обозначающих действие, относящееся к теме

- 4 строчка – четыре слова – ключевая фраза, которая показывает

отношение автора к теме или её суть;

- 5 строчка – одно слово (существительное) или словосочетание –

ассоциация, синоним, который повторяет суть темы в 1-ой строчке.

Предварительная работа по созданию синквейна ведется на занятиях с воспитателем, с родителями в домашних условиях. Помочь детям сознательно усваивать слова и активно пользоваться ими могут следующие упражнения:

  • «Подбери определения» — например, к слову «яблоко». Какое оно: спелое, сочное, румяное, вкусное.
  • «Узнай предмет по определению» — белое, длинное, чистое, махровое … (полотенце).
  • «Кто что делает?» — повар … (варит, жарит, печет); ветер … (воет,
  • срывает листья, поднимает пыль, надувает паруса).
  • «Что чем делают?» — рисуют … карандашом, мелком, углем, фломастером, кисточкой).
  • «Назови часть целого» — дерево … (ствол, ветки, корень, листья); обедать (наливать, накладывать, отламывать, есть, пить) и т.д.

Родителям предлагается написать «Сочинения» на тему недели, что находит свое отражение в комплексно-тематическом планировании. Лексические темы, которые усваивают дети логопедической группы, служат темами синквейнов. Они могут быть посвящены человеку, явлениям природы, животным, птицам, праздникам, различным датам. Работа над темами: «Человек», «Папа», «Мама», «Девочки», «Мальчики», «Я», «Мы» позволяет детям подумать над тем, кто такой человек, о чем он мечтает, что может, чего не должен совершать в этой жизни. Работы детей (синквейны) оформляются в альбоме, совместно с родителями.

Литература

  1. Акименко, В.М. Новые педагогические технологии: учебно-метод. пособие [Текст] / В.М. Акимов. — Ростов н/Д; изд. Феникс, 2008. -с.
  2. Акименко, В.М. Развивающие технологии в логопедии [Текст] / В.М. Акименко. — Ростов н/Д; изд. Феникс, 2011. — с.
  3. Акименко, В.М. Речевые нарушения у детей [Текст] / В.М. Акименко. — Ростов н/Д; изд. Феникс, 2008. — с.
  4. Душка, Н. Синквейн в работе по развитию речи дошкольников [Текст] / Н. Душка // «Логопед», №5, 2005. — с.
  5. Терентьева, Н. Синквейн по «Котловану» [Текст] / Н. Терентьева // Первое сентября, №4, 2006. -с.

Электронные ресурсы:

Просмотров: 647
Категория: По направлениям » Для детского сада » Развитие речи детей дошкольного возраста




Другие новости по теме:

  • Чернова Натела Арамайсовна. ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ К ТЕМЕ «СЛОВА-ПРЕДМЕТЫ» ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ «Найди лишнее слово»
  • Швецова Элла Александровна. Методическая разработка 'Инновационные приемы развития речемыслительной деятельности детей на основе дидактического синквейна'.
  • Буркеева Эльвира Рахибовна. Речевое и познавательное развитие детей дошкольного возраста методом дидактического синквейна
  • Шуваева Оксана Анатольевна. Методическая разработка «Использование технологии «Синквейн» в работе по развитию речи старших дошкольников»
  • Самсонова Оксана Николаевна. Как помочь родителям быстро и интересно автоматизировать поставленные звуки детям с ОНР.
  • Родина Елена Алексеевна. Комплексно-тематическое планирование Теме: «Развитие речи детей старшего дошкольного возраста через художественное слово»
  • Рыжакина Анна Николаевна. Использование коррекционно-развивающих технологий в работе по развитию речи детей дошкольного возраста
  • Костикова Надежда Владиславовна. Формы работы по формированию слоговой структуры слова у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
  • Романова Екатерина Сергеевна. Использование интерактивных игр портала Мерсибо в логопедической работе с детьми дошкольного возраста с нарушением речи и детьми с ОВЗ (Из опыта работы)
  • Коннова Н.М.. Коррекционная работа с детьми с фонетико — фонематическим недоразвитием речи детей дошкольного возраста.
  • Железнова Татьяна Юрьевна. Дидактический материал для детей по теме «Кто где живёт?» (предмет «Окружающий мир»)
  • Антошина Юлия Ивановна. Применение наглядно-игровых пособий из фетра в коррекционной работе с детьми, имеющими речевые нарушения.
  • Машенцева Ирина Викторовна. Конспект логопедического занятия в старшей группе по теме «Работа по коррекции и развитию детской речи с использованием программно-дидактического комплекса Логомер»
  • Скрипник Лилия Владимировна. «Использование нетрадиционных материалов в коррекционно-логопедической работе с детьми с нарушениями речи».
  • Бражникова Алла Валериевна. Применение электронных образовательных ресурсов в работе по развитию речи и памяти детей с тяжелыми нарушениями речи (ТНР) в условиях реализации ФГОС ДО.
  • Курманова Злата Вячеславовна. Криотерапия как одно из эффективных средств развития графо-моторных навыков детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи
  • Агеева Ирина Алексеевна. Синквейн – эффективная технология в работе по развитию речи дошкольников.
  • Редактор. Текст (слова) песни «Happy New Year!»
  • Альянова Светлана Юрьевна. Кружковая работа по аппликации как форма и метод работы по развитию творческих способностей детей
  • Ходырева Нина Владимировна. Использование информационно — коммуникационных технологий, как одно из средств формирования и развития словаря детей раннего возраста с задержкой психического развития (ЗПР).
  • Лисина Анна Николаевна. Подгрупповая работа по развитию речи с детьми пятого года жизни с общим недоразвитием речи «Насекомые»
  • Родионова Ирина Алексеевна, соавтор Ежикова Лариса Ивановна. Применение мнемотехники в коррекционно – образовательной работе с детьми с нарушением речи
  • Охотникова Марина Вячеславовна. Использование игровых технологий в коррекционно-развивающей работе с воспитанниками имеющими нарушения речи
  • Деш Оксана Владимировна. «Коррекционная работа с детьми дошкольного возраста с общим недоразвитием речи»
  • Паншина Татьяна. «Театрализованная деятельность как средство формирования и развития речи у детей с ограниченными возможностями здоровья» (дети-инвалиды дошкольного возраста, занимающиеся на дому)
  • Ившина Елена Николаевна. Сотрудничество учителя-логопеда с семьей, как одно из условий успешной коррекционной деятельности с детьми, имеющими нарушения речи
  • Масловская З. Н., Сенченко И.Н., Суркова Т.А.. Здоровьесберегающие технологии в работе с детьми с ОВЗ в условиях групп компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи
  • Русина Ася Сергеевна. Коррекционно-логопедическая работа по развитию речи у детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми речевыми нарушениями с использованием метода «глобальное чтение»
  • Минакова Елена Николаевна. Конспект непосредственно-образовательной деятельности для детей логопедической группы 5-7 лет с тяжелыми нарушениями речи (заикание и общее недоразвитие речи) Тема: «Что у Осени в лукошке?»
  • Богданова Ольга Станиславна. Материал к РМО учителей-логопедов по теме «Навыки словообразования, как одно из значимых условий активизации словаря у детей с нарушением речи»



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь