(из опыта работы)
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области основная общеобразовательная школа № 6 города Новокуйбышевска городского округа Новокуйбышевск Самарской области структурное подразделение «Детский сад «Ежик»
Скачать конспект
В соответствии с ФГОС ДО одним из приоритетных направлений системы дошкольного образования является развитие речи у дошкольников. Поэтому определение направлений и условия развития речи у детей структурного подразделении «Детский сад «Ёжик» относятся к числу важнейших педагогических задач. Проблема развития речи является одной из актуальных. Педагогам приходится использовать в практике разнообразные педагогические технологии. Педагогические технологии – это инструментарий, при помощи которого решаются задачи.
Активное использование информационных технологий является важным условием обновления коррекционно-развивающего процесса. Компьютер стал средством реализации основных задач речевого развития ребёнка дошкольного возраста. С помощью ИКТ стало возможно оптимизировать образовательный процесс, сделать более эффективным процесс обучения и воспитания детей.
Из года в год в нашем структурном подразделении отмечается тенденция к увеличению числа дошкольников с особенными возможностями здоровья, имеющих речевые трудности различного содержания. Одной из категорий таких детей являются дошкольники с ОНР III уровня развития, характерной особенностью которых является наличие лексико-грамматических нарушений в оформлении связной речи. Бедность активного словаря проявляется в неточном произнесении многих слов — названий ягод, цветов, диких животных, птиц, профессий, частей тела и лица. В глагольном словаре преобладают слова, обозначающие ежедневные бытовые действия. Трудно усваиваются слова, имеющие обобщённое значение, и слова, обозначающие оценку, состояние, качество и признак предмета. Слова понимаются и употребляются неточно, значение их неравномерно расширяется, или напротив, оно понимается слишком узко. Нарушения морфологической системы языка у детей с общим недоразвитием речи III уровня проявляются в неправильном употреблении:
- окончаний имён существительных, местоимений, прилагательных
- падежных и родовых окончаний количественных числительных
- окончаний глаголов в прошедшем времени
- предложно-падежных конструкций.
Нарушение синтаксической структуры предложения выражается в пропуске членов предложения, неправильном порядке слов, отсутствии сложноподчиненных конструкций.
Таким образом, лексико-грамматический строй речи у дошкольников с ОНР III уровня характеризуется наличием аграмматизмов, трудностями в словообразовании, лексическими заменами.
Особенностями развития данной категории детей является снижение интереса к обучению, нестабильное психоэмоциональное состояние, пониженная работоспособность, повышенный тонус организма. В связи с этим возникает необходимость поиска наиболее эффективных путей повышения качества образования.
Для ребёнка дошкольного возраста игра – это ведущая деятельность, которая способствует развитию воображения, мышления, речи. В игре дети учатся понимать друг друга, общаться. Через игру они узнают об окружающем мире, постигают все его сложности. И здесь у компьютера имеются широкие возможности, потому что правильно подобранные развивающие компьютерные игры и задания являются для дошкольника, прежде всего игровой деятельностью, а затем уже учебной. Дети получают эмоциональный и познавательный заряд, вызывающий у них желание рассмотреть, действовать, играть, вернуться к этому занятию вновь. Этот интерес и лежит в основе формирования таких важных структур, как познавательная мотивация, произвольные память и внимание, предпосылки развития логического мышления, которые так необходимы для каждого дошкольника.
По признанию многих специалистов (Жукова Н.С., Филичева Т.Б, Шаховская С.Н. и др.) основополагающим направлением коррекционной работы с детьми с ОНР является развитие лексико-грамматической стороны речи. В логопедии разработана и широко применяется методическая система коррекционной работы с детьми с ОНР. Однако, специфические приёмы, направленные на формирование лексики и грамматических средств языка представлены недостаточно. Для успешной социализации и интеграции дошкольников структурного подразделения «Ёжик» с ОНР III уровня в общество нами обозначена проблема формирования лексико-грамматических средств языка, как одна из наиболее актуальных на современном этапе.
Для расширения коммуникативных навыков старших дошкольников с ОНР III уровня возникла необходимость разработки методических рекомендаций с применением ИКТ, которые бы являлись стимулирующим фактором для усвоения ребёнком дошкольной образовательной программы.
Цель: формирование лексико-грамматических средств языка у дошкольников старшего возраста с ОНР III уровня.
Задачи:
- обогащение и активизация словаря;
- формирование грамматического строя речи.
В решении данных задач основная роль отводится учителю-логопеду. Предлагаемое нами перспективное планирование с введением дидактических игр и упражнений с использованием ИКТ, направленных на коррекцию лексико-грамматической стороны речи поможет не только детям с различными речевыми нарушениями, но и нормально развивающимся дошкольникам.
Формы использования ИКТ для формирования лексико-грамматических средств языка очень обширны:
- электронные пособия для демонстрации на компьютере, мультимедийном проекторе: специальные компьютерные игры ( «Развитие речи. Учимся говорить правильно», «Игры для Тигры», «Домашний логопед»);
- использование готовых цифровых образовательных ресурсов: игры, презентации на сайтах www. logozavr. ru, viki. rdf. ru
- создание собственных презентаций и дидактических пособий (игр) в Microsoft PowerPoint, а также с использованием SMART-доски.
Признавая, что компьютер — мощное средство для лексико-грамматического развития детей, необходимо помнить, что он должен только дополнять педагога, а не заменять его. Информационные компьютерные технологии влияют на детскую психику гораздо сильнее, чем все традиционные игры. Поэтому особое внимание важно уделять мультипродукции: содержанию, целям, направленности. Применение компьютерных игр должно быть минимализировано и гармонично сочетаться с традиционными формами коррекционно- развивающей работы.
Для реализации программно-методических задач по формированию лексико-грамматических средств языка с использованием ИКТ во время проведения непосредственно образовательной деятельности необходимо придерживаться традиционной структуры, включающей в себя несколько частей, из которых только одна проводится при непосредственной работе ребёнка на компьютере.
Результатом использования информационно-коммуникационных технологий в своей работе со старшими дошкольниками с ОНР III уровня стало повышение мотивации детей к занятиям, к формированию сотрудничества между ребёнком и взрослым, и, наконец, положительная динамика по формированию лексико-грамматического строя речи.
Но вместе с тем данная проблема остаётся актуальной и требует дальнейшей коррекционной работы в соответствии с возможностями каждого ребёнка.
Таким образом, информационно-коммуникационные технологии, используемые учителем-логопедом, являются эффективным техническим средством способствующим формированию лексико-грамматических средств языка у дошкольников старшего возраста с общим недоразвитием речи III уровня.
Список литературы.
- Авторский коллектив ГОУ «ЦРР детский сад №2558». Система и методика использования информационно-коммуникационных технологий для развития ведущих сфер личности ребёнка в системе воспитательно-образовательного процесса в ДОУ. Современное дошкольное образование. Теория и практика. – М., 2011. Журнал «Современное дошкольное образование. Теория и практика» — М., 2011. — №4 (17)
- Белая К.Ю. Использование современных информационных технологий в ДОУ и роль воспитателя в освоении детьми начальной компьютерной грамотности. Журнал «Современное дошкольное образование. Теория и практика» — М., 2011. — №4 (14)
- Лынская М.И. Организация логопедической помощи с использованием компьютерных программ. Журнал «Логопед в детском саду – Л., 2006. — №6 (13).
- Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Программа логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей (II год обучения, подготовительная группа).
|