В настоящее время в нашей стране реализуется Стратегия развития информационного общества, которая связана с доступностью информации для всех категорий граждан и организацией доступа к этой информации. Поэтому использование информационно-коммуникативных или коммуникационных технологий является одним из приоритетов образования. Информационные технологии, это не только компьютеры и их программное обеспечение, под ИКТ подразумевается использование Интернета, телевизора, видео, DBD, CD, мультимедиа, аудиовизуального оборудования, то есть всего того, что может представлять широкие возможности для коммуникации.
Информационные технологии в детском саду – один из путей реализации Федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования. С их помощью появляются новые возможности для развития и обучения воспитанников:
- повышается мотивация ребенка дошкольного возраста к образовательному процессу;
- формируются универсальные учебные действия;
- осуществляется рост личностных достижений.
Компьютер входит в жизнь ребенка с ранних лет, оказывая как положительное, так и отрицательное влияние на формирование его личности, и, мы, воспитатели, должны оградить детей от негативного его воздействия.
Скачать материалы к проекту
Одной из возможностей использования информационных технологий является применение компьютера в речевом развитии, так как в современном дошкольном образовании, как и раньше, речь является основой воспитания и обучения детей. От уровня овладения связной речью зависит успешность обучения детей в школе, умение общаться с людьми и общее интеллектуальное развитие.
Для меня, как воспитателя, ИКТ полезны для повышения профессиональной компетентности через сеть Интернет (это поиск информации, обмен опытом работы и дистанционное обучение), ведения электронного портфолио, документации; проведения методической работы: консультаций, семинаров.
Изучив педагогическую литературу (Новоселовой Л.С, И. Пашелите, Г.П. Петку) и передовой опыт (Г. А. Репиной, Л.А. Парамоновой, Чайновой и других) по данной теме я убедилась, что использование икт открывают перед педагогом новые перспективы повышения эффективности развития речи дошкольников, служит современным наглядным материалом, решают задачи, обеспечивающие готовность к обучению (оптико-пространственная ориентация, зрительно-моторная координация), формирование учебной мотивации, развитие самостоятельности, произвольности. Таким образом, ученые, отечественные и зарубежные исследователи придерживаются такой точки зрения, что при грамотном использовании технических средств компьютерные программы для дошкольников могут широко использоваться на практике без риска для здоровья детей.
В поисках новых путей и методов организации коммуникативной деятельности, я обратилась к стандартным средствам Microsoft Office (майкрософт офис), а именно, к программе PowerPoin (Пауэр Поинт), 3D мультипликатор.
Начали работу с программой 3D мультипликатор. Выбрали с ребятами сюжет, главных героев, записали аудиоряд. И начали съемку мультфильма. Мы снимали магнитный театр. Плучился мультфильм «Машина школа». Мы с детьми создали свою студию мультипликации. Делали фотографии по кадрам, далее я все собирала в видеоряд.
Наличие компьютера, ноутбука, магнитофона, фотоаппарата в предметной среде группы дает возможность расширения информативно-иллюстративного обеспечения образовательного процесса, что поддерживает необходимый уровень качества.
Поскольку выявлено, что у большинства детей дошкольного возраста преобладает визуальное восприятие над слуховым, то именно ИКТ, которое обладает мультимедийностью, помогает сделать взаимодействие между педагогам и ребенком более интересным и динамичным.
Позволяет «погрузить» дошкольника в предмет изучения, создать иллюзию соприсутствия, сопереживания с объектом.
Накопленный опыт позволяет сделать вывод что, использование ИКТ в коммуникативной деятельности повышает эффективность работы по развитию речи, оптимизирует образовательный процесс, обеспечивает индивидуальный подход к детям с нарушениями речи, а также формирует успешность детей, повышает мотивацию, существенно сокращает время усвоения материала.
Использование ИКТ в образовательном процессе дает возможность организовать детскую деятельность на высоком эстетическом и эмоциональном уровне (фотографии, анимация, музыка); обеспечить наглядность; привлечь большое количество дидактического материала; способствует повышению качества знаний воспитанников.
Список использованной литературы.
- Антошин М. К. Учимся работать на компьютере. М.: Айрисс-пресс, 2008.
- Говиц Ю.М., Зворыгина Е.В., Поддьяков Н.Н. Новые информационные технологии в дошкольном образовании. М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 1998. Журнал «Управление ДОУ». №6 2008г
- Иванова Е.В. Повышение ИКТ – компетентности педагогов. Журнал «Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения». №12 2009
- Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии: школьник и компьютер. М., 2007.
- Чистякова И.А. 33 игры для развития глагольного словаря дошкольников. С.-П.: Каро, 2005.
- Арушанова А.Г. Речь и речевое общение дошкольников. Формирование грамматического строя речи. М., 2005.
|